ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-403 от 22.04.2014 Узловского городского суда (Тульская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 22 апреля 2014 года г. Узловая

 Узловский городской суд Тульской области в составе

 председательствующего Тимофеевой Н.А.,

 при секретаре Хомутовой И.В.,

 с участием истца ФИО1,

 представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-403 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее - ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование заявленных требований указал, что имеет необходимый для признания за ним права на присвоении звания «Ветеран труда» трудовой стаж – 31 год и награжден Почетной грамотой администрации г.Узловая и Узловского района – органа государственной власти субъекта РФ. Однако решением комиссии ГУ ТО УСЗН Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

 Полагая данный отказ незаконным, просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ТО УСЗН Узловского района выдать удостоверение «Ветеран труда».

 От представителя ответчика ГУ ТО УСЗН Узловского района поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он ссылается на то, что в соответствии с Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Согласно требованиям указанного Закона Тульской области представленный истцом наградной документ, а именно почетная грамота муниципального образования «город Узловая и Узловский район», не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда»: Почетная грамота муниципального образования «город Узловая и Узловский район» не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде, т.к. награждение произведено не федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, а органом местного самоуправления, который не входит в систему органов государственной власти.

 В судебном заседании ФИО1 требования искового заявления поддержал, просил удовлетворить. Считал, что местная власть является одним из звеньев федеральных органов исполнительной власти и входит в их структуру. В связи с чем полагал, что Почетная грамота администрации муниципального образования «город Узловая и Узловский район», которой он награжден, является наградой федерального органа исполнительной власти, и он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

 Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Узловского района по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, в их удовлетворении просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

 Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживают мнение ГУ ТО УСЗН Узловского района.

 В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

 Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пункту «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995  года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

 Согласно ст. 1 ФЗ «О ветеранах» на территории Российской Федерации устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

 Этой же правовой нормой императивно определены критерии признания граждан ветеранами:

 - заслуги по защите Отечества, безупречная военная службы (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы);

 - заслуги в сфере государственной службы (ветераны государственной службы);

 - продолжительный добросовестный труд (ветераны труда). В соответствии с п.4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

 Исходя из п. 2 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

 В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

 На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО.

 В соответствии со ст.1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007г. №797-ЗТО, условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Аналогичные положения содержаться и в приказе министерства здравоохранения и социального развития Тульской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» от 15.06.2012г. № 742-осн.

 Как усматривается из материалов дела, у ФИО1 имеется необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 9-13), и стороной ответчика не оспаривалось.

 В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за достижение высоких производственных результатов и в связи с профессиональным праздником Днем автомобилиста награжден грамотой главы администрации муниципального образования «город Узловая и Узловский район», что подтверждается копией грамоты (л.д. 14).

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ ТО УСЗН Узловского района с заявлением по вопросу присвоения ему звания «Ветеран труда».

 Как следует из письма ответчика ГУ ТО УСЗН Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что глава администрации муниципального образования «город Узловая и Узловский район» не является федеральным органом исполнительной власти РФ, и награждение грамотой от его имени не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 15).

 Выражая несогласие с отказом органа социальной защиты, ФИО1 ссылается на то, что имеются необходимые условия для присвоения ему звания «Ветеран труда», поскольку муниципальные образования входят в структуру федеральных органов власти.

 Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.

 В силу ст.12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года № 1176 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в состав которой входят: Правительство Российской Федерации, федеральные министерства Российской Федерации, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти (главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, управление делами Президента Российской Федерации, комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации

 Статья 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливала, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. При этом, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 Хотя вышеназванный Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ утратил силу с 01 января 2009г. в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, однако в п.4 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ также закреплено положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При этом структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Исходя из анализа правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что грамота главы администрации муниципального образования «город Узловая и Узловский район» не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку награждение произведено не федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, а органом местного самоуправления, который не входит в систему органов государственной власти.

 Согласно Федеральному закону «О ветеранах» и Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина.

 Именно к оценке таких трудовых заслуг относится указание в законе о награждении орденами или медалями, присвоении гражданам почетных званий, награждении ведомственными знаками отличия в труде.

 Заслуги, которые не охватываются предусмотренными законом критериями, основанием для присвоения звания «Ветерана труда» не являются. Иное законом не предусмотрено.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеющаяся у истца почетная грамота администрации муниципального образования «город Узловая и Узловский район» не дает ему право для присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий