Дело № 2-4023/2023
УИД: 60RS0001-01-2023-005914-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой О.Л.,
при секретаре Мухиной Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области к О.М.Б. о взыскании денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области обратился в суд с иском к О. М.Б. о взыскании денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 рублей.
В обоснование иска указано, что в соответствии с п.п. 1 п. 4.1 раздела 4 «Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» Положения о размере, условиях и порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 27.04.2006 № 178 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» (далее Положение), на основании заявления О. М.Б. от 14.02.2023, приказа территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области от 29.03.2023 №, между истцом и О. М.Б. 30.03.2023 был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на срок с 30.03.2023 по 29.03.2024.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставлена в виде денежной выплаты в размере 350 000 руб. из средств Федерального бюджета на указанный им расчетный счет в <данные изъяты>.
В соответствии с условиями социального контракта ответчик, в том числе был обязан встать на учет в налоговом органе Псковской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, предоставить в территориальный отдел документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и предоставить в территориальный отдел подтверждающие документы; пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, если указанное обязательство предусмотрено Программой; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности; ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать территориальный отдел о выполнении мероприятий Программы в период действия социального контракта по форме согласно приложению №10 к Положению о размере, условиях и порядке предоставления ГСП малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с приложением документов, подтверждающих факт выполнения Заявителем мероприятий Программы; выполнить Программу в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации.
На основании п. 4.21 Порядка территориальный отдел, осуществив денежную выплату согласно условиям социального контракта, сопровождал социальный контракт и осуществлял контроль за выполнением получателем государственной социальной помощи обязательств, предусмотренных социальным контрактом, при этом установил, что О. М.Б. не выполняет условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации, а именно подлинность предоставленного им чека на закупку оборудования на сумму 198 500 руб. не подтверждена УФНС России по Псковской области, а оборудование, приобретенное ответчиком, не соответствует смете его бизнес-плана, т.е. О. М.Б. предоставил в территориальный отдел недостоверные документы, подтверждающие факт целевого расходования денежных средств на сумму 198 500 руб., а также не предпринял активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации (доходы на профессиональный доход О. М.Б. за апрель 2023 года составили 30 000 руб., при среднем прогнозе по бизнес-плану 35 000 – 45 000 руб. ежемесячно.
В соответствии с п.п. 11 п. 4.31 Порядка оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта досрочно прекращается в случае предоставления гражданином недостоверных документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств.
На заседании межведомственной комиссии 31.05.2023 решено расторгнуть с О. М.Б. социальный контракт. В этот же день О. М.Б. направлено уведомление о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта. Также в уведомлении предложено О. М.Б. добровольно в тридцатидневный срок возвратить полученные в качестве государственной поддержки денежные средства в размере 350 000 руб.
Поступившее от ответчика заявление об отмене решения о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта от 05.06.2023 оставлено территориальным отделом без удовлетворения, так как оснований для отмены решения не имелось.
Также указано, что О. М.Б. ранее уже получал государственную социальную помощь на основании социального контракта 27.04.2021, имел опыт взаимодействия с территориальным отделом в рамках исполнения социального контракта. 30.03.2023 социальный контракт заключен с ним второй раз на развитие проекта «Оказание фотоуслуг».
В рамках проводимой сотрудниками территориального отдела работы О. М.Б. неоднократно разъяснялось требование о необходимости отчета за выделенные денежные средства надлежащими кассовыми и товарными чеками, указывалось о проверке чеков в УФНС России по Псковской области, предлагалось приобретать оборудование на выделенные денежные средства у проверенных поставщиков. Однако О. М.Б. данные требования проигнорированы.
В досудебном порядке урегулировать спор с О. М.Б. не представилось возможным, денежные средства до настоящего времени ответчиком не возвращены.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 руб.
В судебном заседании представитель истца территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области ФИО., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указав, что представление недостоверных сведений расходования денежных средств по социальному контракту, является основанием для его расторжения. О. М.Б. знал о необходимости представлять достоверные документы, подтверждающие приобретение товаров на выделенные денежные средства, ему неоднократно разъяснялось, что чеки проверяются отделом в налоговой инспекции. Полагала, что обращение О. М.Б. в правоохранительные органы и ежемесячное предоставление отчетов о выполнении программы по социальному контракту не может освободить его от обязанности вернуть полученные средства.
