УИД: 38RS0№-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2022 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Хижаева А.Ю.,
при секретаре Лоза А.Е.,
с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) ФИО10, действующей на основании доверенности от Дата,
представителя ответчиков ФИО5, ФИО2 (истцов по встречному иску) ФИО11, действующего на основании доверенностей от Дата и Дата, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-402/2022 по иску администрации г. Иркутска к ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании штрафа по договору аренды земельного участка,
встречному иску ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Иркутска о признании акта осмотра земельного участка и предупреждения незаконными,
установил:
В обоснование исковых требований администрации г. Иркутска указано, что 15 марта 2012 года между администрацией города Иркутска и ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8 заключен договор аренды № (далее - Договор аренды) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 125 кв.м., расположенного по адресу: Адрес.
Согласно пункту 1.6 Договора аренды цель использования земельного участка - для завершения строительства подземных гаражей и спортивных сооружений на кровле строящихся подземных гаражей.
Пунктом 1.5 Договора аренды определено, что на арендуемом земельном участке имеется фундамент - объект незавершенный строительством подземные гаражи и спортивные сооружения на кровле строящихся подземных гаражей, общая площадь застройки - 145,7 кв.м.
Арендатор обязан соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2.2.9 Договора).
В соответствии с подпунктом 2.2.10 Договора аренды Арендаторы обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на земельном участке.
Из акта осмотра от 15 июля 2021 года, составленного главным специалистом отдела аренды земельных участков земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ФИО9, следует, что санитарное состояние земельного участка на момент осмотра неудовлетворительное, земельный участок захламлен строительным мусором.
Пунктом 4.6 Договора аренды предусмотрено, что за неисполнение (ненадлежащее исполнение) иных обязательств по Договору, в том числе обязательств, указанных в разделе «Особые условия» Арендатор уплачивает Арендодателю штраф в размере годовой арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года.
Размер штрафа за ненадлежащее исполнение пункта 2.2.10 Договора составил 833 091, 2 руб.
Годовая арендная плата в 2021 году (согласно расчету арендной платы на 2021 год) составила бы 833 091, 2 руб.
Предупреждением от 19 июля 2021 года № администрация г. Иркутска предложила оплатить вышеуказанный штраф, указав, что его оплата не освобождает от исполнения обязательств по Договору аренды.
Однако каких-либо ответных действий со стороны ответчика не последовало, нарушения не были устранены, штраф не был оплачен.
Истец просил суд взыскать с ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу администрации г. Иркутска штраф за неисполнение п.п. 2.2.10 договора аренды от 15.03.2012 № земельного участка с кадастровым номером № в размере 833 091,20 руб.
В обоснование встречных исковых требований ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 указали, что 15 июля 2021 года, главным специалистом отдела аренды земельных участков земельного департамента КУМИ администрации г. Иркутска ФИО9 составлен Акт осмотра земельного участка по адресу Адрес, площадью 4 125 кв.м., кадастровый №. (номер указанного Акта отсутствует).
После составления указанного Акта в адрес истца направлено «Предупреждение» от 17.07.2021 года №.
Указанным «Предупреждением» администрация г. Иркутска предлагает оплатить штраф в размере 833 091,2 рубля. В «Предупреждении» также нет ссылки на регистрационный номер Акта.
В Акте осмотра не указано, кто распорядился о проведении проверки, на основании чего проводился осмотр спорного земельного участка, какой нормой права руководствовался специалист, проводя проверку.
Предыдущая проверка спорного земельного участка закончена 07 июня 2021 года. При этом она проводилась в присутствии истцов и составлением соответствующего Акта.
Поскольку Арендодателем является Администрация города Иркутска, следовательно, при проведении проверки Арендодатель руководствуется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16).
В отношении Арендаторов спорного земельного участка вынесено «Предупреждение», которое требует оплатить штраф.
В период с 20.05.2021 года по 07.06.2021 года Администрацией города Иркутска проводилась проверка состояния земельного участка.
По результатам проверки установлено удовлетворительное санитарное состояние земельного участка.
15.07.2021 года Администрацией города Иркутска вновь составлен спорный акт осмотра земельного участка. Как видно из Акта, он даже не зарегистрирован, то есть не имеет номера.
19.07.2021 года Заместителем председателя комитета — начальником земельного департамента КУМИ администрации города Иркутска выдано «Предупреждение».
Указанное «предупреждение» содержит требование об уплате штрафа в размере 833 091.2 рубля.
Постановлением администрации города Иркутска от 23 мая 2012 г. N 031 -06-1054/12 утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, (период действия 24.05.2021 -06.09.2021 г.)
Какие нормы права нарушены Арендаторами, в Акте б/н не указано.
В соответствии с п. 7.1 административного регламента результатом осуществления муниципального земельного контроля является:
1) акт проверки;
2) предписание об устранении нарушений;
3)протокол об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) исковое заявление об устранении выявленного нарушения.
В адрес Арендаторов составлено «Предупреждение» № от 19.07.2021 года. Статьей 7.1. административного регламента не предусмотрен подобный результат осуществления муниципального контроля.
На сайте администрации г. Иркутска опубликован План проведения проверок КУМИ администрации г. Иркутска. Проверка указанного участка плановой не значится.
