ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4022/2015 от 09.11.2015 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре ФИО4, с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Справедливость» в защиту интересов ФИО1 к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о взыскании предварительной оплаты товара, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ООЗПП «Справедливость» в защиту интересов ФИО1 обратилась с указанным иском к ответчику ИП ФИО2, указывая в обоснование своих требований на то, что между ФИО1 и ИП ФИО2 заключен договор розничной продажи дивана-кровати «Джаз» 18 кат., кресла «Джаз» 18 кат., ткань «Арбен» PASSION на заказ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму . Была оплачена предоплата на сумму в размере . ДД.ММ.ГГГГ магазин доставил заказ, который не был упакован, отсутствовала какая-либо пленка, обертка, производственная упаковка. Диван имел пятна на ткани. Мебель грузчики, выгружая из автомобиля, поставили на землю, в связи с чем она запачкалась, в связи с чем покупатель был вынужден отказаться от приема товара, т.к. он не отвечал установленным критериям качества товара, а также заявленным потребительским свойствам. При оформлении заказа покупателем неоднократно выражалось желание о надлежащей упаковке дивана, так как использовалась дорогая ткань на заказ, о чем были осведомлены работники магазина. При выборе данного товара продавцом было заявлено место0 производства мебели - <адрес>, что существенно повлияло на выбор покупателя в сторону именно этой мебели. Однако, при дальнейшем общении с работниками магазина, в ходе претензионного порядка урегулирования спора, работником магазина сообщено покупателю, что данная мебель производиться в <адрес>. Считает, что продавец сообщил ложную информацию о товаре при заключении договора розничной купли-продажи.

Досудебный порядок урегулирования спора положительного результата не дал. Действиями ИП ФИО2 и его работников, выразившимися в нарушении имущественных прав ФИО1, нанесен моральный вред. Из-за доставки товара ненадлежащего качества, а также обмана в части производителя товара, истец был лишен возможности не только пользоваться товаром, а также возможности сделать разумный выбор мебели на рынке данной категории товаров.

В связи с указанным ООЗПП «Справедливость» просит суд взыскать с ответчика ИП ФИО2 в пользу ФИО1 сумму предварительной оплаты товара в размере , пени (неустойку) за нарушение срока удовлетворения претензии потребителя в сумме , компенсацию морального вреда в сумме ; в пользу ООЗПП «Справедливость» штраф в размере 50 % от суммы штрафа за нарушение прав потребителей.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 увеличил размер исковых требований в части взыскания неустойки до суммы в размере , в связи с чем определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ к своему производству приняты увеличенные исковые требования.

В судебном заседании представитель ООЗПП «Справедливость» и истец ФИО1 настаивали на удовлетворении окончательных требований по обстоятельствам, указанным в заявлении, суду пояснили вышеизложенное.

Ответчик ИП ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения окончательных исковых требований, расценил их в качестве необоснованных, суду пояснил, что ФИО1 был приобретен комплект мягкой мебели «Джаз» (диван «Джаз» и кресло «Джаз») стоимостью с внесением предоплаты в размере . По согласованию с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена доставка на домашний адрес ФИО1, но в приеме комплекта мебели по надуманным основаниям он отказался. По возвращению комплекта мягкой мебели на склад магазина комиссия, состоявшая из 5-ти человек, ничего не обнаружила. На предложение показать загрязнения истец ответил категорическим отказом. Согласно Правилам Торговли от ДД.ММ.ГГГГ, комплекты мебели входят в перечень непродовольственных Товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. На этикетке спорной мебели была указана только страна-изготовитель, а на ярлыках, которые наклеены сзади изделия, указывается город производителя и ГОСТ. Продавцы магазина не могли сообщить ФИО1 о том, что диван и кресло, приобретаемые им, производятся в <адрес>, поскольку ИП ФИО2 никогда не имелось договорных отношений с данными производителями, он работает только с производителями мебели <адрес>. Мебель до потребителя доставляется без упаковки, по желанию покупателя ее могут привезти в упаковке, но за отдельную плату, прейскурант на такую услугу имеется в магазине. ФИО1 пожеланий об упаковывании товара не высказывал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 статьи 492 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

