ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-402/2013 от 19.08.2013 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №2-402/2013 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2013 года                                                                                  город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,

при секретаре судебного заседания - Катчиевой Э.М.,

с участием:

представителя истца администрации Усть-Джегутинского городского поселения - Гербекова Н. Х., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению администрации Усть-Джегутинского городского поселения к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация Усть-Джегутинского городского поселения обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В обоснование иска истец указал, что Усть-Джегутинский районный суд своим решением от 14 сентября 2009 года обязал администрацию поселения произвести регистрацию права собственности на недвижимое имущество, коими являлись гидротехнические сооружения, расположенные на территории города Усть-Джегута. 30 декабря 2011 года объекты недвижимого имущества, а именно: берегоукрепительная дамба по реке Кубань, берегоукрепительная дамба по реке Джегута и берегоукрепительная дамба по реке Джегонас по заявлению городского поселения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике были приняты на учет как бесхозяйные, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены соответствующие записи. Администрацией городского поселения были получены кадастровые паспорта на земельные участки под гидротехническими сооружениями с разрешенным использованием под гидросооружения, получены кадастровые паспорта на объекты бесхозяйного недвижимого имущества. В силу требований Федерального закона от 06 декабря 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Для осуществления городским поселением вышеуказанных полномочий необходимо осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, состоящие на учете как бесхозяйные объекты имущества. Гидротехнические сооружения, коими являются берегоукрепительные дамбы на реках Кубань, Джегонас и Джегута, не являются собственностью Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и Усть-Джегутинского муниципального района и собственник данных объектов не определен. В соответствии с нормами статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. По истечение года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Поскольку со дня постановки бесхозяйного имущества на учет истек годичный срок, администрация городского поселения обратилась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на имущество, находящееся в границах поселения.

В судебном заседании представитель истца Гербеков Н.Х., поддержав заявленное требование и доводы, приведенные в его обоснование, просил иск удовлетворить, поскольку установленные действующим законодательством требования к признанию права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества соблюдены.

В соответствии с нормами статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

При этом, представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в представленном отзыве на иск, заявив об отсутствии возражений против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Совет депутатов Усть-Джегутинского городского поселения своим решением (номер обезличен)-II от (дата обезличена) (л.д.12) в соответствии с нормами статьи 225 ГК РФ и статьями 26,31 Устава Усть-Джегутинского городского поселения принял в собственность Усть-Джегутинского городского поселения бесхозяйные объекты: две дамбы с берегоукреплением из рванного камня и бетонных плит на реке Кубань, общей протяженностью (данные изъяты) км; одну дамбу на реке Джегута, общей протяженностью (данные изъяты) км и одну дамбу на реке Джегонас, общей протяженностью (данные изъяты) км, с постановкой указанных объектов на баланс.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 сентября 2009 года (л.д.18-19) на администрацию Усть-Джегутинского городского поселения была возложена обязанность в установленном законом порядке произвести регистрацию права собственности на недвижимое имущество, гидротехнические сооружения, расположенные на территории города Усть-Джегута: на реке Джегонас на расстоянии от устья (данные изъяты) км; на реке Джегонас на расстоянии от устья (данные изъяты) км и на реке Кубань на расстоянии от устья (данные изъяты) км, принятые на баланс Усть-Джегутинского городского поселения решением Совета Усть-Джегутинского городского поселения (номер обезличен)-II от (дата обезличена).

Судом установлено, что (дата обезличена) для регистрации права филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Карачаево-Черкесской Республике было произведено обследование с оформлением кадастровых паспортов следующих сооружений: дамбы с берегоукреплением на реке Джегута, общей протяженностью (данные изъяты) км (л.д.20-22); дамбы с берегоукреплением на реке Джегонас, общей протяженностью 0,279 км (л.д.23-25); дамбы с берегоукрепление на реке Кубань, общей протяженностью (данные изъяты) км, назначение которых берегоукрепление (л.д.26-29).

Таким образом, судом установлен факт наличия в действительности объектов гидротехнических сооружений в виде дамб с берегоукрепвлением на реках Кубань, Джегонас и Джегута, в отношении которых истцом поставлен вопрос о призвании за ним права муниципальной собственности.

Из кадастрового паспорта земельного участка (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.29-31) усматривается, что берегоукрепительная дамба по реке Кубань расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером 09:07:0030115:255, относящегося по категории земель к землям населенных пунктов.

