Дело № 2-4021/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2014 года г. Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Кудаковой В.В.,
при секретаре Левченко О.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству социального развития Саратовской области, указав в обоснование заявленных требований, что он работал в должности слесаря на Саратовской дистанции гражданских сооружений Саратовского отделения Приволжской железной дороги – филиал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ранее Локомотивное Депо Саратов 2 Приволжской железной дороги) с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ года ему было присвоено звание «Ветеран труда Саратовской дистанции гражданских сооружений Приволжской железной дороги». ДД.ММ.ГГГГ года он был награжден почетной грамотой за долголетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте. ДД.ММ.ГГГГ года он был награжден почетной грамотой за высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий. Истец обратился в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Приказом Министра социального развития Саратовской области о ДД.ММ.ГГГГ года № № истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее- ОАО «РЖД») не является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» ветеранами труда признаются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде. ОАО «РЖД» создано в результате реорганизации Министерства путей сообщения. ОАО «РЖД» создано Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с уставным капиталом, в котором доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 %. ОАО «РЖД» как самостоятельный хозяйствующий субъект действует с 2003 года. Считает, что свою награду он заслужил, работая с ДД.ММ.ГГГГ года - по ДД.ММ.ГГГГ год на предприятии федерального железнодорожного транспорта, обеспечивая потребность государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках. В п. 4.3.13 Коллективного договора ОАО «РЖД» говорится, что акционерное общество взяло на себя обязательство «награждать работников наградами Компании, представлять их к государственным и ведомственным наградам». Несмотря на то, что ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, оно имеет особый статус. 100 % акций принадлежат Российской Федерации. В структуру ОАО «РЖД» входят 160 филиалов (в том числе 17 железных дорог), расположенных на всей территории Российской Федерации, а также представительства в иностранных государствах.
На основании вышеизложенного просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме и дал пояснения аналогично изложенным в иске.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности ФИО2, просил в удовлетворении иска отказать, считая что, представленные истцом награждения, выданные по решению ОАО «РЖД» и филиалом ОАО «РЖД» «Центральной дирекции по теплоснабжению» в соответствии с действующим законодательством не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», представил письменные возражения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке истец являлся работником ОАО «РЖД» (л.д. 8-15).
Истцу ДД.ММ.ГГГГ года было выдано удостоверение о присвоении звания «Ветеран труда Саратовской дистанции гражданских сооружений Приволжской железной дороги» начальником Саратовской дистанции гражданских сооружений и председателем профкома (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ года истец был награжден почетной грамотой за долголетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте в связи с «Днем железнодорожника», выданной начальником Приволжской ДТВ (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 президентом ОАО «РЖД» был награжден почетной грамотой за высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий (л.д. 18).
Приказом министра социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № 163 истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 16, 30).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерацией как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если подлежащий применению закон либо иной нормативный правой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, в также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п. 1 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Системный анализ норм Федерального закона "О ветеранах" позволяет сделать вывод о том, что одним из условий для присвоения звания "Ветеран труда" является наличие у гражданина необходимого стажа трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и награждение его ведомственными знаками отличия в труде.
Согласно п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области» лица, претендующие на присвоение статуса «Ветеран труда» подают в орган социальной поддержки населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, то есть:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В дальнейшем документы лица, претендующего на присвоение звания
«Ветеран труда» заверяются органом социальной защиты населения, и в течение
10 дней направляются в орган исполнительной власти области в сфере
социальной поддержки, которым в настоящее время является министерство
социального развития Саратовской области.
Основным условием отнесения почетных грамот, нагрудных знаков к ведомственным знакам отличия в труде, является награждение ими от имени Правительства бывшего СССР или Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти, о чем должен быть соответствующий документ (удостоверение, диплом), заверенный печатью указанных органов исполнительной власти и подписью руководителей этих органов в ранге министра, заместителя министра, или выписки из приказов по министерству (решений коллегий министерств).
Как следует из организационно-правовой формы ОАО "РЖД", а также ст. 2 ФЗ от 26.12.1995 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - ОАО "РЖД" является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. Стопроцентное владение Российской Федерации акциями ОАО "РЖД" не меняет его организационно-правовой формы и не наделяет функциями, характерными для соответствующих федеральных министерств, служб, агентств.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в числе прочих, железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации. Именно ему предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Наличие только одного трудового стажа недостаточно для присвоения звания "Ветеран труда".
Из вышеизложенного следует, что к ведомственным знакам отличия в труде можно отнести: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советов Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Награждение ФИО1 производилось не от имени министерств и ведомств СССР, РСФСР и РФ, а от имени ОАО "РЖД".
В связи с чем, суд приходит к выводу, что не имеет правового значения, для решения вопроса о праве истца на присвоение звания "Ветеран труда", его трудовая деятельность на железной дороге до приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и учреждения ОАО "РЖД". При этом согласно существующему порядку, истец мог быть награжден ведомственной наградой Министерства транспорта Российской Федерации, по представлению ОАО "РЖД".
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2014 года.
Судья В.В. Кудакова