ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4029/2016 от 05.12.2016 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«5» декабря 2016 года гор. Владивосток

Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края

в составе: председательствующего судьи Бурдейной О.В.

при секретаре Маркиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Радио Ви-Би-Си» о возложении обязанности,

установил:

истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 29.08.2016 в адрес ответчика ею было направлено письмо с просьбой рассмотреть её обращение о размещении социального ролика как оферту. Ответчиком было отказано в размещении социального ролика в связи с тем, что радиокомпания информирует людей о выделении участков земли на Дальнем Востоке. Истец полагает, что данный отказ необоснован, поскольку разносторонняя передача информации способствует более лучшему восприятию человека и мотивирует его на дальнейшие действия. Отказ от размещения социального ролика на «Радио Ви-Би-Си» бесплатно нарушает права истца как физического лица, которому по закону можно воспользоваться своим правом размещения социального ролика в СМИ. По этим основаниям истец просит возложить на ответчика обязанность по размещению социального ролика в размере 5% годового объема распространяемой рекламы до конца этого года, а также понудить заключить письменный договор о безвозмездном оказании услуги с указанием даты и времени, в течение которого будет транслироваться социальный ролик истца; возместить истцу затраченные на судебное разбирательство финансовые средства в размере госпошлины 300 рублей.

В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске и дополнительных пояснениях к нему.

Представитель ответчика с требованиями иска не согласился по доводам письменного отзыва. Пояснил, что предложенная истцом тема ответчиком освещается. При этом, в том объеме, в котором требует истец, бесплатно разместить рекламу невозможно. Ответчик не отказывается от заключения договора с истцом, однако на возмездной основе. Также дополнил, что истец не вправе утверждать, о том, что ее ролик необходим государству и верно отражает его интересы.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Из материалов дела следует, что 29.08.2016 истец обратилась в ООО «Радио-Ви-Би-Си» с письмом, содержащим оферту на заключение договора на распространение социальной рекламы на бесплатной основе. Социальная реклама, предложенная истцом, как указано в обращении, направлена на популяризацию проекта закона о выделении земли людям.

Согласно ответу от 15.09.2016 на обращение истца, с момента подписания закона о бесплатном выделении 1 гектара земли каждому жителю Дальнего Востока ответчик постоянно информируют жителей о реализации данного закона на территории Приморского края.

В обоснование своих требований истец ссылается на обязательность для радиостанции заключения данного договора.

В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» раскрываются понятия рекламы, рекламодателя и социальной рекламы.

Так, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 того же Закона, рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

По смыслу Закона «О рекламе» социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение определенных целей, а также как способ привлечения внимания к актуальным социальным проблемам, привлечение внимания к социально значимой информации, нравственным ценностям.

Таким образом, социальная реклама способствует не только социальной поддержке и повышению грамотности населения, но и построению здорового гражданского общества.

В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанная норма закона содержит прямой запрет на заключение с рекламораспространителем договора на распространение социальной рекламы в пределах, превышающих пять процентов годового объема распространяемой им рекламы.

Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Порядок обязательного заключения договора установлен в статье 445 ГК РФ. При этом ч. 4 ст. 445 ГК РФ предусматривается, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения обязательного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Следовательно, рекламораспространитель обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится с предложением о распространении социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Договор на распространение социальной рекламы (равно как и рекламы) является гражданско-правовым договором, а именно договором оказания услуг.

Согласно нормам ст. 781 ГК РФ оказываемые услуги подлежат оплате в порядке и сроки, которые указаны в договоре. Поэтому при обязательности для рекламораспространителя заключения договора оказания услуг по распространению социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы безвозмездность такого договора законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Поскольку между сторонами не согласовано существенное условие о представление услуг по распространению социальной рекламы на бесплатной основе, заключение договора на распространение социальной рекламы на предложенных истцом условиях противоречат нормам законодательства, при этом финансовое положение истца не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд гор. Владивостока.

Председательствующий: