ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-402/2021 от 04.05.2021 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-402/2021

УИД 44RS0003-01-2021-001169-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2021 года город Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Поляшовой М.Н., представителя ответчика администрации Шарьинского муниципального района Костромской области - ФИО1, при секретаре Лелиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шарьинского муниципального района Костромской области об устранении нарушений требований действующего законодательства,

у с т а н о в и л:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Шарьинского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства, изложенного в акте проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов от 18.01.2021 №000 Центрального управления Ростехнадзора, а именно:

- предоставить документы, подтверждающие выполнение в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления МКУП «Коммунсервис» от ДД.ММ.№000, ИП С.В.А. от ДД.ММ.№000;

- провести режимно-наладочные работы испытания котлов по разработке режимных карт;

- устранить нарушения по результатам технического освидетельствования дымовых труб выполненные специализированной организацией ООО «Энерго-Эксперт» в 2016 году;

- устранить нарушения по результатам технического освидетельствования зданий котельных, выполненные специализированной организацией ООО «Артель» в 2016 году;

- провести испытание тепловых сетей на определение тепловых потерь и гидравлических потерь, максимальную температуру теплоносителя (1 раз в 5 лет);

- провести техническое освидетельствование дымовых труб и зданий котельных (1 раз в 5 лет);

- провести оценку готовности теплоснабжающей организации на территории Шарьинского муниципального района Костромской области МУП «Шарьинская ТЭЦ», отапливающее социальную сферу ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер», расположенный по адресу: _________;

- провести оценку готовности потребителей тепловой энергии (не предоставлены паспорта готовности и акты готовности на потребителей в соответствии с приказом №000 ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер»).

В обоснование иска указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрации Шарьинского муниципального района законодательства в сфере теплоснабжения, в ходе которой выявлены нарушения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» обязанность по организации теплоснабжения, его надлежащего обеспечения на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.№000 Центрального управления Ростехнадзора, установлено, что муниципальное образование Шарьинский муниципальный район Костромской области не готов к отопительному периоду 2020-2021 года. Перечнем замечаний к акту были установлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении»: не представлены документы, подтверждающие выполнение в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления МКУП «Коммунсервис» от ДД.ММ.№000, ИП С.В.А. от ДД.ММ.№000; не проведены режимно-наладочные работы испытания котлов по разработке режимных карт; не устранены нарушения по результатам технического освидетельствования дымовых труб выполненные специализированной организацией ООО «Энерго-Эксперт» в 2016 году; не устранены нарушения по результатам технического освидетельствования зданий котельных, выполненные специализированной организацией ООО «Артель» в 2016 году; не проведено испытание тепловых сетей на определение тепловых потерь и гидравлических потерь, максимальную температуру теплоносителя (1 раз в 5 лет); не проведено техническое освидетельствование дымовых труб и зданий котельных (1 раз в 5 лет); не проведена оценку готовности теплоснабжающей организации на территории Шарьинского муниципального района Костромской области МУП «Шарьинская ТЭЦ», отапливающее социальную сферу ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер», расположенный по адресу: _________; не проведена оценка готовности потребителей тепловой энергии (не предоставлены паспорта готовности и акты готовности на потребителей в соответствии с приказом №103 ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер».

Отопительный сезон в муниципальном образовании Шарьинский муниципальный район Костромской области начался с ДД.ММ.. Администрация Шарьинского муниципального района как орган местного самоуправления, ответственный за организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории Шарьинского района Костромской области в ходе подготовки к отопительному сезону допустила незаконное бездействие в части уклонения от осуществления в установленные сроки предусмотренных законом мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2020-2021гг., которое выразилось в неполучении паспорта готовности муниципального образования.

Пунктом 12 Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» установлено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Ненадлежащее и (или) несвоевременное выполнение работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2020-2021 гг. может привести к нарушению (снижению) уровня надежности теплоснабжения населения в отопительный период, поскольку обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период, не гарантировано. Нарушение принципа надежности обеспечения теплоснабжения населения создает угрозу срыва отопительного сезона 2020-2021гг. как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Поляшова М.Н. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчикаадминистрации Шарьинского муниципального района - ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснил что в настоящее время ведется работа по устранению нарушений, некоторые работы возможно выполнить после окончания отопительного сезона.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении", общими принципами организации отношении в сфере теплоснабжения являются, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положений п.1, п.5, п.9 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Таким образом, орган местного самоуправления администрация Шарьинского муниципального района Костромской области, наделена полномочиями по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения Шарьинского муниципального района, и к данным полномочиям относится принятие мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств.

Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103.

В соответствии с п.9 Правил паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный перечнем.

В соответствии с п.10 Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных организаций.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.№000 Центрального управления Ростехнадзора, установлено, что муниципальное образование Шарьинский муниципальный район Костромской области не готов к отопительному периоду 2020-2021 года. Перечнем замечаний к акту были установлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении»: не представлены документы, подтверждающие выполнение в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления МКУП «Коммунсервис» от ДД.ММ.№000, ИП С.В.А. от ДД.ММ.№000; не проведены режимно-наладочные работы испытания котлов по разработке режимных карт; не устранены нарушения по результатам технического освидетельствования дымовых труб выполненные специализированной организацией ООО «Энерго-Эксперт» в 2016 году; не устранены нарушения по результатам технического освидетельствования зданий котельных, выполненные специализированной организацией ООО «Артель» в 2016 году; не проведено испытание тепловых сетей на определение тепловых потерь и гидравлических потерь, максимальную температуру теплоносителя (1 раз в 5 лет); не проведено техническое освидетельствование дымовых труб и зданий котельных (1 раз в 5 лет); не проведена оценку готовности теплоснабжающей организации на территории Шарьинского муниципального района Костромской области МУП «Шарьинская ТЭЦ», отапливающее социальную сферу ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер», расположенный по адресу: _________; не проведена оценка готовности потребителей тепловой энергии (не предоставлены паспорта готовности и акты готовности на потребителей в соответствии с приказом №103 ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер» (л.д.10-13).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103).

Отсутствие паспорта готовности муниципального образования, равно как и по истечении срока его влекут обязанность ответчика продолжить подготовку к отопительному периоду вплоть до устранения замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности и означают неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, неисполнение данной обязанности само по себе означает создание угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих в течение отопительного периода 2020-2021гг. в жилом фонде, на получение услуги по отоплению надлежащего качества.

Согласно информации Центрального управления Ростехнадзора от 20.01.2021 года №000 по рассмотрению обращения администрации Шарьинского муниципального района Костромской области по вопросу оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021гг. комиссией Шарьинский муниципальный район признан не готовым к отопительному периоду 2020-2021гг. (л.д.9).

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу подп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно пп."в, г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

При рассмотрении дела установлено, чтодо настоящего времени указанные нарушения готовности к отопительному периоду 2020-2021гг. указанные в акте проверки не устранены.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 не оспаривал факт нарушения готовности к отопительному периоду 2020-2021гг. указанные в акте проверки.

На основании изложенного суд соглашается с позицией прокурора о том, что невыполнение работ, которые являются предметом иска, является нарушением Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». Ненадлежащее и (или) несвоевременное выполнение работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2020-2021 гг. может привести к нарушению (снижению) уровня надежности теплоснабжения населения в отопительный период, поскольку обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период, не гарантировано. Нарушение принципа надежности обеспечения теплоснабжения населения создает угрозу срыва отопительного сезона 2020-2021гг. и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.

С учетом финансового положения ответчика, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Шарьинского муниципального района Костромской области устранить нарушения законодательства, изложенного в акте проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов от ДД.ММ.№000 Центрального управления Ростехнадзора, а именно:

- предоставить документы, подтверждающие выполнение в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления МКУП «Коммунсервис» от ДД.ММ.№000, ИП С.В.А. от ДД.ММ.№000;

- провести режимно-наладочные работы испытания котлов по разработке режимных карт;

- устранить нарушения по результатам технического освидетельствования дымовых труб выполненные специализированной организацией ООО «Энерго-Эксперт» в 2016 году;

- устранить нарушения по результатам технического освидетельствования зданий котельных, выполненные специализированной организацией ООО «Артель» в 2016 году;

- провести испытание тепловых сетей на определение тепловых потерь и гидравлических потерь, максимальную температуру теплоносителя (1 раз в 5 лет);

- провести техническое освидетельствование дымовых труб и зданий котельных (1 раз в 5 лет);

- провести оценку готовности теплоснабжающей организации на территории Шарьинского муниципального района Костромской области МУП «Шарьинская ТЭЦ», отапливающее социальную сферу ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер», расположенный по адресу: _________;

- провести оценку готовности потребителей тепловой энергии (не предоставлены паспорта готовности и акты готовности на потребителей в соответствии с приказом №103 ОГБУЗ «Шарьинский психоневрологический диспансер»).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Судья С.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2021 года.