ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4036/17 от 30.10.2017 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-4036/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2017 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии истца Ломакина С.А.,

представителя истца Ломакина С.А. – Колесникова Е.В., действующего на основании доверенности от <дата>,

представителя УФСБ России по Саратовской области, ФСБ России – Серковой Н.С., действующей на основании доверенностей от <дата> и от <дата>,

представителя ответчика УФСБ России по Саратовской области – Стерликовой О.Б., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломакина С.А. к ФСБ России, УФСБ России по Саратовской области о возложении обязанности перечислить и выплатить денежные средства,

установил:

Ломакин С.А. обратился в суд с исковыми требованиями к ФСБ России, УФСБ России по Саратовской области, в обоснование которых указал, что Ломакин С.А., проходил воинскую службу по контракту в войсковой части с <дата> (приказ командира войсковой части с <дата>-лс) по <дата> (приказ командира войсковой части от <дата>-лс). Календарная выслуга лет составляет 17 лет 10 месяцев 21 день. В настоящее время находится на пенсии. Согласно Выписке из Протокола от <дата> заседания жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области, ему, как принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата> (Протокол ), была распределена однокомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Норматив общей площади жилого помещения для одиноко проживающего военнослужащего - 33 кв.м. согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями). <дата> на заседании жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области (выписка из Протокола ), было принято решение: Учитывать прапорщика Ломакина С.А. как подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отказом военнослужащего Ломакина С.А. от предложенного ему жилого помещения. Тем не менее, за период <дата>.г. и по настоящее время, субсидия для приобретения или строительства жилого помещения мне не предоставлена. <дата> вх. № он обратился с заявлением к Начальнику УФСБ России по Саратовской области с просьбой предоставить ему информацию о том, когда ему будет выплачена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Ответным письмом от <дата>. УФСБ России по Саратовской области сообщило о том, что «до настоящего времени денежные средства на предоставление мне жилищной субсидии, Управлению не выделялись». Данное обстоятельство является нарушением Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от <дата> и его прав, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года. В <дата> году был подписан и вступил в действие Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 587 от 15 октября 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности и членам их семей», регламентирующий выплату жилищной субсидии. В соответствии с п. 2 Приказа, подразделениям ФСБ России и органам федеральной службы безопасности ежегодно к <дата> направлять в <данные изъяты> Службы ФСБ России предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Таким образом, денежные средства на выделение субсидий для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, выделяются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: Р=НхСхКс, где: Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3-6 настоящих Правил; С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Кс - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил. Расчет субсидии: Р = 33х30000 х 2,375 = 2 351250 рублей. 33 кв.м. - общая площадь жилого помещения на одиноко проживающего военнослужащего, 30 000 рублей - средняя рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2017 года (в рублях) согласно Приказу Минстроя России от 22 декабря 2016 года № 1003/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на <данные изъяты> года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2017 года» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2017 года № 45253). 2,375 - поправочный коэффициент согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (с изменениями и ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих, ст. а также п. 3 Обзора судебной практики ВС РФ № 4, утвержденный Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года. Таким образом, сумма субсидии составляет 2 351 250 рублей. На основании изложенного Ломакин С.А. соответствует категории граждан, которая может обеспечиваться жилищной субсидией, и вправе претендовать на ее получение. Так как, он не обладает специальными познаниями в области юриспруденции, ему пришлось обратиться за юридической помощью в ООО «Саратовский Департамент Судебных Экспертиз». В соответствии с Договором о возмездном оказании услуг от <дата> и Квитанциями к кассовому приходному ордеру от <дата> и 1587 от <дата> им были уплачены денежные средства в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, которые подлежат взысканию с Ответчика. На основании изложенного с учетом уточнения исковых требований истец просит обязать Федеральную службу безопасности России перечислить денежные средства в размере 3 002 330 рублей 00 копеек – субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в Управлении ФСБ России по Саратовской области; обязать Управление Федеральной службы безопасности России по Саратовской области выплатить ему в установленном законом порядке субсидию в размере 3 003 330 рублей 00 копеек, для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с Федеральной службы безопасности России в свою пользу судебные расходы в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал с учетом их уточнений.