Из преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В силу статьи 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

Согласно пункту 1 статьи 495 Гражданского кодекса РФ, продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на информацию как об изготовителе (исполнителе, продавце), так и о товаре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 495 Гражданского кодекса РФ, если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 данной статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Согласно пункту 4 статьи 495 Гражданского кодекса РФ, продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 (Продавец) и ФИО1 (Покупатель) был заключен договор купли-продажи на заказ дивана-кровати «Джаз» 18 кат. и кресла «Джаз» 18 кат. из ткани Арбен «РASSIОN» стоимостью . Денежная сумма в размере была внесена Покупателем в качестве предоплаты за товар.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 произвел доставку указанной мебели на домашний адрес истца, который в свою очередь, отказался от ее принятия. Между тем, в товарном чеке для приема мебели покупатель не указал никаких претензий по поводу качества доставленной мебели либо иных претензий, указав только в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ о том, что мебель не была упакована должным образом и на ней имелись следы загрязнения.

Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Между тем в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что истцу ФИО1 при заключении договора купли-продажи ответчиком не была предоставлена возможность незамедлительно получить всю необходимую информацию о данном товаре, а также введение его в заблуждение по поводу производителя мягкой мебели. При этом законодатель не установил обязанности продавца в обязательном порядке указывать на ценнике реализуемого товара город производителя.

Согласно товарному чеку для приема мебели от ДД.ММ.ГГГГ, продавец в полном объеме предоставил покупателю ФИО1 информацию о товаре в наглядной и доступной письменной форме. Более того, претензии по поводу производителя мягкой мебели образовались у истца только после получения ДД.ММ.ГГГГ от ИП ФИО2 ответа на претензию от ДД.ММ.ГГГГ Истцом ФИО1 также не представил суду доказательств тому, что у товара возникли недостатки после его передачи покупателю в связи с отсутствием у покупателя информации о производителе мягкой мебели.

Из содержания пункта 4 статьи 503 Гражданского кодекса РФ усматривается, что в случае продажи ему товара ненадлежащего качества покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно пункту 2 статьи 481 Гражданского кодекса РФ, если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен или упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортировки.

Как следует из содержания договора от ДД.ММ.ГГГГ, продажа мебели осуществлялась по образцам, поскольку истец уплатил продавцу предоплату за размещение заказа на фабрике-изготовителе из материала, выбранного покупателем.

Пунктом 2.5.1 ГОСТ 16371-93 «Межгосударственный стандарт «Мебель. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что мебель должна быть упакована:

при междугородных перевозках, транспортировании с перегрузкой на другие виды транспорта - в разовую или многооборотную тару, обеспечивающую сохранность мебели от повреждений и загрязнений, отвечающую требованиям нормативной документации;

при транспортировании в районы Крайнего Севера, труднодоступные районы и водным транспортом - в соответствии с ГОСТ 15846.

Поскольку спорная мебель транспортировалась внутри <адрес>, пункт 2.5.1 ГОСТ 16371-93 к настоящим правоотношениям не применим.

При этом пунктом 2.5.2 ГОСТ 16371-93 установлено, что по согласованию с потребителем допускаются другие виды упаковки, обеспечивающие сохранность изделий мебели при транспортировании.

Между тем, договор купли-продажи мягкой мебели от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о том, что покупатель выразил желание об упаковывании доставляемой мебели.

В соответствии с пунктом 2.5.4 ГОСТ 16371-93 для защиты мебели от механических повреждений в местах соприкасания изделий мебели друг с другом, с кузовом транспортного средства, с тарой жесткой конструкции и с упаковочными материалами должны применяться вспомогательные упаковочные средства в соответствии с требованиями нормативной документации на эти средства.

