ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4023/2021 от 01.10.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кызыл 01 октября 2021 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла Х в интересах муниципального образования обратилась в суд иском к ответчикам о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, в обоснование указав, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлены нарушения действующего федерального законодательства, так ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла (далее Департамент) и ООО «Теплосеть плюс» заключено концессионное Соглашение, его предметом является создание и реконструкция технологически связанного между собой недвижимого и движимого имущества, относящегося к зданию котельной по адресу: <адрес>. Согласно п. 4.1. данного Соглашения ООО «Теплосеть плюс» взяты обязательства за свой счет создать и реконструировать имущество, входящее в состав объекта, в соответствии с заданием, предусмотренным приложением к Соглашению. Однако в нарушение требований п.2 ч.1 ст.45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в задании не определены плановые значения показателей деятельности концессионера, что исключает контроль за исполнением обязательств по созданию и реконструкции объекта Соглашения. Также проверкой установлено, что в соответствии с п.8.1 Соглашения плата в период использования (эксплуатации) объекта не устанавливается, тогда как в соответствии с ч.1 ст.7 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Соглашение носит возмездный характер.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправлению городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, принятия мер по организации его обеспечения, рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.

Согласно ч.6 ст.15 ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей, орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные тепловые сети в течении 30 дней с даты их выявления обязан определить тепловую организацию или единую теплоснабжающую организацию, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей.

Согласно Положения о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла и предельной численности работников, утвержденного решением Хурала представителей г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ Департамент является отраслевым структурным органом мэрии г.Кызыла, созданным для осуществления в пределах своих полномочий формирования, управления и распоряжения муниципальным имуществом, расположенным на территории г.Кызыла.

Постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кызылская ТЭЦ» переданы бесхозяйные тепловые сети. Проверкой постановки на учет бесхозяйных объектов, определенных в указанном постановлении установлено, что центральные тепловые пункты: <адрес> в нарушение требований ст.225 ГК РФ в установленном поряджке на учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, что препятствует их передаче в соответствии с требованиями федерального законодательства по концессионному соглашению.

Просит обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения путем издания правового акта об установлении платы за период использования (эксплуатации) концессионером объекта концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и об определении плановых значений показателей деятельности концессионера; принятия мер по оформлению права собственности городского округа на центральные тепловые пункты: <адрес>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования к Мэрии города Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства прекратить в части требований к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности издать постановление об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений; в части требований к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о возложении обязанности подготовки проекта постановления об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и направления проекта постановления в Хурал представителей г.Кызыла, в связи с отказом от исковых требований.

От представителя ответчика Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла ФИО, действующей по доверенности, поступило возражение на иск где указывает, что не согласны с исковыми требованиями в полном объеме по следующим основаниям, в приложении к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены плановые значения показателей деятельности концессионера. Кроме того, из буквального толкования нормы ст.41 ФЗ №115 следует, что концессионная плата может быть установлена, то есть не является императивной нормой, обязывающей принимать нормативный правовой акт по установлению платы. Требования истца о принятии мер по оформлению права собственности на тепловые пункты не состоятельны, поскольку не соответствуют предмету и основанию иска, данные требования не имеют взаимосвязи с остальными исковыми требованиями, прокурор должен был обратиться с отдельным иском по указанным требованиям, Кроме того, для постановки на учет бесхозного имущества необходимо провести кадастровые работы, а в муниципальной программе городского округа на ДД.ММ.ГГГГ на изготовление технической документации на объекты муниципального имущества на 2021 год предусмотрены денежные средства в размере 400 000 рублей, которые уже потрачены на изготовление технической документации по объектам культурного наследия и соответственно изготовление технической документации по указанным 9 объектам не представляется возможным в ДД.ММ.ГГГГ году. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца О иск поддержала по указанным основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ответчика на судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по основаниям, указанным в возражении на иск.

Выслушав истца, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу п. 6.2 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения являются существенным условием концессионного соглашения.