В судебном заседании О. М.Б. и его представители – ФИО., ФИО. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указали, что О. М.Б. при приобретении товаров проверил поставщика, убедился в его надежности. При получении оборудования, проверил его работоспособность, получил кассовый и товарный чек. Проверял товарный чек на соответствие приобретаемого товара, реквизиты организации он не проверял. Товар был оплачен безналичным переводом в размере 195 500 руб. и наличной передачей денежных средств в размере 3 000 руб. В итоговую сумму и в товарный чек также была включена сумка для фотоаппаратуры, которую он не планировал покупать за денежные средства, являющиеся социальной выплатой и именно по этой причине он оплатил стоимость сумки собственными наличными денежными средствами. Кроме того он не был предупрежден сотрудниками территориального отдела о необходимости проверять реквизиты товарных и кассовых чеков, его не предупреждали о том, что чеки могут быть не действительными и содержать неверные данные продавца.
Считали, что О. М.Б. проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности при приобретении оборудования. Узнав что чек, не прошел проверку в налоговом органе, сразу обратился в саму организацию, которая продала товар, в налоговые и правоохранительные органы.
Дополнительно указали, что социальный контракт заключался на 12 месяцев, и только по истечении данного периода можно было делать вывод об активности его действий по выходу из трудной жизненной ситуации. Также первым отчетным месяцем являлся апрель, а согласно бизнес-плану за первый месяц его доход должен был составить 25 000 руб.
Также пояснили, что О. М.Б. продолжает работать и выполнять условия социального контракта, предоставляет ежемесячные отчеты. Денежные средства, полученные по социальному контракту, были израсходованы исключительно во исполнение условий социального контракта.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Псковской области в судебное заседание ФИО в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, указав, что решение по настоящему дело не будет затрагивать права и интересы Управления.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что 14.02.2023 О. М.Б. обратился в территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (т. 1 л.д. 9-12).
Приказом территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области № от 29.03.2023 постановлено оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта семье О. М.Б., осуществить выплату в размере 350 000 руб. (т. 1 л.д. 30).
30.03.2023 между территориальным отделом города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области и О. М.Б. заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на срок с 30.03.2023 по 29.03.2024, государственная социальная помощь предоставлена в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 рублей (т. 1 л.д. 13-16).
Предметом вышеуказанного социального контракта являлось сотрудничество между территориальным отделом города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области и О. М.Б. по оказанию государственной социальной поддержки на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» при реализации программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в целях стимулирования активных действий заявителя (и членов его семьи) по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно программе социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), утвержденной начальником территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области, ответчик обязан был: произвести закупку необходимого оборудования; оказывать услуги фотографа; активно вести «социальные сети» с целью привлечения потенциальных заказчиков; обеспечить доступ по требованию Территориального отдела города Пскова к закупленному оборудованию, приобретенному за счет средств заключенного социального контракта; предоставить сведения о доходах в период действия социального контракта; встать на учет в качестве самозанятого и оказывать услуги, согласно выбранному виду деятельности; предоставлять информацию в Территориальный отдел города Пскова о ходе выполнения мероприятий программы и документов о расходовании денежных средств, предоставленных в рамках социального контракта; предоставить сведения о доходах семьи за прошедший год (т. 1 л.д. 18-29).
06.04.2023 территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области перечислил денежные средства в размере 350 000 рублей на расчетный счет ответчика, что подтверждается платежным поручением № (т. 1 л.д. 123).
Во исполнение своих обязательств по социальному контракту ответчик представил истцу товарный и кассовый чеки на сумму 198 500 руб. на приобретение оборудования (т. 1 л.д. 50, 232,233).
11.05.2023 территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области направил в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области запрос о подтверждении подлинности представленного чека (т. 1 л.д. 48).
31.05.2023 Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области на запрос Территориального отдела представило сведения, согласно которым документ с наименованием «Кассовый чек» от 12.04.2023 на сумму 198 500 руб., должен быть сформирован контрольно-кассовой техникой с заводским номером <данные изъяты>, регистрационным номером <данные изъяты> с установленным фискальным накопителем <данные изъяты>, зарегистрированной ФИО ИНН №. Контрольно-кассовая техника с заводским номером <данные изъяты>ФИО в налоговом органе не регистрировалась. Фискальный накопитель с заводским номером <данные изъяты> установлен в контрольно-кассовой технике, применяемой в магазине города Тольятти обществом с ограниченной ответственностью. Таким образом, подлинность кассового чека от 12.04.2023 на сумму 198 500 руб. не подтверждается (т. 1 л.д. 49).
31.05.2023 на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта был рассмотрен вопрос о возможности досрочного прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущей семье О. М.Б.
Ответчик О. М.Б. на заседание Комиссии не явился.
По результатам рассмотрения поступивших на комиссию документов, признано возможным досрочное прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенного 30.03.2023 между ответчиком и истцом, в связи с выявлением факта предоставления недостоверных документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств, предоставленных в рамках социального контракта (т. 1 л.д. 45).
В соответствии с п.п. 11 п. 4.31 «Порядка и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» действие социального контракта прекращается досрочно в случае предоставления гражданином недостоверных документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств.