Свидетель ФИО6, являющаяся продавцом ИП ФИО2, суду пояснила, что на ценниках их мебели указывается логотип «Мебель маркет», название изделия, стоимость, размеры, производитель – Россия. ИП ФИО2 сотрудничает только с местными производителями мебели, с <адрес> не работает. ФИО1 заказал комплект мягкой мебели из ткани, которую выбрала его семья, при этом вопрос об упаковке товара не ставил и не оплачивал ее. После доставки мебели от производителя, которая была упакована в полиэтилен, ее распаковали, ФИО6 лично ее осмотрела, никаких претензий по поводу загрязнений не имелось, мебель находилась в чистом состоянии. Кроме того, ФИО6 контролировала процесс погрузки мебели в автомобиль. Мебель была переложена поролоном, чтобы не имелось соприкосновений с другой мебелью и корпусом автомобиля. После возврата мебели в магазин ФИО6 вновь осмотрела ее, не обнаружив никаких загрязнений, мебель находилась в чистом состоянии.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО7, он производил доставку мягкой мебели на адрес истца в своем грузовом автомобиле-будке (закрытой). Автомобиль содержится в чистом состоянии, на него имеется санитарный паспорт. Перед погрузкой мебели ФИО7 лично убедился в состоянии мебели не только на предмет ее чистоты, но и на предмет наличия механических повреждений. Мебель была в чистом, заводском состоянии. Мебель проложили поролоном и закрепили ремнями. После доставки подлокотников и кресла в квартиру покупателя, ФИО1, не смотря на то, что диван еще находился в автомобиле, заявил, что весь комплект грязный, не уточняя мест загрязнения. Покупатель отказался подписывать акт приема-передачи. Обратно мебель была доставлена в магазин также бережно, как и к покупателю.

В ходе судебного разбирательства у суда возникла необходимость и в порядке части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса РФ была проведена экспертиза. На основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Дальневосточной торгово-промышленной палатой, осмотренный комплект мягкой мебели, состоящий из дивана-кровати и кресла, дефектов внешнего вида не имеет. Поверхность облицовочного материала комплекта мебели на видимых и невидимых лицевых поверхностях чистая, каких-либо загрязнений не имеет. Химической чистке комплект мягкой мебели не подвергался.

Отклоняя довод представителя ООЗПП «Справедливость» о том, что заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное Дальневосточной торгово-промышленной палатой, не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку она выполнена без применения специальных средств, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Проанализировав содержание заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, экспертом был проведен осмотр объекта исследования, выводы, изложенные в заключении, сделаны экспертом, имеющим специальные познания и опыт работы, заключение эксперта мотивировано, в нем указано: кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даны однозначные, обоснованные и объективные ответы на поставленные перед экспертом вопросы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса РФ. Основания для сомнения в правильности выводов эксперта и в беспристрастности и объективности эксперта, отсутствуют.

Оценивая заключение судебной экспертизы, анализируя соблюдение процессуального порядка ее проведения, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение является допустимым и достоверным доказательством. Оснований сомневаться в заключении эксперта не имеется, поскольку данное заключение составлено компетентным экспертом, обладающим специальными познаниями. Представитель ООЗПП «Справедливость», присутствующий при проведении экспертизы, теме не менее, не представил суду каких-либо доказательств, опровергающих выводы, имеющиеся в экспертизе, самостоятельно не зафиксировал места загрязнения на мягкой мебели либо места предполагаемой чистки загрязнений.

Суд, исследовав представленные по делу доказательства, исходит из недоказанности наличия в приобретенном истцом товаре недостатков, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о взыскании суммы предоплаты, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Также суд исходит из того, что ФИО1 была предоставлена необходимая информация о товаре при заключении договора.

С учетом отсутствия в деле безусловных доказательств, с достоверностью подтверждающих наличие в проданном истцу товаре недостатков, влекущих отказ от исполнения договора, а также в связи с предоставлением при продаже товара необходимой и достоверной информации о нем, суд приходит к выводу об отказе истцу в иске в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хабаровской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Справедливость» в защиту интересов ФИО1 к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о взыскании предварительной оплаты товара, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа – отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.М. Красногорова