ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4023/17Г от 01.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-4023/2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владивосток 01 ноября 2017г.

Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.

с участием истца Козюра И.Г. и его представителя

представителя ответчика Михайлик Т.Г.

при секретаре Матченко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козюра Игоря Геннадьевича к Администрации г.Владивостока об оспаривании дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, согласно которому он работает в администрации г.Владивостока в должности начальника управления по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р ко истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, которое истец считает незаконным и не обоснованным по следующим основаниям.

В нарушение ч.1 ст.192 ТК РФ он был привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение не возложенных на него трудовых обязанностей. Данное обстоятельство подтверждается приобщенным трудовым договором, заключённым между администрацией города Владивостока истцом, а также должностной инструкцией <данные изъяты> администрации города Владивостока. В соответствии со ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Кроме того, исполнение функций муниципального финансового контроля по занимаемой истцом должности, не предусмотрено профессиональным стандартом, установленным в соответствии с Реестром профстандартов Минтруда РФ с учетом последних изменений и дополнений.

Согласно пункту 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. При этом Бюджетный кодекс РФ не содержит нормы, устанавливающей возможность наделения структурных подразделений главного распорядителя и получателя бюджетных средств бюджетными полномочиями. Кроме того, структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, не могут быть наделены бюджетными полномочиями.

В соответствии с п.2.1 Приложения к постановлению Администрации города Владивостока от 15.01.2015 № 615 «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», субъектами внутреннего финансового контроля являются руководители, заместители руководителя и специалисты главного администратора (администратора) средств городского бюджета.

На основании статьи 30 Устава города Владивостока Администрация города Владивостока обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и согласно муниципальному правовому акту от 05.12.2016 № 304-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 года» администрация города Владивостока является главным распорядителем, главным администратором средств бюджета Владивостокского городского округа. Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим законом (ст.6) и обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст.19).

Также истец указал, что в нарушение ст. 193 Трудового кодекса РФ, он был ознакомлен с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности Козюры И.Г.» только 20.07.2017г.

Просил признать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-рк о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания незаконным и отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-рк о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания.

В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, представил отзыв на иск, согласно которому в соответствии с пунктом 2.2. Постановления администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», внутренний финансовый контроль осуществляется органами администрации города Владивостока (управлениями и отделами, предусмотренными структурой администрации города Владивостока), которые осуществляют внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы. Органы администрации города Владивостока, осуществляющие внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы, являются субъектами внутреннего финансового контроля.

В соответствии со статьей 23 Порядка субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с полномочиями, определенными их должностными инструкциями, в отношении внутренних бюджетных процедур, установленных указанным пунктом Порядка.

Структура администрации города Владивостока утверждена решением Думы города Владивостока от 29.05.2014 № 298 «Об утверждении структуры города Владивостока». В структуру администрации города Владивостока входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города.

Козюра И.Г. замещает должность <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>.

В силу пункта 1.2. Положения об управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства администрации города Владивостока, утв. Постановлением администрации города Владивостока от 06.08.2014 № 7753, далее по тексту «Положение», Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города.

В соответствии с пунктом 3.1.12(1) Положения, Управление, возглавляемое И.Г. Козюра, должно осуществлять исполнение следующих функций бюджетных полномочий, установленных муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа:

-выполнение внутренних бюджетных процедур в соответствии с МПА Владивостокского городского округа;

-осуществление внутреннего финансового контроля в отношении выполняемых внутренних бюджетных процедур.

Специалисты Управления в соответствии с задачами, стоящими перед Управлением, производят начисление денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов в программный комплекс 1C, а Управлением бухгалтерии вносятся в программу 1C данные о зачисленных в бюджет суммах штрафов.

Таким образом, Управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства исполняет ВВП - осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в городской бюджет, пеней и штрафов по ним (подпункт «к» пункта 2.3 Порядка).

