ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4024/20 от 05.10.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Фурман Е.Ю.

Дело (№)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре (адрес)

В составе председательствующего судьи Фурман Е.Ю.

при секретаре судебного заседания Дорофеевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах, в интересах несовершеннолетней ФИО2 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании решения недействительным, признании права на получение меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, действующая в своих интересах, в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с исковыми требованиями к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании решения недействительным, признании права на получение меры социальной поддержки, ссылаясь в заявлении о том, что ей и её несовершеннолетней дочери ФИО2 принадлежит по 1/3 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес). Наряду с истцами правом собственности на дом и на землю обладает ФИО3, который длительное время в доме не проживает, его местонахождение истцам не известно. В ходе паводка 2019 года дом пострадал и постановлением главы г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) был признан непригодным для проживания. Истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате паводка 2019 года, однако, уведомлением № Z28_2020-06-11_3б от (дата) было получено отрицательное решение по данному вопросу, так как один из участников долевой собственности ФИО3 не представил ответчику заявление с обязательством отказаться от права собственности на принадлежащие ему доли в праве на дом и земельный участок. В ходе паводка 2019 года дом истца пострадал и был признан непригодным для проживания. На момент паводка истцы проживали в указанном доме, (адрес) непригоден для проживания в результате паводка 2019 года, что установлено решением органа местного самоуправления, ранее истцы не получали никаких социальных льгот в результате паводка 2013 года, пострадавшее жилое помещение является единственным местом проживания истцов. На сегодняшний день истцы проживают в непригодных для проживания условиях и финансовой возможности приобрести иное жилье истцы не имеют.

Просит суд признать недействительным решение № Z28_2020-06-11_36 от (дата) о не включении в Списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате паводка 2019 года; признать право ФИО1 и ФИО2 на получение мер социальной поддержки.

Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФИО3; Министерство социальной защиты населения (адрес).

В судебном заседании истец ФИО4 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом дала суду объяснения, соответствующие изложенному в исковом заявлении, дополнительно

суду пояснила о том, что 1/3 доли в (адрес) принадлежит её

бывшему супругу, но где он проживает ей не известно. В настоящее время она намерена обратится за мерой социальной поддержки к ответчику за получением денежных средств на ремонт фундамента дома.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения г.Комсомольска-на-Амуре» ФИО5, действующий на основании доверенности от (дата), возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв, из содержания которого усматривается, что согласно которого подп. "а" п. 1.2. Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле- августе 2019 г. на территории (адрес), утверждённого Постановлением (адрес) от (дата) N 440-пр право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Вместе с тем, подпункт 13 пункта 2.2. Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку. К заявлению должно быть приложено в том числе и обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания. ФИО3 не представил обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, при этом, указанный пункт Порядка подразумевает всё жилое помещение, без выделения доли. Данная позиция вполне обоснована, так как в результате ЧС непригодным становится полностью всё жилое помещение, а не его отдельная часть. Отсутствие обязательства об освобождении жилого помещения от всех собственников является причиной отказа во включение истицу и её ребенка в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории (адрес) в период с июля по сентябрь 2019 г. по причине, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела, исходя из требований подпункта "а" пункта 2.11. Порядка. В случае получения от ФИО3 данного обязательства, центр социальной поддержки населения просто бы не включил его в Списки граждан, как не соответствующих условиям пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка. Тем не менее, наличие обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в данном конкретном случае является обязательным. Поскольку порядок не устанавливает возможность представления обязательства освобождения только доли в жилом помещении, но полностью всего жилого помещения, то отсутствие такого обязательства от всех собственников является основанием для отказа во включение в Список по причине непредставление одного или нескольких документов.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения (адрес) в судебном заседании участия не принимал, уведомлен в соответствии с законом о слушании дела, представили письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства социальной защитынаселения (адрес), в соответствии с пунктом 5 статьи 167 ГПК РФ.

Согласно письменному отзыву, Министерство социальной защиты населения (адрес) не признает исковые требования ФИО1, поскольку выплата гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений является

мерой социальной поддержки, денежные средства на которую поступают в (адрес) путем перечисления Российской Федерацией межбюджетных трансфертов на реализацию соответствующих мероприятий в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового

обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019(№). Абзацем вторым пункта 19 Правил (№) установлено, что условием реализации мероприятий в отношении граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. В (адрес) в целях реализации Правил (№) принято постановление (адрес) от (дата)(№)-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)", которым, в частности, утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес). В силу пункта 2.3 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019г. на территории (адрес), утвержденного постановлением (адрес) от (дата)(№)-пр, заявление и документы подаются совместно участниками общей собственности и членами их семьи - в случае если утраченное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой либо совместной собственности. В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.2 Порядка к заявлению о предоставлении меры поддержки граждане должны приложить обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного, участка) в муниципальную собственность гражданами. Учитывая, что истцы и ФИО3 являются сособственниками жилого помещения, оба собственника для получения мер социальной поддержки обязаны дать обязательство об отчуждении жилого помещения. Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома отнесена к числу жилых помещений. При этом, как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата), часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной. То есть часть жилого дома является самостоятельным жилым помещением в случае постановки ее на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости. Следовательно, принадлежащая истцам доля в праве собственности на указанный дом самостоятельным жилым помещением не является и обязательство об отчуждении доли в жилом помещении не является достаточным для предоставления заявителю мер социальной поддержки.