Приказом территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области от 31.05.2023 № досрочно прекращено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта О. М.Б. и расторгнут социальный контракт, заключенный 30.03.2023 между территориальным отделом города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области и О. М.Б., в связи с выявлением факта предоставления недостоверных документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств в рамках заключенного социального контракта (т. 1 л.д. 47).
31.05.2023 территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области направил в адрес О. М.Б. уведомление о досрочном расторжении социального контракта от 30.03.2023 и требование возврате оказанной социальной помощи в размере 350 000 руб. (т. 1 л.д. 41-42).
05.06.2023 О. М.Б. обратился в Территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области с заявлением о пересмотре решения о расторжении социального контракта, заключенного 30.03.2023, в связи с ведением следственных действий в отношении интернет-магазина, в котором было приобретено оборудование (т. 1 л.д. 64).
09.06.2023 Территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области направил ответчику ответ на заявление, согласно которому основания для пересмотра решения о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи отсутствуют. Дополнительно разъяснено право обжаловать решение в судебном порядке (т. 1 л.д. 67).
Сведений об обжаловании и отмене решения о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта, заключенного 30.03.2023 в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 4.35 порядка, в случае досрочного прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, указанным в подпункте 11 пункта 4.31 настоящего Положения, средства, выплаченные гражданину, которому оказывалась государственная социальная помощь на основании социального контракта, возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения гражданином уведомления, указанного в подпункте 2 пункта 4.34 настоящего Положения, либо в случае отказа от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.
Сведений о возвращении социального пособия ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, в связи с выявлением факта предоставления недостоверных документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств в рамках заключенного социального контракта, принимая во внимание несоблюдение ответчиком условий предоставления ему государственной социальной выплаты для осуществления предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по возвращению денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи.
Проверяя доводы стороны ответчика о добросовестности его действий при приобретении оборудования на средства, полученные по социальному контракту, суд исходит из следующего.
В обоснование позиции, относительно способа приобретения товаров сторона истца пояснила, что фотооборудование, указанное в товарном чеке от 12.04.2023: фотоаппарат, объектив, аккумулятор, карта памяти и сумка, было приобретено через интернет магазин <данные изъяты>. При этом перед приобретением товара его супруга ФИО проверила данного поставщика через услугу «Проверь контрагента», и установила, что данная организация является официально зарегистрированной и имеет право торговать фотооборудование, а также он прочитал отзывы.
Непосредственно товар О. М.Б. получил 13.04.2023 у курьера в г. Санкт-Петербурге, где проверял целостность и работоспособность оборудования. В товарном чеке он увидел, что в него включена сумка, стоимостью 3 000 руб., которую он не планировал покупать за счет социальной выплаты, поэтому он оплатил товар путем перевода денежных средств в сумме 195 500 руб. за фотоаппарат, объектив, аккумулятор и карту памяти, по номеру телефона, указанному курьером, и 3 000 руб. наличными денежными средствами за сумку. Сам товарный чек и кассовый чек ему передал курьер в этот же день – 13.04.2023, указав, что они были высланы экспресс-почтой из г. Москвы и чек датирован вчерашним числом (12.04.2023), в связи чем дата перевода денежных средств и дата, указанная в товарном и кассовом чеках отличаются, однако курьер пообещал выслать новый товарный чек без указания в нем сумки.
Получив товарный чек, О. М.Б. проверил только наименование приобретенных товаров, сумму, дату на иные реквизиты чека и товарного чека он не смотрел, чья печать стоит на товарном чеке он внимания не обратил.
Между тем согласно товарному чеку № от 12.04.2023 было приобретено оборудование: фотоаппарат стоимостью 82 700 руб., объектив – 101 800 руб., аккумулятор – 5 500 руб., карта памяти – 5 500 руб., сумка – 3000 руб., на общую сумму 198 500 руб. На товарном чеке стоит печать индивидуального предпринимателя ФИО
В кассовом чеке на сумму 198 500 руб. также указан ИП ФИО., способ оплаты: наличными, место оплаты: офис, дата 12.04.2023.
Согласно выписке по счету дебетовой карты О. М.Б. за период с 01.04.2023 по 01.07.2023 <данные изъяты> 13.04.2023 был совершен перевод денежных средств в сумме 195 500 руб. на счет № (т. 1 л.д. 234-236)
Указанный товарный чек и кассовый чек были предоставлены О. М.Б. в территориальный отдел в качестве подтверждения целевого расходования денежных средств по социальному контракту.
Факт того, что интернет магазин <данные изъяты> является действующей организацией, подтверждается представленными скрин-шотами с сайта, а также выпиской из ЕГРЮЛ (ОГРН установлен согласно информации размещенной на сайте), и сторонами по делу не оспаривался. Одним из дополнительных видов деятельности организации является торговля розничная фотоаппаратурой, оптическими приборами и средствами измерений, кроме очков, в специализированных магазинах (т. 1 л.д.108-119, 120, 138-141).