Так же Управление исполняет такую ВВП, как принятие и исполнение бюджетных обязательств (подпункт «и» пункта 2.3 Порядка. В соответствии с распоряжением главы города Владивостока от 17.04.2009 №325-р руководителям органов администрации города Владивостока делегировано право подписи договоров, заключаемых от имени администрации города, по профилю работы руководимых ими структурных подразделений, с юридическими и физическими лицами, за исключением трудовых договоров.

В соответствии с пунктом 4.1.4. Положения об Управлении, Управлению предоставлено право осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в пределах полномочий Управления. Действие по осуществлению закупок товаров, работ, услуг (подготовка и заключение муниципального контракта, постановка на учет бюджетных обязательств, вытекающих из муниципального контракта), составляет одну из предусмотренных пунктом 2.3. Порядка внутреннюю бюджетную процедуру: «принятие и исполнение бюджетных обязательств» путем заключения муниципального контракта.

Следовательно, доводы истца о том, что Управление не осуществляет внутренних бюджетные процедуры, в соответствии с МПА Владивостокского городского округа, не соответствует действительности.

В соответствии с пунктами 2.7, 2.9 Порядка внутренний финансовый контроль реализуется органами администрации города Владивостока, участвующими в бюджетных процедурах, посредством формирования, в том числе и карты внутреннего финансового контроля, в которую включаются операции, действия, в отношении которых определена необходимость осуществления внутреннего финансового контроля, а также сведения о лицах, являющихся ответственными за исполнение операций, действий, лицах осуществляющих внутренний финансовый контроль, методах, способах и периодичности контрольных действий.

Карта ВФК формируется каждым Управлением, входящим в структуру главного администратора бюджетных средств, исполняющим внутренние бюджетные процедуры, и, соответственно, являющимся ответственными за результат их исполнения (пункт 2.7 Порядка).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.9 Порядка процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает этап формирования перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

В соответствии с частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии с частью 4 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Особенности осуществления бюджетных полномочий в сфере федерального бюджета урегулированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 193.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Вопросы особенностей бюджетных полномочий органов администрации города Владивостока полностью урегулированы постановлением администрации г. Владивостока от 15.01.2015 № 615, которое в части субъектов ВФК называет органы администрации, то есть структурные подразделения.

Следовательно, требование и.о. главы <адрес>ФИО5 об исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ пунктов 2.7, 2.8, 2.9 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принято в соответствии с действующим российским законодательством и на основании правил, установленных муниципальными правовыми актами (МПА) Владивостокского городского округа.

В силу пункта 1.3 Должностной инструкции начальнику управления по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства администрации г. Владивостока, утвержденной главой города Владивостока 24.02.2009, начальник Управления в текущей деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлениями и распоряжениями главы города Владивостока, положением об Управлении, а так же настоящей инструкцией. В соответствии с пунктом 2.3. Должностной инструкции начальник Управления планирует, организует и контролирует деятельность сотрудников в соответствии с положением об Управлении.

В соответствии с пунктом 2.5. Должностной инструкции начальник Управления обеспечивает выполнение задач, поставленных перед управлением, руководством администрации.

В соответствии с постановлением администрации города Владивостока от 15.01.2015 № 615 «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями.. .» перед Управлением, как органом администрации, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы, стоит задача осуществления ВФК.

Действующее законодательство квалификационные требования к работникам, осуществляющим ВФК согласно части 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не установлены.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что под нарушением трудовых обязанностей следует понимать, в том числе, нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. Отказ от исполнения законного требования и.о. главы города Владивостока является нарушением должностных обязанностей, то есть дисциплинарным поступком.

Доводы истца о нарушении процедуры наложения дисциплинарного взыскания - несвоевременном ознакомлении с оспариваем распоряжением, основанием для удовлетворения требований не являются. Несвоевременное ознакомление - это результат действий самого истца, что подтверждается актом от 15.06.2017.

Просила в иске отказать.