Из кадастровых паспортов земельных участков (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.32-34), (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.35-37), (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.38-40) и (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.41-43) усматривается, что берегоукрепительная дамба по реке Джегонас (4-ый участок),(3-ий участок), (2-ой участок), (1-ый участок) расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами соответственно (номер обезличен); (номер обезличен); (номер обезличен) и (номер обезличен), относящихся по категории земель к землям населенных пунктов.

Из кадастровых паспортов земельных участков (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.44-46), (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.47-49), (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.50-52) и (номер обезличен) от (дата обезличена)9 года (л.д.53-55) усматривается, что берегоукрепительная дамба по реке Джегута (1-ый участок),(2-ой участок), (3-ий участок), (4-ый участок) расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами соответственно (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен), относящихся по категории земель к землям населенных пунктов.

Таким образом, их объяснений представителя истца Гербекова Н.Х. и совокупности представленных доказательств, содержание которых приведено выше, судом установлено, что объекты гидротехнических сооружений в виде дамб с берегоукреплением на реках Кубань, Джегонас и Джегута расположены в пределах земельных участков, относящихся по категории земель к землям населенных пунктов, и находятся в границах Усть-Джегутинского городского поселения.

Из письменных сообщений начальника Усть-Джегутинского филиала КЧР ГУП «Техинвентаризация» за (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.16) и за (номер обезличен) от (дата обезличена) судом установлено, что как на момент постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, так и по состоянию на (дата обезличена) гидротехнические сооружения в виде дамб с берегоукреплением из рванного камня на реках Кубань, протяженностью (данные изъяты) км; Джегута, протяженностью (данные изъяты) км и Джегонас, протяжностью (данные изъяты) км, проинвентаризированы не были и собственник данных объектов определен не был.

Из представленных выписок из реестра муниципальной собственности Усть-Джегутинского муниципального района за (номер обезличен) от (дата обезличена) и (номер обезличен) от (дата обезличена) судом также установлено, что гидротехнические сооружения, коими являются дамбы с берегоукреплением из рванного камня на реках Кубань, общей протяженностью (данные изъяты) км, Джегута, общей протяженностью 0,15 км и Джегонас, общей протяженностью (данные изъяты) км, в реестре муниципальной собственности Усть-Джегутинского муниципального района как на момент постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, так и на момент судебного разбирательства не состояли и не состоят.

Из представленных выписок из реестра муниципальной собственности Усть-Джегутинского городского поселения за (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.14) и за      (номер обезличен) от (дата обезличена) судом установлено, что вышеуказанные объекты гидротехнических сооружений в реестре муниципальной собственности Усть-Джегутинского городского поселения не состояли и не состоят.

Из письменного сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.15), а также отзыва на иск за (номер обезличен) от (дата обезличена) судом установлено, что гидротехнические сооружения - дамбы с берегоукреплением из рванного камня на реках Кубань, Джегута, Джегонас общей протяженностью (данные изъяты) км, (данные изъяты) км и (данные изъяты) км соответственно, не являются государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики и в реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики не значатся.

Из письменных сообщений ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике за (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.17) и (номер обезличен) от (дата обезличена) судом установлено, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о гидротехнических сооружениях - дамбах с берегоукреплением из рванного камня на территории города Усть-Джегута на реках Кубань, Джегута, Джегонас, общей протяженностью (данные изъяты) км, (данные изъяты) км и (данные изъяты) км соответственно.

В соответствии с нормами части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с нормами части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что на территории Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики находится бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехнические сооружения: берегоукрепительные дамбы на реках Кубань, Джегута и Джегонас, которые расположены по адресам, указанным в кадастровых паспортах на указанные сооружения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Устава Усть-Джегутинского городского поселения особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом, а в соответствии с подпунктами 9 и 18 пункта 3 статьи 55 указанного Устава в собственности Усть-Джегутинского городского поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, к числу которых относится и имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского поселения, а так же имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Устава Усть-Джегутинского городского поселения органы местного самоуправления городского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского поселения.

