Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 декабря 2020г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исаева И.М.,
при секретаре Магомедовой Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Избербаш РД, поданному в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1, третьим лицам - Администрации городского округа «город Избербаш», Отделу строительства и архитектуры Администрации городского округа «город Избербаш», о признании возведенного строения на земельном участке по <адрес> «а» <адрес> самовольной постройкой, обязании снести возведенное строение на земельном участке по указанному адресу в срок до 30 суток со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску,
у с т а н о в и л:
прокурор города Избербаш РД в порядке ст.45 ГПК РФ действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Избербашский городской суд РД с указанным иском, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой города Избербаш проведена проверка законности строительства объекта капитального строительства по ул. <адрес>. Установлено, что 19.03.2013 отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Избербаш» ФИО3 выдано разрешение № 05-49-83 на строительство жилого дома по адресу: <адрес> «а». Срок действия разрешения до 19.03.2016. При этом, начальником отдела архитектуры и градостроительства действие разрешения продлено до 19.03.2020. Проверкой с выездом на место установлено, что по вышеуказанному адресу застройщиком возведен 3-х этажный объект капитального строительства под предоставление гостиничных услуг. Кроме того, разрешение на строительство выдано застройщику в отсутствие градостроительного плана земельного участка. В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии со ст. 7 произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли. В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. В соответствии с ч. 1ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ вокруг водных объектов устанавливаются водоохранные зоны на территориях, которые примыкают к береговой линий морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливаются специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранная зона для морей устанавливается в 500 (пятьсот метров). В границах водохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линий водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать метров). Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 105 от 10.02.1977 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» земли береговой полосы 500 м., расположенные вдоль Каспийского моря на административной территории Каякентского района, Республики Дагестан граничащих с землями городского округа «город Избербаш» являются федеральными и отнесены к курортам республиканского значения. В ходе проверки с выездом на место установлено, что ФИО3 возведен 3-х этажный объект капитального строительства в целях дальнейшего осуществления коммерческой деятельности связанной с предоставлением гостиничных услуг. Установлено, что разрешение на строительство вышеуказанного объекта выдано ФИО3 главным архитектором ГО «город Избербаш» ФИО6 19.03.2013 со сроком действия до 19.03.2016, срок действия разрешения на строительство отделом архитектуры и градостроительства продлен 19.03.2020, то есть по истечении 4 лет после завершения действия первоначально выданного разрешения на строительство. Согласно требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса действие разрешение на строительство может быть продлено по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. С учетом изложенного, строительство 3-х этажного гостиничного комплекса по <адрес> «а», <адрес> является незаконным и осуществлено в нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства. Согласно статье 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку строящееся здание в последующем будет являться местом общественного посещения, и должно отвечать требованиям градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам по соответствию качества строительства, безопасности и эксплуатационной конструктивной надежности здания. Также, в данном случае ответчиком нарушены интересы Российской Федерации и муниципального образования на неукоснительное соблюдение на территории государства и городского округа «город Избербаш» законов.
На основании изложенного, просил признать возведенное на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000038:471, расположенном по <адрес> «а», <адрес>, строение самовольной постройкой; обязать ФИО3 снести возведенное строение на земельном участке <адрес> «а», <адрес> в срок до 30 суток со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела от старшего помощника прокурора города Избербаш РД Султанова С.Р. поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по делу ФИО3 надлежащим ответчиком ФИО1, в связи с тем, что в настоящее время ФИО7 не является собственником земельного участка, на котором возведено спорное строение. Указанный земельный участок был продан последним ФИО9 (договор купли-продажи от 27.05.2015 № 05АА 1380796), который в свою очередь продал его ФИО1 (договор купли-продажи от 15.03.2019). Таким образом, собственником земельного участка с кадастровым номером №05:49:000038:471, на котором самовольно возведено спорное строение, в настоящее время является ФИО1 и потому, именно она и является надлежащим ответчиком.
