ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4030/2016 от 14.06.2016 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<***>

Дело № 2-4030/2016

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 07 июня 2016 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Исаковой К.В., при секретаре Соловьевой Т. А.,

при участии истца ФИО1, представителя истцов ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1 к Администрации Березовского городского округа, Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области о признании права, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации Березовского городского округа, Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области о признании права, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указали, что постановлением Администрации Березовского ГО *** от *** в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от ******, был утвержден Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Березовскому ГО, в состав которого включена семья ФИО1

Постановлением Администрации Березовского ГО от ****** был утвержден Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основного долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому ГО.

Постановлением Администрации Березовского ГО от ****** в Постановление от ****** были внесены изменения, семья ФИО1 была включена в состав Списка молодых семей – участников подпрограммы на 2015 год.

Из постановления Администрации Березовского городского округа Свердловской области *** от *** истцам стало известно, что их семья была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с исключением из списка молодых семей – участников подпрограммы в связи с достижением возраста 36 лет одним из членов молодой семьи (ФИО1).

Истцы полагают, что вывод Администрации Березовского ГО о наличии оснований для снятия молодой семьи с учета является незаконным и нарушает их жилищные права, делая невозможным реализацию их прав на получение социальных выплат в сфере жилищных правоотношений. Из буквального содержания п.п. 1 п. 5 раздела 3 Подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)» следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. По состоянию на день решения о включении семьи Гензе в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2015 году (*** с изменениями от ***) семья Гензе соответствовала условию о возрасте 35 лет, так как 36 лет ФИО1 исполнилось только ***. Таким образом, исключение семьи Гензе из списка молодых семей – участников подпрограммы является незаконным.

Истец указывает, что в соответствии с Порядком формирования списков – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводного списка молодых семей – участников подпрограммы по Свердловской области, сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, и списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от ******, сводный список молодых семей на текущий 2015 год должен был быть сформирован в срок до *** и утвержден приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики по Свердловской области. Между тем, по состоянию на *** ни один из членов семьи Гензе не достиг возраста 36 лет.

На основании изложенного, истцы просят восстановить их право на участие в подпрограмме «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от ****** в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья стояла до момента исключения из списка ***; обязать Администрацию березовского городского округа включить семью в составе ФИО1, ФИО3, Е., Э. в подпрограмму «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от ******, в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья стояла до момента исключения из списка ***; обязать Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области включить семью в составе ФИО1, ФИО3, Е., Э. в список молодых семей – участников подпрограммы в подпрограмму «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от ******, в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья стояла до момента исключения из списка ***.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 (доверенность от ***), представляющий также интересы истца ФИО3 (доверенность от ***) в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом и в срок. Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности от ***, в предварительном судебном заседании *** представила отзыв на иск, согласно которому истцы достигли 36-летнего возраста, в связи с чем семья истцов перестала отвечать условиям участия в подпрограмме и у ответчика не имелось правовых оснований для включения семьи истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в планируемом году по Свердловской области, на основании п. п. 6, 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ****** «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Истцы состояли в списках участников подпрограммы, и никогда не состояли в списке претендентов на получение социальной выплаты. Согласно приложению 1 к подпрограмме сводный список формируется по муниципальным образованиям в Свердловской области, молодые семьи располагаются в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Министерство на основании сводного списка с учетом средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Подпрограммы в областном бюджете и местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области на планируемый год, утверждает список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области. Таким образом, список претендентов формируется уже с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных обязательств на конкретный календарный год (список претендентов – это список фактических получателей субсидии). Истец ФИО1 достигла в 2015 году 36-летнего возраста, в связи с чем семья Гензе перестала отвечать условиям участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в подпрограмме 7 «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от ****** При таких обстоятельствах у Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики не имелось оснований для включения семьи Гензе в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году по Свердловской области.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнением представителя истца, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения истца, представителя истцов, исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в рамках которой утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», в данных нормативно-правовых актах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат на указанные цели и определены условия возникновения такого права.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривает возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ***, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно указанным выше Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 20, 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).

Во исполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы Постановлением Правительства Свердловской области от ****** утверждена областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы», которая включает в себя подпрограмму «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)».