Из материалов дела следует, что недвижимое имущество в виде гидротехнических сооружений, коими являются дамбы с берегоукреплением на реках Кубань, Джегонас и Джегута, расположенные в границах Усть-Джегутинского городского поселения, Управлением федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества на основании заявления органа местного самоуправления - Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики в лице администрации поселения, то есть уполномоченного на то органа.

В соответствии с нормами части 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с нормами части 2 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу требований статьи 3 Федерального закона № 117-ФЗ от (дата обезличена) «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнических сооружений, к числу которым относятся также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек, и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод, может являться, в том числе, и муниципальное образование.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что право муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения может возникнуть в случаях, если собственник отсутствует, собственник не известен, собственник отказался от своего права.

Из исследованных судом доказательств усматривается, что гидротехнические сооружения, коими являются дамбы с берегоукреплением на реках Кубань, Джегута и Джегонас, расположенные в границах Усть-Джегутинского городского поселения, поставлены на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества (дата обезличена).

Таким образом, на момент обращения администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики в суд с рассматриваемым иском о признании права муниципальной собственности на указанные объекты гидротехнических сооружений прошло более года.

При этом судом установлено, что указанные гидротехнические сооружения не являются собственностью Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики либо Усть-Джегутинского муниципального района.

Из письменного сообщения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике за (номер обезличен) от (дата обезличена) усматривается, что в реестре федерального имущества сведения о вышеуказанных гидротехнических сооружениях отсутствуют, но вместе с тем делается ссылка на то, что отсутствие таковых сведений не означает, что указанные объекты гидротехнических сооружений не находятся в собственности Российской Федерации.

Однако, ответчиком, каковым является Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что собственником дамб с берегоукреплением на реках Кубань, Джегонас и Джегута, расположенных в границах Усть-Джегутинского муниципального района, является Российская Федерация. Более того, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представитель указанного ответчика в судебное заседание не явился и сведения о причине своей неявки суду не представил.

С учетом изложенного, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что правообладатель указанных объектов недвижимого имущества неизвестен, а в течение более года с момента их постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества никто прав на указанное недвижимое имущество не заявил.

В судебном заседании установлено, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, каковым являются вышеуказанные гидротехнические сооружения, истцу необходимо в целях дальнейшего надлежащего обслуживания и содержания, а поскольку данное имущество в настоящее время отсутствует в реестре муниципальной собственности Усть-Джегутинского городского поселения, постольку администрация Усть-Джегутинского городского поселения не вправе тратить бюджетные средства на его содержание и обслуживание.

В соответствии с нормами статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от (дата обезличена) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также нормами статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от (дата обезличена) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложено проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий, осуществление финансирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансирования и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктами 9 и 24 статьи 7 Устава Усть-Джегутинского городского поселения к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно нормам части 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Учитывая, что гидротехнические сооружения - дамбы с берегоукреплением на реках Кубань, Джегонас и Джегута, расположенные в границах Усть-Джегутинского городского поселения, не имеют собственника, в связи с чем непринятие необходимых мер по обеспечению их безопасности неизбежно может привести к опасности возникновения ситуаций по негативному воздействию вод указанных рек на жителей и территорию Усть-Джегутинского городского поселения, а также признавая соблюденным порядок приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, суд находит исковое заявление администрации Усть-Джегутинского городского поселения подлежащим удовлетворению по вышеуказанным фактическим и правовым основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения:

дамбу с берегоукреплением на реке Кубань, протяженностью (данные изъяты) км, расположенную по адресу: (данные изъяты)

дамбу с берегоукреплением на реке Джегута, протяженностью (данные изъяты) км, расположенную по адресу: (данные изъяты)

дамбу с берегоукреплением на реке Джегонас, протяженностью 0,279 км, расположенную по адресу: (данные изъяты)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, на что потребуется срок не более 5 (пяти) дней, поскольку последний день составления мотивированного решения выпадает на выходной день 24 августа 2013 года, постольку последним днем составления мотивированного решения является первый рабочий день 26 августа 2013 года, а началом течения месячного срок апелляционного обжалования является 27 августа 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2013 года.

Мотивированное решение составлено на компьютере в единственном экземпляре 26 августа 2013 года.

Председательствующий - подпись

Копия верна:

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                                                    З.Х.Лайпанова

Секретарь судебного заседания                                                          Э.М.Катчиева

Решение на 26 августа 2013 года в законную силу не вступило.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                                                    З.Х.Лайпанова