Дело № 2-6/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 13 января 2016 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой В.А.,
при секретаре Ермолаевой С.П.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области - <данные изъяты> ФИО2, действующей на основании доверенности № 1 от 12 января 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области незаконным в части исключения из страхового стажа периода работы, включении оспариваемого периода в страховой стаж, перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области незаконным в части исключения из страхового стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении оспариваемого периода в страховой стаж, перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в связи с переводом в ККХ «<данные изъяты>» на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Факт его работы в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке.
В настоящее время КФХ «<данные изъяты> (ранее ККХ «<данные изъяты>») не существует.
06 мая 2015 года он обратился в ГУ УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. С 07 мая 2015 года ему назначена страховая пенсия по старости, но в подсчет трудового стажа были включены не все периоды его работы, а именно отсутствует период работы в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
08 июня 2015 года истец обратился в ГУ УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о разъяснении принятого комиссией решения от 27 апреля 2015 года. В ответ на указанное заявление разъяснено, что период работы в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж не включен по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносов.
20 августа 2015 года истец обратился в Клиентскую службу УПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, представив справку о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой ему произведен перерасчет страховой пенсии с учетом заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени период работы в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж не включен, истец считает, что принятым комиссией решением от 27 апреля 2015 года нарушены его пенсионные права, поэтому просит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области признать незаконным в части исключения из страхового стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении оспариваемого периода в страховой стаж, перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, потраченных за составления искового заявления в суд, и <данные изъяты> рублей за уплаченную государственную пошлину.
В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал в полном объеме по доводам, содержащимся в исковом заявлении. Просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области от 27 апреля 2015 года № в части исключения из страхового стажа периода работы в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включить оспариваемый период в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии и взыскать в его пользу судебные расходы с ГУ УПФР по Торопецкому району в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Торопецком районе Тверской области ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, представила возражения относительно заявленных исковых требований. В судебном заседании ФИО2 показала, что КФХ представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Деятельность указанных хозяйств, трудовые отношения, вопросы социального, в том числе пенсионного страхования главы и членов хозяйства, а также наемных работников указанных хозяйств регулировались с учетом Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно положению данного закона в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. При этом условия наемного труда регламентировались договором с гражданами об использовании их труда. Записи о трудовом стаже граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносились в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждались местным Советом народных депутатов. Время работы в крестьянском хозяйстве граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. В соответствии с действующим законодательством работодатель, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах. КФХ «<данные изъяты>» как работодатель, использующий труд наемных работников, был зарегистрирован в органе ПФР с ДД.ММ.ГГГГ, как крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие выплаты в пользу наемных работников. Постановка на учет подтверждается заявлением о регистрации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому стаж ФИО1 как работнику учтен с ДД.ММ.ГГГГ с момента регистрации. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, также предусмотрено, что периоды работы граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Запись в трудовой книжке ФИО1 о работе в ККХ (КФХ) «<данные изъяты>» отсутствует. Договор об использовании труда гражданина не представлен. Имеется справка без номера и даты, указывающая на факт работы как наемного работника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку отсутствует регистрация КФХ «<данные изъяты>» в органе ПФР как работодателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правовых оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года периода работы по найму в крестьянском (фермерском) хозяйстве, в течение которого не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имеется. Также отсутствие записи в трудовой книжке о работе в КФХ надлежащим образом, удостоверенного органом местного самоуправления, не может служить основанием для принятия положений постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П, так как оно распространяется на застрахованных лиц, с которыми у работодателя были заключены трудовые договоры и в отношении которых, за периоды их работы страхователем начислялись, но не уплачивались (уплачивались не в полном объеме) страховые взносы. Просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела № на ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 06 мая 2015 года истец обратился в ГУ УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
7 мая 2015 года ФИО1 в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена страховая пенсия по старости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В соответствии с протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области от 27 апреля 2015 года № при назначении истцу страховой пенсии по старости принята к зачету трудовая книжка, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, включен в подсчет трудового стажа период работы в КФХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица и справки УПФР в Торопецком районе от 24 апреля 2015 года. Период работы в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подсчет трудового стажа не включен, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
Согласно записям № и № в трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был принят в связи с переводом в ККХ «<данные изъяты>» в соответствии с п.5 ст. 29 КЗоТ РФ (решение № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ уволен с КФХ «<данные изъяты>» по собственному желанию по ст. 80 Трудового кодекса РФ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.23).
Из представленной в пенсионном деле справки СПК «<данные изъяты>» от 20 февраля 2015 года следует, что ФИО1 в совхозе «<данные изъяты>» работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ – принят в совхоз «<данные изъяты>» <данные изъяты>№ (запись в трудовой книжке 22); на основании приказа № параграф 1 от ДД.ММ.ГГГГ – переведен <данные изъяты> (запись в трудовой книжке 23); на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ - уволен в связи с переводом в коллективное крестьянское хозяйство <данные изъяты> п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР (запись в трудовой книжке 24).
В соответствии со справкой представленной председателем ККХ «<данные изъяты>» Х. без номера и даты выдачи, имеющейся в материалах пенсионного дела, следует, что ФИО1 действительно работал в ККХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: принят в связи с переводом в коллективное крестьянское хозяйство <данные изъяты> п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ; уволен по собственному желанию ст. 80 ТК РФ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения исполнительного комитета Торопецкого районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано коллективное крестьянское хозяйство «<данные изъяты>» (л.д.31). На основании Постановления Главы администрации Торопецкого района Тверской области № 254 от 26 ноября 1993 года в соответствии с требованиями Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» коллективное крестьянское хозяйство «<данные изъяты>» перерегистрировано в крестьянское (фермерское) хозяйство «<данные изъяты>» (л.д. 32).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридического лица крестьянское (фермерское) хозяйство «<данные изъяты>» № от 28 августа 2015 года КФХ «<данные изъяты>» снято с учета в налоговом органе как прекратившее свою деятельность с 01 ноября 2013 года (л.д. 29-30).
На основании представленных и исследованных в суде документов следует, что деятельность КФХ (ранее ККХ) «<данные изъяты>» в спорный период работы истца регулировалась Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», (утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ). Согласно ст. 1 названного закона КФХ представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Деятельность указанных хозяйств, трудовые отношения, вопросы социального, в том числе пенсионного страхования главы и членов хозяйства, а также наемных работников указанных хозяйств регулировались с учетом данного Закона.
В соответствии со статьей 22 названного Закона крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР, условия которого могли регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.
На основании п.5 данной статьи записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов.
При этом пунктом 6 статьи 25 данного Закона предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, подлежало зачету в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, основным документом о трудовом стаже является трудовая книжка (пункт 6).
Пунктом 11 указанных Правил также предусмотрено, что периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Вследствие изложенного, для разрешения вопроса о возможности включения в стаж спорные периоды работы истца в КФХ «<данные изъяты>» обстоятельствами, имеющими значение, являются: факт заключения трудового договора, при этом запись в трудовой книжке должна быть удостоверена органом местного самоуправления; уплата крестьянским (фермерским) хозяйством страховых взносов.
Анализируя представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что запись в трудовой книжке ФИО1 о работе в ККХ (КФХ) «<данные изъяты>» в качестве наемного работника или как члена КФХ отсутствует, поскольку не удостоверена органом местного самоуправления. Договор об использовании труда гражданина истцом не представлен. Справка главы ККХ «<данные изъяты>» без номера и даты, имеющаяся в материалах пенсионного дела, указывает на факт работы ФИО1 как наемного работника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, запись об увольнении истца по собственному желанию подтверждает трудовой характер отношений ФИО1 и КФХ «<данные изъяты>», так как увольнение членов КФХ законодательством не предусматривалась. Члены КФХ выходили из его состава с выплатой соответствующей денежной компенсацией за счет вынесенного имущества, а не увольнялись.
Кроме того, факт работы в спорный период ФИО1 в КФХ (ранее в ККХ) «<данные изъяты>» подтверждается показаниями свидетелей Л. и С. Каких либо иных доказательств сторонами не представлено.
В соответствии с ответом архивного отдела администрации Торопецкого района № от 28 декабря 2015 года следует, что документы по личному составу и основной деятельности (книги приказов, лицевые счета, годовые балансы и отчеты КФХ (ранее ККХ) «<данные изъяты>» за 1991 – 1996 годы на хранение в архивный отдел не поступали, сведениями о месте нахождения документов архивный отдел не располагает.
В соответствии п.2 действовавшего в спорный период постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 «О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)» работодатель, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах.
КФХ «<данные изъяты>» как работодатель, использующий труд наемных работников был зарегистрирован в органе ПФР с ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, производящие выплаты в пользу наемных работников. Постановка на учет КФХ «<данные изъяты>», как работодателя, так же подтверждается заявлением о регистрации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано количество работающих - <данные изъяты> человека, с этого периода производится уплата страховых взносов.
Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1, действовавшим до 01 января 2002 года, предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).
Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель.
То есть право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Поскольку отсутствует регистрация КФХ «<данные изъяты>» в органе ПФР как работодателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то правовых оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года периода работы по найму в крестьянском (фермерском) хозяйстве, в течение которого не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не имеется. Также отсутствие записи в трудовой книжке о работе в КФХ надлежащим образом удостоверенного органом местного самоуправления не может служить основанием для принятия положений постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, так как оно распространяется на застрахованных лиц, с которыми у работодателя были заключены трудовые договоры и в отношении которых, за периоды их работы страхователем начислялись, но не уплачивались (уплачивались не в полном объеме) страховые взносы.
Таким образом, стаж ФИО1 как работнику законно учтен с ДД.ММ.ГГГГ с момента регистрации КФХ «<данные изъяты>», как работодателя, использующего труд наемных работников по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по день прекращения трудовых отношений истца с КФХ, поскольку обязанности, предусмотренные вышеуказанными нормами права, у крестьянского хозяйства возникли с момента регистрации в качестве страхователя.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Поэтому показания свидетелей в данном случае не могут являться допустимыми доказательствами.
Иные доказательства, свидетельствующие о характере работы истца и занимаемой им должности в спорный период, не представлены.
На основании изложенного, суд считает, что действия ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Торопецкому району Тверской области обоснованы, правомерны, основаны на законе, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области незаконным в части исключения из страхового стажа периода работы, включении оспариваемого периода в страховой стаж, перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2016 года.
Председательствующий В.А. Смирнова