В судебном заседании третье лицо ФИО3 участия не принимал, был уведомлен о слушании дела в соответствии с законом по последнему известному месту жительства.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ФИО3, в соответствии с пунктом

3 статьи 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав объяснение истца ФИО1, представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» ФИО6, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

Распоряжением (адрес)(№)-рп от (дата), в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках (адрес) на территории (адрес), в том числе, в границах городского округа «(адрес)» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес)(№)-па от (дата), на территории муниципального образования городского

округа «(адрес)» введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от (дата)(№)-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в (адрес) путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от (дата)(№).

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

В соответствии с пунктом 5 Правил (№) трансферты предоставляются, в том числе, на предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания; предоставление на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, являвшихся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта

6 Правил (№), по форме согласно приложению (№) (п.17 Правил (№)).

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 настоящих Правил, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения (п.18 Правил (№)).

В целях реализации Правил (№) постановлением (адрес) от (дата)(№)-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в иле-августе 2019 года на территории (адрес).

Учитывая, что перечисленные из Российской Федерации Хабаровскому краю трансферты являются целевыми денежными средствами, выплата на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного может предоставляться исключительно в соответствии с Правилами (№) гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (пп.«а» п.1.2 Порядка (№)).

Согласно пункта 1.2. Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле- августе 2019 г. на территории (адрес), утверждённого Постановлением (адрес) от (дата)(№)- пр, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от (дата), от (дата) истцу ФИО1, ее несовершеннолетней дочери ФИО2 и ФИО3 принадлежит по 1/3 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес).

ФИО3 длительное время в доме не проживает, его местонахождение не известно истцам.

В ходе паводка 2019 года (адрес) пострадал и постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) был признан непригодным для

проживания.

Истцы обратились к ответчику с заявлением о включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате паводка 2019 года.

Уведомлением № Z28_2020-06-11_3б от (дата) было получено отрицательное решение по данному вопросу, так как один из участников долевой собственности ФИО3 не представил ответчику заявление с обязательством отказаться от права собственности на принадлежащие ему доли в праве на дом и земельный участок.

Выплата гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений является мерой социальной поддержки, денежные средства на которую поступают в (адрес) путем перечисления Российской Федерацией межбюджетных трансфертов на реализацию соответствующих мероприятий в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019(№). Абзацем вторым пункта 19 Правил (№) установлено, что условием реализации мероприятий в отношении граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. В (адрес) в целях реализации Правил (№) принято постановление (адрес) от (дата)(№)-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)", которым, в частности, утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес). В силу пункта 2.3 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес), утвержденного постановлением (адрес) от (дата)(№)-пр, заявление и документы подаются совместно участниками общей собственности и членами их семьи – в случае если утраченное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой либо совместной собственности.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.2 Порядка к заявлению о предоставлении меры поддержки граждане должны приложить обязательство об

освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного, участка) в муниципальную собственность гражданами. Учитывая, что истцы и ФИО3 являются сособственниками жилого помещения, оба собственника для получения мер социальной поддержки обязаны дать обязательство об отчуждении жилого помещения. Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома отнесена к числу жилых помещений. При этом, как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата), часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной. То есть часть жилого дома является самостоятельным жилым помещением в случае постановки ее на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости. Следовательно, принадлежащая истцам доля в праве собственности на указанный дом самостоятельным жилым помещением не является и обязательство об отчуждении доли в жилом помещении не является достаточным для предоставления заявителю мер социальной поддержки.

Принимая во внимание изложенное, установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая то обстоятельство, что Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес) не устанавливает возможность представления обязательства освобождения только доли в жилом помещении, а полностью всего жилого помещения, то отсутствие такого обязательства от всех собственников является основанием для отказа во включение в Список граждан и семей, жилые помещения которых утрачены по причине непредставление одного или нескольких документов. При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» от (дата) об отказе ФИО1 о включении её и её дочери ФИО2 в Список семей и граждан, жилые помещения которые утрачены является законным и обоснованным.

Суд считает необходимым в удовлетворении исковых требования истицы ФИО1, действующей в своих интересах, в интересах несовершеннолетней ФИО2 отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах, в интересах несовершеннолетней ФИО2 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании решения недействительным, признании права на получение меры социальной поддержки - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Фурман Е.Ю.