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ****** Постановление Правительства Свердловской области от ******-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы» признано утратившим силу с ***, в связи с принятием государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от ******, а также подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», в рамках указанной госпрограммы содержится аналогичный ранее установленному порядок формирования списков молодых семей.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Березовского городского округа *** от *** семья ФИО1 в составе трех человек (ФИО1 *** года рождения, Гензе, А. И, *** года рождения, и Е., *** года рождения) включена в Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу.

Постановлением администрации Березовского городского округа *** от *** в постановление администрации Березовского городского округа *** от *** внесены изменения, а именно, семья ФИО1 включена в Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу в составе четырех человек человек (ФИО1 *** года рождения, Гензе, А. И, *** года рождения, Е., *** года рождения и Э., *** года рождения).

Постановлением администрации Березовского городского округа *** от *** семья ФИО1 в составе четырех человек снята с учета граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу, в связи с достижением предельного возраста 36 лет одним из членов молодой семьи (ФИО1).

Социальные выплаты молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) предоставляются в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Свердловской области.

Как указывалось выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Свердловской области от ****** была утверждена областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы. В областной целевой программе предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма).

В настоящее время действует Постановление Правительства Свердловской области от ****** «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года». Данной программой утвержден Порядок формирования списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание подучить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводного списка молодых семей-участников подпрограммы по Свердловской области, сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, и списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области.

В соответствии с п. 2 Порядка в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, включаются молодые семьи, представившие в орган местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области документы на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - подпрограмма) и признанные органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области участниками подпрограммы.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, осуществляют формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Заявления от молодых семей на участие в подпрограмме принимаются до *** (п. 3 Порядка).

Согласно п. 4 Порядка список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, формируется в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и направляется в Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство) в составе заявки на отбор муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья.

В первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ***, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

В силу п. 6 Порядка список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, утверждается один раз в год решением органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области. Сформированный на 01 сентября список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, утверждается решением органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, с 01 сентября и до момента представления его в составе заявки на отбор муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, на 2016 год включаются молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", признанные решением органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Указанные выше молодые семьи должны пройти перерегистрацию в срок до 01 сентября 2016 года путем подачи заявления по форме согласно приложению N 2 к приложению N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

В соответствии с п. 7 Порядка Министерство на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, поступивших от органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, в течение 30 дней после принятия решения о результатах отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - сводный список).

Сводный список формируется из числа молодых семей, включенных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, представленные органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в составе заявки на отбор муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

Сводный список формируется по муниципальным образованиям в Свердловской области, молодые семьи располагаются в хронологическом порядке по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 8 Порядка Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области для формирования сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области в соответствующем году, представляют по запросу Министерства выписку из бюджета муниципального образования в Свердловской области с подтверждением объема средств, запланированных в местном бюджете муниципального образования в Свердловской области на софинансирование социальных выплат.

Пунктом 9 Порядка установлено, что сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, формируется на основе сводного списка с учетом средств местных и областного бюджетов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в срок до 01 марта года, в котором будет предоставлена субсидия на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, и утверждается приказом Министерства.

В соответствии с п. 9-1. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Министерство документы для внесения изменений в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, не чаще одного раза в месяц. При возникновении оснований внесения изменений в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в текущем месяце после указанного срока, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют документы, являющиеся основанием для внесения изменений, в течение первых 5 дней следующего месяца.

Уведомление о внесении изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, с указанием причин внесения изменений и измененный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, направляются в Министерство в течение 10 дней после принятия решения о внесении изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области.

Как указано в п. 10 Порядка Министерство на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, с учетом объема субсидий, предоставляемых при наличии из средств федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Свердловской области и (или) местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, а также при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области.

Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году формируется и утверждается в течение 15 календарных дней с момента принятия Правительством Российской Федерации нормативного правового акта об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Если Свердловской области из федерального бюджета не будет распределена субсидия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, то список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году формируется и утверждается приказом Министерства в срок не позднее 60 дней с момента утверждения результатов отбора субъектов Российской Федерации для реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в конкретном году. Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году выдаются органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Отметка о получении заносится в Журнал выдачи выписок из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, составленный по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

Министерство в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области доводит до органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области, а органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 5 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных обязательств в целях подтверждения объемов софинансирования социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья представляют в Министерство выписки из бюджетов муниципальных образований в Свердловской области.