Представитель истца Колесников Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал с учетом их уточнения, представил пояснения к возражению на исковое заявление, исходя из которого Управление ФСБ России по Саратовской области, пытается ввести суд в заблуждение, говоря о том, что «перед Ломакиным С.А. имеются более 1100 военнослужащих, принятых на учет ранее <дата>». Во-первых, из данного не следует, что перед Ломакиным С.А. имеются более 1100 военнослужащих, принятых на учет ранее <дата> именно в УФСБ России по Саратовской области. Во-вторых, согласно представленных Ответчиком в материалы дела документов, а именно письма «а» от <дата>, и приложенного к нему Обоснования к предложениям на получение денежных средств на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в <дата>, количество военнослужащих, принятых на учет перед Ломакиным С.А., составляет 4 человека. В-третьих, истец не заявлял требования к ответчикам о предоставлении субсидии вне очереди. Однако, учитывая то, что за период <дата>.г. Ответчики вообще не выплачивают данные субсидии лицам, имеющих на это право, истец вправе обратиться в суд с требованиями возложить на ответчиков обязанность выплатить ему положенную субсидию. Кроме того, как указывалось ранее в исковом заявлении, в соответствии с п. 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 587 от 15 октября 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности и членам их семей», подразделениям ФСБ России и органам федеральной службы безопасности надлежит ежегодно к <дата> направлять в УКС 7 Службы ФСБ России предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, из представленных Ответчиком документов, следует, что Ответчик в установленный Приказом срок направлял предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в УКС 7 Службы ФСБ России, только единожды – <дата>. В 2016 году Ответчик вообще не направлял предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в УКС 7 Службы ФСБ России. <дата>, то есть позднее срока, установленного Приказом, Ответчик направил предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для сотрудников Управления в УКС 7 Службы ФСБ России, <дата> дополнение к письму от <дата>. Таким образом, фактически в период с <дата>.г. УФСБ России по Саратовской области не направляло в установленный Приказом срок предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения для формирования бюджетной заявки. Соответственно следует и ответ от <дата>. УФСБ России по Саратовской области, которое сообщило о том, что «до настоящего времени денежные средства на предоставление ему жилищной субсидии, Управлению не выделялись». Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения либо жилищной субсидии вместо ранее предложенного жилого помещения, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства. Учитывая вышеизложенное, просит суд исковые требования Ломакина С.А. к Федеральной службе безопасности России, Управлению Федеральной службы безопасности России по Саратовской области о возложении обязанности по перечислению субсидии сотруднику для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании <дата> представитель ответчика УФСБ России по Саратовской области – Стерликова О.Б. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что жилье предоставляется только один раз и в приделах установленного порядка. Действительно есть приказ, который обязывает УФСБ России по Саратовской области ежегодно формировать предложение на получение денежных средств, чтобы было сделано в <дата> году в отношении истца. Но в данном приказе нет нормы о неоднократности повторения предложений по одному лицу. При вынесении решения в пользу истца, будет внеочередное получение субсидий в пользу Ломакина С.А., что нарушит права других лиц. Нам поступил ответ из управления капитального строительства, о том, что имеется около 2100 военнослужащих подлежащим обеспечению субсидиями, которые приняты на учет ранее, а это в <дата> году и среди них имеется более 200 лиц имеющих право на внеочередное обеспечение субсидией. Так же им поступил ответ из ФСБ России о том, что в отношении Ломакина С.А. информацию в ФСБ России поступила и была учтена, но денежные средства к ним не поступают. Так как данные документы имеются гриф для служебного пользования, она не может приобщить к материалам дела, но просит суд ознакомиться и внести содержащуюся в них информацию в протокол судебного заседания.