Проанализировав вышеуказанные объяснения стороны истца в совокупности с имеющимися доказательствами, суд приходит к выводу, что целевое расходование денежных средств О. М.Б. надлежащими и достоверными документами не подтверждено.
Перевод денежных средств со счета О. М.Б. имел место 13.04.2023, в то время как товарный и кассовый чек датированы 12.04.2023, при этом в кассовом чеке указано об оплате товара наличными денежными средствами, что противоречит представленной выписке по счету.
На товарном чеке стоит печать индивидуального предпринимателя ФИО с указанием его реквизитов, на кассовом чеке также указаны реквизиты ИП ФИО, при этом по результатам проверки в УФНС России по Псковской области указанного кассового чека установлено, что данный чек сформирован контроль-кассовым оборудованием зарегистрированным за ООО, и не имеющим отношения к ИП ФИО, а также УФНС России по Псковской области не подтверждена подлинность кассового чека.
Кроме того сумка, указанная в товарном чеке, согласно программе социальной адаптации не планировалась к приобретению за счет средств социального контракта, доказательств оплаты данного товара иными средствами не имеется.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, при этом он имел возможность установить выявленные несоответствия (дата, способ оплаты: наличные денежные средства, продавец), и отказаться от приобретения товаров, усомнившись в надежности и достоверности представленных кассовых документов.
Само по себе обращение О. М.Б. в правоохранительные органы с заявлением о нарушении его прав со стороны интернет-магазина не может свидетельствовать об отсутствии выявленных нарушений. Кроме того по результатам проверки вынесено постановление от 07.07.2023 об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления (т. 1 л.д.81-82).
Таким образом, поскольку надлежащим доказательством целевого расходования денежных средств являются кассовые и товарные чеки, которые по своему содержанию должны соответствовать не только перечню приобретенного оборудования, указанному в Программе социальной адаптации, но и подтверждать оплату данного оборудования в ту дату и тем способом (наличная/безналичная оплата), который указан в чеке, а также должны формироваться контроль-кассовым оборудованием, зарегистрированным за тем лицом, чьи реквизиты указаны в чеках, суд полагает, что О. М.Б. не подтвержден факт целевого расходования денежных средств по социальному контракту на сумму 198 500 руб.
Также суд не принимает доводы стороны ответчика о не разъяснении О. М.Б. необходимости проверки товарных чеков при приобретении оборудования.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 29.03.2023 № Территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области заявитель уведомлен о том, что оборудование и расходные материалы необходимо приобретать только у проверенных поставщиков или продавцов. Документы, подтверждающие приобретение оборудования и расходных материалов, проверяются через налоговые органы (п. 3) (т. 2 л.д. 26-32).
Свидетель ФИО, являющаяся консультантом отдела по делам ветеранов, инвалидов и социальных выплат Территориального отдела г. Псков Комитета по социальной защите Псковской области в судебном заседании показала, что О. М.Б. при заключении социального контракта было разъяснено, что он обязан проверять поставщиков и содержание чеков при покупке товаров.
Свидетель ФИО – заместитель начальника отдела по делам ветеранам, инвалидов и социальных выплат ТО г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области в судебном заседании показала, что с О. М.Б. контракт был заключен повторно, и ему и в первый и во второй раз разъяснялось, что расходные материалы необходимо приобретать только у проверенных поставщиков или продавцов. Документы, подтверждающие приобретение оборудования и расходных материалов проверяются через налоговые органы.
Таким образом суд приходит к выводу, что О. М.Б. знал о том, что предоставляемые им документы (чеки, квитанции и иное) проверяются территориальным отделом, а также ему было известно о необходимости проверять достоверность предоставляемых документов.
Кроме того как указано выше при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности О. М.Б. не был лишен возможности самостоятельно установить выявленные несоответствия в товарном и кассовом чеках и предпринять меры для недопущения подобной ситуации, в том числе отказаться от приобретения оборудования.
На основании изложенного и принимая во внимание, что выявленные территориальным органом нарушения свидетельствует о несоблюдении О. М.Б. условий предоставления ему государственной социальной выплаты для осуществления предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по возвращению денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи.
При установлении вышеуказанного нарушения в виде предоставления недостоверных документов, подтверждающих расходование денежных средств, ссылки ответчика о необоснованности указания на то, что О. М.Б. не предпринял активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации в связи с доходом за апрель 2023 года ниже прогнозируемого, на выводы суда не влияют.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 700 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области – удовлетворить.
Взыскать с О.М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>), в пользу Территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области (ИНН №, ОГРН №) денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с О.М.Б. в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 6 700 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Судья О.Л. Васильева