Также в ходе судебного разбирательства была допрошена свидетель ФИО6, которая пояснила, что истец не наделен полномочиями главного распорядителя денежных средств, Управление, которым он руководит не является юридическим лицом. Однако обязанность по заполнению карты финансового контроля следует из положений Постановления администрации г. Владивостока от 15.01.2015 № 615 «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», должностной инструкции, согласно которым он обязан исполнять локальные нормативные акты, в том числе по осуществлению обязанностей, позволяющих главному распорядителю осуществлять финансовый контроль.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Судом установлено, что Козюра И.Г. работает администрации города Владивостока на должности начальника Управления по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства с 15.12.2008г., что подтверждается личной карточкой муниципального служащего, и сторонами не оспаривается.

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Согласно указанного распоряжения, истец не выполнил требования п.2.7,2.8,2.9 Раздела 2 Порядка осуществления главными распорядителям (распорядителями) средств бюджета Владивостокского городского округ главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторам (администраторами) источников финансирования дефицита бюджет Владивостокского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом указано, что истец подвергнут наказанию за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а именно п.1.3 Раздела 1 и 2.3,2.5 Раздела 2 Должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной Главой <адрес> 24.02.2009г.

Согласно указанным пунктам Должностной инструкции, истец в своей работе должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Главы <адрес>, положением об Управлении и должностной инструкцией; должен планировать, организовать и контролировать деятельность сотрудников Управления, принимать меры по повышению профессионального уровня и эффективности их деятельности.

В силу ст.265 Бюджетного кодекса РФ, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ даны понятия и термины, применяемые в указанном правовом акте, согласно которым:

-администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Как следует из Положения об Управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства Администрации <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от 06.08.2014г , (п. 3.1.12(1), на Управление возложена обязанность выполнения внутренних бюджетных процедур и осуществление контроля за выполнением внутренних бюджетных процедур.

При этом, согласно ст.160.2-1 Бюджетного кодекса РФ осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, возложено именно на главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, являющихся юридическими лицами.

В соответствии с Приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля", определены внутренние бюджетные процедуры, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н., карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно указанных Методических указаний, определен Примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур, необходимых для формирования карты внутреннего финансового контроля, а именно наименование внутренней бюджетной процедуры, наименование процесса; подразделение, ответственное за результат выполнения; а также соисполнителя выполнения процесса внутренней бюджетной процедуры.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ТК РФ дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что привлечение работника к ответственности возможно в случае совершения последним конкретного дисциплинарного проступка.

Ни Положение об Управлении об Управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства Администрации <адрес>, ни Должностная инструкция руководителя указанного Управления не содержит сведений о конкретных процессах внутренних бюджетных процедур, исполнение которых возложено на истца.

Таким образом, оспариваемое распоряжение о привлечении Козюра И.Г. к дисциплинарной ответственности не содержит указания на то, в неисполнении каких конкретно должностных обязанностей заключалось нарушение, допущенное Козюра И.Г., послужившее поводом к применению дисциплинарного взыскания.

Кроме того, суд пришел к выводу, что работодателем была нарушена процедура привлечения Козюра И.Г. к дисциплинарной ответственности.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ».

В соответствии со ст. 59 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ, служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Суду не представлено сведений о проведении служебной проверки в соответствии с указанными требованиями, оформления письменного заключения по результатам проверки, ознакомления по окончании служебной проверки с указанным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Таким образом, ответчиком не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств ненадлежащего исполнения истцом своих должностных обязанностей и нарушения трудовой дисциплины, то есть виновного неисполнения работником без уважительных причин возложенных на него трудовых обязанностей, а также доказательств соблюдения процедуры привлечения Козюра И.Г. к дисциплинарной ответственности. Показания свидетеля ФИО6, давшей разъяснения относительно организации работы по осуществлению внутреннего финансового контроля в Администрации г.Владивостока, также не содержат сведений, указывающих на наличие вины Козюра И.Г. во вменяемом ему нарушении должностных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Козюра Игоря Геннадьевича к Администрации г.Владивостока об оспаривании дисциплинарного взыскания удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации г.Владивостока от 13.06.2017г. -рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» и отменить его.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Е.Н.Круковская