Орган местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в соответствующем году, решение Министерства по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области в течение 5 рабочих дней после получения из Министерства выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области.

Суд обращает внимание, что приведенные нормы Порядка формирования списков молодых семей приведены в редакции Постановления Правительства Свердловской области от ******

В ранее действующей редакции, вышеприведенные нормы были изложены в следующем виде:

Пункт 9. - Сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, формируется на основе сводного списка с учетом средств местных и областного бюджетов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в срок до 01 марта и утверждается приказом Министерства.

Пункт 9-1. - Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Министерство документы для внесения изменений в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, не чаще одного раза в месяц. При возникновении оснований внесения изменений в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в текущем месяце после указанного срока, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют документы, являющиеся основанием для внесения изменений, в течение первых 5 дней следующего месяца.

Уведомление о внесении изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, с указанием причин внесения изменений и измененный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, направляются в Министерство в течение 10 дней после принятия решения о внесении изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области.

Пункт 10. - Министерство на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, с учетом объема субсидий, предоставляемых при наличии из средств федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Свердловской области и (или) местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, а также при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области.

Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году формируется и утверждается в течение 15 календарных дней с момента принятия Правительством Свердловской области нормативного правового акта об утверждении изменений в распределение субсидий из областного бюджета местным бюджетам, предоставление которых предусмотрено государственной программой Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", между муниципальными образованиями в Свердловской области на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья с учетом средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет в качестве субсидии на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Если Свердловской области из федерального бюджета не будет распределена субсидия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, то список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году формируется и утверждается приказом Министерства в срок не позднее 60 дней с момента утверждения результатов отбора субъектов Российской Федерации для реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в конкретном году. Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году выдаются органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Отметка о получении заносится в Журнал выдачи выписок из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, составленный по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

Министерство в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области доводит до органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области, а органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 5 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных обязательств в целях подтверждения объемов софинансирования социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья представляют в Министерство выписки из бюджетов муниципальных образований в Свердловской области.

Орган местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в соответствующем году, решение Министерства по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области в течение 5 рабочих дней после получения из Министерства выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области.

Сторона истца утверждает, что список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Свердловской области должен быть сформирован и утвержден Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области не позднее 01 марта соответствующего года, данное условие семьей Гензе выполнялось, поскольку 36 лет ФИО1 исполнилось только ***.

Между тем, проанализировав вышеприведенные положения Порядка формирования списков молодых семей, суд приходит к выводу, что Порядком не установлен конкретный срок формирования Министерством списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Исходя из Порядка, в срок до 01 марта соответствующего года формируется только список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в соответствующем году, и утверждается приказом Министерства.

Соответственно, поскольку на момент формирования списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты истец ФИО1 достигла 36-летнего возраста, семья Гензе перестала отвечать условиям участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в подпрограмме 7 «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам)», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от ******. При таких обстоятельствах у Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики не имелось оснований для включения семьи Гензе в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году по Свердловской области. А Администрацией Березовского городского округа принято правомерное решение о снятии семьи истцов с учета молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу.

Согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, положение, предусматривающее проверку соответствия молодых семей - участников подпрограммы установленным требованиям на момент включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и, соответственно, не включение молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты в случае, если молодая семья не отвечает данным условиям, в том числе и возрастному критерию, принято в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Данное условие не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав участников подпрограммы, что подтверждено также правовой позицией Конституционного суда, изложенной в Определении от 15.01.2015 № 3-О. В частности в данном определении указано, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной программы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области по не включению семьи Гензе в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в рамках Подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года», и действия Администрации Березовского городского по снятию семьи истцов с учета молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу округа носили законный и обоснованный характер.

Соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО3 по восстановлению их прав на участие в Подпрограмме «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО3, ФИО1 к Администрации Березовского городского округа, Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области о признании права, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>