Дятьковский городской суд Брянской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Дятьковский городской суд Брянской области — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-403/2011 г.
г. Дятьково 27 мая 2011 года
Дятьковский городской суд в составе председательствующего судьи Амеличевой С.А., при секретаре Ковалевой Е.Н.., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г. Дятьково, Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к Ивотской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дятьково обратился в суд с иском к Ивотской поселковой администрации о понуждении к совершению действий указывая, что на территории муниципального образования «п. Ивот» находится памятник истории и культуры времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов: «Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.».
Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на основании постановления администрации г. Дятьково и Дятьковского района № 1110 от 02.09.2004 г..
Однако право собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет.
Вышеназванный объект культурного наследия в реестр муниципальной собственности муниципального образования п. «Ивот» не внесен, что не позволяет обеспечивать его сохранность.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Однако бездействие Ивотской поселковой администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования «п. Ивот», связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Прокурор г. Дятьково просит суд обязать Ивотскую поселковую администрацию поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия: памятник истории и культуры: «Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель Ивотской поселковой администрации с иском согласен.
Привлеченный в качестве третьего лица заместитель начальника Дятьковского отдела Управления Росреестра по Брянской области с заявленными требованиями согласен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
22 марта 2011 года главным специалистом отдела охраны и сохранения ОКН комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, специалистом отдела молодежной политики администрации Дятьковского муниципального района, старшим помощником прокурора г.Дятьково, был произведен осмотр объекта культурного наследия «Памятный знак на месте боя».
При осмотре было выявлено, что объект расположен <адрес>. Представляет собой памятный знак в виде винтовочного патрона, высотой 5 м., диаметром около 0,4 м., установленный на кирпичном оштукатуренном возвышении серого и коричневого цветов, высотой 2 м. со ступенями. Выполнен, предположительно, из металлических труб, окрашен в белый цвет. На патроне укреплена белая табличка с мемориальной надписью.
Объект находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на основании постановления администрации г. Дятьково и Дятьковского района № от ДД.ММ.ГГГГ
Доступ к объекту в зимнее время затруднен в связи с отсутствием благоустройства территории.
Техническое состояние объекта удовлетворительное.
Право собственности на объект культурного наследия -«Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.» в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Ивотская поселковая администрация до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества - вышеназванного объекта культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.» на учет.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Однако бездействие Ивотской поселковой администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия,
находящихся в собственности поселений;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе, и местные бюджеты.
В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Таким образом, непринятие Ивотской поселковой администрацией мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов -«Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.» может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
Кроме того, умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко - культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов -« Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и обязать Ивотскую поселковую администрацию поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия памятник истории и культуры: «Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Ивотскую поселковую администрацию поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия памятник истории и культуры: «Памятный знак на месте боя партизанского комсомольско-молодежного отряда с фашистами 30.12.1941 г.», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней.
Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года.
Решение вступило в законную силу « » _______ 2011 года.
Председательствующий С.А. Амеличева
<данные изъяты>
<данные изъяты>