На основании изложенного, с учетом произведенной определением Избербашского городского суда РД от 18.08.2020г. замены ненадлежащего ответчика надлежащим, старший помощник прокурора города Избербаш РД Султанов С.Р. просит: признать возведенное строение на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000038:471, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», самовольной постройкой; обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> ССР, зарегистрированную и проживающую по адресу: РД, <адрес>, снести строение, возведенное на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», в срок до 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор г.Избербаш, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении рассмотрением дела на другой срок, не просил.
Ответчик ФИО1, будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки в суд не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении рассмотрением дела на другой срок, не просила.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация ГО «город Избербаш» и Отдел строительства и архитектуры Администрации ГО «город Избербаш», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела на другой срок не просили, об уважительности причин неявки своих представителей суду не сообщили. В соответствие с ч. 1, 2 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку ответчица ФИО1 извещалась надлежащим образом, но не явилась в судебное заседание, то суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в порядке заочного производства, в отсутствии ответчицы, о чем вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Огласив исковое заявление, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующими выводу.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствие с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений
Согласно статье 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 7 произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с ч. 1ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ вокруг водных объектов устанавливаются водоохранные зоны на территориях, которые примыкают к береговой линий морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливаются специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранная зона для морей устанавливается в 500 (пятьсот метров). В границах водохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линий водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать метров).
Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 105 от 10.02.1977 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» земли береговой полосы 500 м., расположенные вдоль Каспийского моря на административной территории Каякентского района, Республики Дагестан граничащих с землями городского округа «город Избербаш» являются федеральными и отнесены к курортам республиканского значения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке по <адрес> «а», <адрес> возведен 3-х этажный объект капитального строительства в целях дальнейшего осуществления коммерческой деятельности связанной с предоставлением гостиничных услуг.
Согласно договора купли-продажи (купчей) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>6 ФИО7 продал принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью 131 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся в РД, <адрес> «а», ФИО9.
Согласно договора купли-продажи (купчей) земельного участка от 15.03.2019г. ФИО9 продал указанный земельный участок с кадастровым номером №, на котором самовольно возведено спорное строение, ФИО1.
Таким образом, ФИО1 в настоящее время является собственником земельного участка площадью 131 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РД, <адрес> «а».
Согласно разрешения на строительство № от 19.03.2013г., Администрация ГО «город Избербаш» РД разрешает ФИО3 реконструкцию объекта капитального строительства, строительство жилого дома объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РД, <адрес> «а», со сроком действия настоящего разрешения - до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия разрешения на строительство отделом архитектуры и градостроительства продлен до 19.03.2020г.
В соответствие со ст. 51 Градостроительного кодекса, действие разрешение на строительство может быть продлено по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Следовательно, срок действия разрешения на строительство отделом архитектуры и градостроительства Администрации ГО «город Избербаш» РД продлен ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ с нарушением сроков продления разрешения на строительство, а именно, по истечении 4 лет после завершения действия первоначально выданного разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, строительство 3-х этажного гостиничного комплекса по адресу: РД, <адрес> «а», является незаконным и осуществлено в нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ФИО1 в связи с удовлетворением иска подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Избербаш РД, поданные в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1, третьим лицам - Администрации городского округа «город Избербаш», Отделу строительства и архитектуры Администрации городского округа «город Избербаш», о признании возведенного строения на земельном участке по <адрес> «а» <адрес> самовольной постройкой, обязании снести возведенное строение на земельном участке по указанному адресу в срок до 30 суток со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску, - удовлетворить в полном объеме.
Признать возведенное строение на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000038:471, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», самовольной постройкой.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Дагестанской АССР, проживающую по адресу: РД, <адрес>, снести строение, возведенное на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», в срок до 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Дагестанской АССР, проживающей по адресу: РД, <адрес>, в доход бюджета ГО "<адрес>» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчица ФИО1 вправе подать в Избербашский городской суд РД заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И..М. Исаев
Мотивированное решение
суда составлено 18.12.2020г.
УИД: 05RS0№-27
Подлинный документ подшит в деле №.
Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.