Ни один арендатор не был извещен о предстоящей проверке. Более того, проверка проводилась через 45 дней после окончания предыдущей проверки того же объекта с теми же вопросами.
ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 просили суд признать незаконными Акт осмотра земельного участка б/н от 15.07.2021г. и Предупреждение администрации г. Иркутска № от 19.07.2021
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) ФИО10 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дала по ним свои пояснения. Исковые требования ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не признала.
Представитель ответчиков ФИО5, ФИО2 (истцов по встречному иску) ФИО11 исковые требования не признал. Встречные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, дал по ним свои пояснения.
Ответчики (истцы по встречному иску) ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом.
ФИО2, ФИО3, ФИО4 просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 15 марта 2012 года между администрацией г. Иркутска (арендодатель) и ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8 (арендатор) заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 125 кв.м., расположенного по адресу: Адрес.
Договор действует с 01.04.2012 по 31.12.2016 (п. 1.7 договора).
Согласно п. 1.6 договора цель использования земельного участка - для завершения строительства подземных гаражей и спортивных сооружений на кровле строящихся подземных гаражей.
Согласно п. 1.5 договора на арендуемом земельном участке имеется фундамент - объект незавершенный строительством подземные гаражи и спортивные сооружения на кровле строящихся подземных гаражей, общая площадь застройки - 145,7 кв.м.
Арендатор обязан соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2.2.9 договора).
В соответствии с подпунктом 2.2.10 договора арендаторы обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на земельном участке.
15 июля 2021 года главным специалистом отдела аренды земельных участков земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ФИО9 составлен акт осмотра земельного участка № б/н.
Из акта следует, что в результате проведенного осмотра установлено, что санитарное состояние земельного участка на момент осмотра неудовлетворительное, земельный участок захламлен строительным мусором (нарушение пп. 2.9, 2.2.10 договора). К акту приложена фототаблица.
20 июля 2021 года администрацией г. Иркутска ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 направлено Предупреждение со ссылкой на ст. 309 ГК РФ, п.п. 2.2.9, 2.2.10, 4.6 договора, в котором предложено оплатить штраф в размере 833 901,20 руб.
Договором аренды № от 15.03.2012 разделом 2 предусмотрены права и обязанности сторон, разделом 4 – ответственность сторон.
Согласно п. 2.2 арендатор обязан:
2.2.1. принять Объект в порядке, установленном п. 2.1.1. Договора;
2.2.2. при предоставлении Объекта под строительство зданий, строений сооружений, приступить к строительству Объекта после государственной регистрации Договора, а также получения необходимых разрешений в установленном порядке;
2.2.3. использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, определенным в п. 1.6. Договора, принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
2.2.4. своевременно вносить арендную плату в порядке и размерах, установленных разделом 3 Договора;
2.2.5. ежегодно, не позднее 15 января, обращаться в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска для получения расчета арендной платы на текущий год;
2.2.6. не передавать свои права и обязанности по Договору третьим лицам, в том числе не передавать право аренды земельного участка в залог и не вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также не передавать земельный участок в субаренду без письменного согласования Арендодателя;
2.2.7. сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством и указанные в кадастровой карте;
2.2.8. в течение 45 дней с момента подписания Договора (дополнительного соглашения) обратиться за его регистрацией в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и оплатить расходы, связанные с государственной регистрацией;
2.2.9. соблюдать при использовании Объекта требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
2.2.10. не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на земельном участке;
2.2.11. обеспечить свободный доступ на Объект представителю Арендодателя и контролирующих органов, в рамках их компетенции;2.2.12. выполнять условия эксплуатации городских подземных, наземных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и т.д., не препятствовать их ремонту и обслуживанию, а также рекультивации нарушенных земель;
2.2.13. по окончании срока действия Договора или при его расторжении передать Объект Арендодателю в последний день действия договора по акту в состоянии не хуже первоначального, оговоренного в передаточном акте, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора;
2.2.14. не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего года предоставлять Арендодателю платежные документы, свидетельствующие о внесении арендной платы.
Согласно п. 4.1 за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и Договором.
В разделе 4 «Ответственность сторон» пунктом 4.3 договора предусмотрено, что за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанности, установленной п. 2.2.3 договора арендатор уплачивает арендодателю штраф в двухкратном размере годовой арендной платы.
В разделе 4 «Ответственность сторон» пунктом 4.3 договора предусмотрено, что за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанности, установленной п. 2.2.4, 3.4 договора арендатор оплачивает арендодателю неустойку (пеню) в размере 0,1 % от невнесенной суммы арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 4.6 договора за неисполнение (ненадлежащее исполнение) иных обязательств по Договору, в том числе обязательств, указанных в разделе «Особые условия» Арендатор уплачивает Арендодателю штраф в размере годовой арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года.
В соответствии с подпунктом 2.2.10 договора арендаторы обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на земельном участке.
Истец, ссылаясь на пункт 4.6 и подпункт 2.2.10 договора, просит суд взыскать с ответчиков штраф в размере 833 901, 20 руб.
Между тем, в договоре не предусмотрена ответственность конкретно в виде штрафа или неустойки за нарушение п.п. 2.2.10 договора.
Из пункта 4.6 договора непонятно, какие обязательства относятся к иным обязательствам.
Относя подпункт 2.2.10 к иным обязательствам, истцом по первоначальному иску не учтено, что к иным обязательствам также можно отнести все обязанности, предусмотренные пунктом 2.2, например, обязанность арендатора не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего года предоставлять Арендодателю платежные документы, свидетельствующие о внесении арендной платы или обязанность в течение одного года с момента заключения Договора предоставить Арендодателю проект строительства подземных гаражей и спортивных сооружений на кровле строящихся подземных гаражей, согласованный в установленном законодательством РФ порядке (пп. 2.2.14, 2.2.15 договора).
Следовательно, исходя из позиции истца за нарушение любой из указанных обязанностей администрация г. Иркутска вправе предъявить требование о взыскании штрафа.
Поэтому суд находит требование администрации г. Иркутска о взыскании ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу администрации г. Иркутска штрафа за неисполнение пп. 2.2.10 договора аренды от 15.03.2012 № в размере 833 091,20 руб. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Разрешая встречные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Согласно пп. 4, 5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 12.02.2015 N 45-пп (ред. от 25.08.2020) (действующего до 08.09.2021) муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Плановые проверки проводятся органами муниципального земельного контроля в соответствии с ежегодными планами проверок, утверждаемыми руководителем органа муниципального земельного контроля.
Согласно п. 10 Положения, о проведении плановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии правового акта о проведении проверки заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным доступным способом.
Материалы дела доказательства уведомления ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о проведении проверки не содержат.
Согласно п. 14 Положения по окончании проверки должностным лицом органа муниципального земельного контроля составляется акт проверки, в котором указывается следующая информация:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа муниципального земельного контроля;
3) реквизиты правового акта о проведении проверки, реквизиты ежегодного плана проведения проверок (при проведении плановой проверки);
4) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица или должностных лиц органа муниципального земельного контроля, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина, присутствовавшего при проведении проверки;
6) местоположение объекта земельных отношений, в отношении которого проводилась проверка, его кадастровый номер (при наличии);
7) правообладатель объекта земельных отношений, в отношении которого проводилась проверка (при наличии);
8) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
9) сведения о мероприятиях, проводимых в ходе проверки (фотосъемка объекта земельных отношений, в отношении которого проводилась проверка, обмер границ объекта земельных отношений, в отношении которого проводилась проверка, и другие);
10) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований земельного законодательства;
11) сведения об ознакомлении (отказе от ознакомления) с актом проверки должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина;
12) подписи должностного лица или должностных лиц органа муниципального земельного контроля, проводивших проверку.
В нарушение указанных положений, в Акте осмотра земельного участка от 15.07.2021 № б/н главного специалиста отдела аренды земельных участков земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ФИО9 не указано время составления акта, реквизиты правового акта о проведении проверки, реквизиты ежегодного плана проведения проверок (при проведении плановой проверки).
Постановлением администрации г. Иркутска от 23.05.2012 N 031-06-1054/12 (ред. от 06.04.2021) утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в границах городского округа муниципального образования город Иркутск.
В соответствии с п. 2.1 административного регламента, действующего с 06.04.2021 до 03.12.2021, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Иркутска. Органом администрации города Иркутска, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В соответствии с п. 2.2 административного регламента, при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю в границах городского округа муниципального образования город Иркутск должностные лица уполномоченного органа обязаны:
проводить проверку на основании распоряжения руководителя уполномоченного органа о её проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя уполномоченного органа и в случае, предусмотренном подпунктами "а", "б" подпункта 2.1.2.2 главы 2 раздела III настоящего административного регламента, - копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать гражданину, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, должностному лицу органа государственной власти, органа местного самоуправления присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять гражданину, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, должностному лицу органа государственной власти, органа местного самоуправления, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
составлять по результатам проверок акты;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе гражданина, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления ознакомить их с положениями настоящего административного регламента.
В соответствии с п. 7.1 административного регламента результатом осуществления муниципального земельного контроля является:
1) акт проверки;
2) предписание (в случае проведения проверки в отношении органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя);
3) протокол об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) исковое заявление об устранении выявленного нарушения.
Предупреждение администрации г. Иркутска, которым предлагалось ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 оплатить штраф, не предусмотрено в качестве результата осуществления муниципального земельного контроля.
При таких обстоятельствах, Акт осмотра земельного участка б/н от 15.07.2021г. и Предупреждение администрации г. Иркутска № от 19.07.2021 следует признать незаконными.
В связи с чем, встречные исковые требования ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Иркутска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации г. Иркутска к ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании штрафа по договору аренды от 15.03.2012 № земельного участка с кадастровым номером № в размере 833 091,20 руб. – отказать.
Встречные исковые требования ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Иркутска – удовлетворить.
Признать незаконными Акт осмотра земельного участка б/н от 15.07.2021г. и Предупреждение администрации г. Иркутска № от 19.07.2021.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения – 03 февраля 2022 г.
Судья: Хижаев А.Ю.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 22.02.2022г.