На основании п. 1 ст. 7 указанного Закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В силу п. 2 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях концессионная плата может быть установлена в форме: 1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня; 2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Согласно ст.41 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться концессионная плата. Размер такой платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ закреплено, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

В случае, если принято решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению, объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и концессионер реализует производимые товары, выполненные работы, оказанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), размер платы концедента на каждый год срока действия концессионного соглашения определяется как объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. При этом расходы, финансируемые за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения должны полностью обеспечиваться за счет платы концедента (часть 13.1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отдельных объектов теплоснабжения города Кызыла, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключено между Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла и ООО «Теплосеть плюс», зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, а именно пункт 9.1 изложен в следующей редакции: «Настоящее соглашение вступает в силу со дня подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ включительно».

Заместителем прокурора г.Кызыла ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и направлено в адрес Мэрии г.Кызыла.

В данном случае доказательств того, что установление платы концедента по концессионному соглашению было определено в качестве критериев конкурса, суду не представлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").

Согласно п.2.1 Соглашения перечень создаваемого и реконструированного в течение срока действия Соглашения недвижимого имущества, его описание, в том числе технико–экономические показатели, объем и источник инвестиций, привлекаемых для создания и реконструкции этого имущества, устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденного в порядке установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указывается в Приложении к Соглашению.

Согласно Приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, которое является неотъемлемой частью Соглашения, сторонами установлены долгосрочные параметры регулирования и плановые значения показателей деятельности концессионера, в связи с чем, издание отдельного правового акта об определении плановых значений показателей деятельности концессионера не требуется.

Кроме того, суд учитывает, что Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не было оспорено, недействительным не признавалось, на момент рассмотрения дела судом срок действия концессионного соглашения истек, доказательств о его продлении после ДД.ММ.ГГГГ стороны не предоставили.

Истец также не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о нарушении прав или охраняемых законом интересов муниципального образования указанным Соглашением.

При таких обстоятельствах, исковые требования в части возложения обязанности на ответчика издания правового акта об установлении платы за период использования (эксплуатации) концессионером объекта концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и об определении плановых значений показателей деятельности концессионера удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе, учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно п. 1, 4 ч. 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно Положения о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла и предельной численности работников, утвержденного решением Хурала представителей г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ Департамент является отраслевым структурным органом мэрии г.Кызыла, созданным для осуществления в пределах своих полномочий формирования, управления и распоряжения муниципальным имуществом, расположенным на территории г.Кызыла; организует непосредственное выполнение мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, помещений и иного имущества (п.3.3.6).

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Положения Департамент осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи и имущество, находящиеся на территории <адрес>.

Постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ указано Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла совместно с АО «Кызылская ТЭЦ» провести процедуру постановки на учет бесхозяйных тепловых сетей, указанных в приложении к данному постановлению.

Из материалов дела следует, что проверкой постановки на учет бесхозяйных объектов, определенных в указанном постановлении установлено, что центральные тепловые пункты: <адрес> в нарушение требований ст.225 ГК РФ в установленном порядке на учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, что препятствует их передаче в соответствии с требованиями федерального законодательства по концессионному соглашению.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Орган местного самоуправления обязан выявлять бесхозяйные объекты тепловых сетей и принимать меры к постановке их на учет. Наличие на территории городского округа бесхозяйных объектов, не постановленных на учет и не принятых в муниципальную собственность, создает опасность для неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием влечет их ненадлежащее содержание, что нарушает права граждан на бесперебойное снабжение коммунальными услугами.

Вопреки доводам представителя ответчика, само по себе отсутствие денежных средств на изготовление технической документации по указанным 9 объектам не является законным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Поскольку, выявленные нарушения требований действующего законодательства относительно ненадлежащего осуществления деятельности по постановке на регистрационный учет тепловых сетей как бесхозных и принятию их в муниципальную собственностью в ходе проведенной прокуратурой города Кызыла не устранены, доказательств обратного ответчиком не предоставлено, то исковые требования заместителя прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

Для реального исполнения решения суда суд считает обоснованным установить срок исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить частично.

Обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла принять меры по оформлению права собственности городского округа на центральные тепловые пункты: <адрес>

Установить срок исполнения настоящего решения - в течение 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года (с учетом выходных дней).

Судья Е.Н.Боломожнова