ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-402/13 от 13.06.2013 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-402/2013.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июня 2013 года

город Вичуга

Вичугский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сизовой И.Ю.,

при секретаре Мокровой М.А.,

с участием

старшего помощника Вичугского межрайонного прокурора Коломенского Е.М.,

представителей заинтересованных лиц: администрации городского округа Вичуга Бетилгиреева Р.М., действующего на основании доверенности, городской Думы городского округа Вичуга Кузьменко В.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Вичугского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года № 103 (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 года № 117),

У С Т А Н О В И Л :

Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года № 103 (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 года № 117).

Заявление мотивировано тем, что на основании п.33 ч.1 ст. 16, ч.1 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2, ст. 16 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» решением городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года №103 утверждена Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы. Решением городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №117 в данное решение внесены изменения. Решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 №103 «Об утверждении «Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы» опубликовано в Вестнике городского округа Вичуга от 11.10.2011 №1 и вступило в силу согласно пункту 3 решения с 01.01.2012. Решение городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №117 «О внесении изменений в решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 №103 «Об утверждении «Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы» опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления городского округа Вичуга от 25.12.2012 №19 и вступило в силу с момента принятия, т.е. с 20.12.2012. Исходя из содержания ч.10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие указанных нормативных правовых актов не относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно ч.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Просит решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 №103 (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №117) «Об утверждении «Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы» признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Вичугского межрайонного прокурора Коломенский Е.М. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Вичуга - Бетилгиреев Р.М. с заявленными требованиями согласен, пояснил суду, что полномочия по принятию Программы не принадлежат представительному органу местного самоуправления. Это- полномочия администрации городского округа Вичуга. Целевое назначение программы нельзя отнести к развитию муниципального образования, поскольку она распространяется на определенный круг лиц и правоотношений.

Представитель заинтересованного лица- городской Думы городского округа Вичуга- Кузьменко В.Н. возражал против заявленных требований. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому содействие развитию малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения, регулируется также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа принята в пределах полномочий городской Думы городского округа Вичуга, предусмотренных законом, и не противоречит требованиям федерального законодательства. Законодатель не разграничивает то, к компетенции какого органа относится принятие данного нормативно-правового акта. К исключительной компетенции относятся вопросы, по которым нормативно-правовые акты может принимать только Городская Дума г.о.Вичуга. Помимо исключительной компетенции Городская Дума имеет иную компетенцию.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Вичугского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании было установлено, что 29.09.2011 года городской Думы городского округа Вичуга принято решение №103 об утверждении Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы. Решение опубликовано в Вестнике городского округа Вичуга от 11.10.2011 №1 и вступило в силу согласно пункту 3 решения с 01.01.2012 года.

Решением городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №117 в указанное решение внесены изменения.

Решение городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №117 «О внесении изменений в решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 №103 «Об утверждении «Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы» опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления городского округа Вичуга от 25.12.2012 №19 и вступило в силу с 20.12.2012.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.33 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.33, ч.1 ст.3 Устава городского округа Вичуга, принятого решением Вичугской городской Думы от 31.03.2006 N 29, содействие развитию малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Устава городского округа Вичуга, по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Пункт 4 ч.10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

В законодательстве нет понятия программы социально-экономического развития субъектов федерации, муниципального образования.

Вместе с тем в силу требований п.3 ст.1 ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

В этом законе приводится понятие программ развития применительно к РФ.

Согласно п.1 ст.173 БК РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет.

Исходя из смысла и содержания указанных норм, следует признать, что программа развития предусматривает общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования в целом, в том числе развитие малого и среднего бизнеса, механизмы их реализации.

Во исполнение указанных требований закона на территории округа утверждена решением Городской Думы г.о. Вичуга от 27.10.2011 года №120 Комплексная программа социально-экономического развития г.о.Вичуга на 2011 - 2014 годы. Данная программа включает в себя три основных направления: экономическое, социальное развитие, развитие жилищно-коммунального хозяйства. В рамках экономического развития выделяется развитие малого и среднего бизнеса. В разделе 1.2 программы выделяются основные проблемы, приводятся сравнительные таблицы за разные годы, объемы роста малого и среднего предпринимательства, развития округа, пути решения поставленных задач. В данном случае представительный орган местного самоуправления реализовал свое право, относящееся к его исключительной компетенции, изданием соответствующего правового акта.

Принятие же 29.09.2011 года городской Думы городского округа Вичуга решения №103 об утверждении Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы (с соответствующими изменениями в дальнейшем) не входит в компетенцию представительного органа.

Анализ правовых норм, содержащихся в программе, позволяет сделать вывод о том, что эта программа - не программа развития муниципального образования, так как она регулирует определенные направления деятельности. Она является долгосрочной целевой программой развития малого и среднего предпринимательства, предусматривает расходы бюджета по мероприятиям целевой программы, т.е. регулирует отношения по исполнению бюджета.

Долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований и достижение конечных результатов. Поэтому долгосрочные целевые программы могут рассматриваться только как один из механизмов реализации программ развития.

Кроме того, целевые программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.

Статья 9 БК РФ предусматривает, что муниципальные образования должны принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.

Всем этим требованиям, предъявляемым к долгосрочным целевым программам, отвечает принятая Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга. При принятии оспариваемого акта программированию фактически подвергнуты средства как местного, так и областного бюджета.

Вопросы разработки и принятия долгосрочных целевых программ регулируются ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Кодекс, направленные на создание правовой основы для новой организации бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внедрение современных принципов и методов финансового менеджмента, повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

В соответствии с п. 164 ст. 1 указанного Федерального закона с 1 января 2009 г. вступила в силу новая редакция ст. 179 Кодекса, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Федеральным законом от 07.05.2013 года № 104-ФЗ изменена редакция статьи 179 БК РФ, устанавливающая правовые основания для формирования государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ.

Указанный Федеральный закон вступил в силу с 19 мая 2013 года.

Одновременно с этим понятие «долгосрочная целевая программа», равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса РФ исключены.

Положения статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) применяются к правоотношениям, возникающим при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов).

Принятие новой редакции статьи 179 БК РФ не влияет на законность требований Вичугского межрайонного прокурора о признании принятого нормативно-правового акта противоречащим законодательству.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого акта Дума вышла за пределы предоставленных полномочий.

Системное толкование бюджетного законодательства, законодательства о местном самоуправлении в РФ позволяет прийти к выводу о том, что в указанной сфере законодатель не отнес к компетенции законодательного органа принятие целевых программ, регулирующих определенные правоотношения. Согласно ст. 179 БК РФ данный нормативно-правовой акт должен быть принят не представительным органом, а органом исполнительной власти на уровне местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый правовой акт принят с нарушением компетенции, предоставленной законодательному органу местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку суд не располагает сведениями о том, повлекло ли применение указанного акта нарушение прав и законных интересов граждан, суд считает возможным признать оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года № 103 (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 года № 117) «Об утверждении «Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014».

Копию вступившего в силу решения суда направить для опубликования в печатное средство массовой информации, осуществляющее официальное опубликование муниципальных правовых актов городского округа Вичуга.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Ю. Сизова.