В судебном заседании <дата> представитель ответчиков УФСБ России по Саратовской области, ФСБ России – Серкова Н.С. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в соответствии с которыми государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих. Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами указанного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ). Аналогичный подход сформулирован и в п. 39 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. №590. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. В целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», был издан приказ ФСБ России от 15 октября 2014 года №587 «Об определении порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей». Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности. Прапорщик Ломакин С.А., <дата> года рождения, проходил военную службу по контракту в УФСБ России по Саратовской области с <дата> по <дата>, уволен с военной службы по возрасту по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в запас Вооруженных сил РФ и исключен из списков личного состава <дата> приказом УФСБ России по Саратовской области от <дата>. <дата> решением жилищной комиссии Управления прапорщик Ломакин С.А. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. <дата> решением жилищной комиссии Управления Ломакину С.А. распределено жилое помещение, расположенное по месту прохождения военной службы, соответствующее требованиям, установленным законодательством РФ, от которого он отказался, желая воспользоваться правом на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В соответствии с п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от <дата>. <дата> жилищной комиссией Управления принято решение учитывать прапорщика Ломакина С.А. как подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с его отказом от предложенной квартиры. Согласно п. 3 Порядка Управление подготовило предложение на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии (произведен расчет жилищной субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>). Во исполнение п. 3 Порядка Управлением в Управление капитального строительства 7 Службы ФСБ России были направлены Предложения на получение денежных средств на получение денежных средств на предоставление субсидии для предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за исх. от <дата>, от <дата>, от <дата>. Согласно справки финансово-экономического отделения Управления от <дата> лимиты бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии на 2015-2017 годы на лицевой счет Управления не поступали. Из ответа Управления капитального строительства 7 Службы ФСБ России от <дата> и дополнений к нему от <дата> на запрос УФСБ России по Саратовской области от <дата> следует, что предложения Управления были учтены УКСом при направлении обобщенных показателей в финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России для включения в сводные бюджетные заявки ФСБ России на <дата> годы. Так же указано, что в ведомстве имеется более 1100 военнослужащих, подлежащих обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, принятых на учет ранее <дата>, из них более 200 очередников, имеет право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией. В ответе на запрос указывается, что после получения ФСБ России целевого финансирования в необходимых объемах потребность Управления в денежных средствах на предоставление жилищной субсидии будет учтена при распределении между органами федеральной службы безопасности. Таким образом, перед Ломакиным С.А. имеются более 1100 военнослужащих, принятых на учет ранее <дата>, из них более 200 очередников, имеют право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией, по отношению к которым Ломакин С.А. каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии не имеет, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с ответом финансово-экономического управления 7 Службы ФСБ России от <дата> на запрос Управления от <дата> следует, что при формировании проектов федеральных законов «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», «О федеральном бюджете на 2016 год» и «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в адрес Минфина России направлялись бюджетные заявки ФСБ России на выделение бюджетных средств на: год в сумме - 3 млрд. рублей, год в сумме - 5,56 млрд. рублей, год в сумме - 8,96 млрд. рублей для выплаты жилищной субсидии, однако Минфином России указанные предложения поддержаны не были, в результате чего Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» ФСБ России предусмотрены бюджетные средства на выплату жилищной субсидии на 2015 год в сумме 0,2 млрд. рублей, а Федеральными законами от <дата>-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» и от <дата> № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные средства на выплату жилищной субсидии ФСБ России не предусмотрены. В ответе ФЭУ ФСБ России так же указано, что в соответствии с приказом ФСБ России от <дата> УКС 7 Службы ФСБ России обобщает предложения органов безопасности на получение денежных средств на предоставлении жилищной субсидии и направляет обобщенные показатели в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для включения в сводную бюджетную заявку ФСБ России на очередной финансовый год. В случае доведения до ФСБ России лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год на предоставление жилищной субсидии, ФЭУ 7 Службы ФСБ России направляет утвержденные показатели в УКС 7 Службы ФСБ России для подготовки предложений по их распределению между органами безопасности. После утверждения данных предложений руководителем 7 Службы ФСБ России УКС 7 Службы ФСБ России представляет их в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для соответствующего доведения до органов безопасности. В ответе сообщается, что предложений по распределению выделенных лимитов бюджетных обязательств на <дата> годы на предоставлении жилищной субсидии для УФСБ России по Саратовской области от <данные изъяты> Службы ФСБ России в адрес ФЭУ 7 Службы ФСБ России не поступало. Как следует из п. 4,5 Порядка одним из условий для принятия в
установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии очередникам
является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты
жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме предоставления такой субсидии. В случае если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ломакина С.А., а так же внеочередников следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не может. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации в отношении требований Ломакина С.А. должен действовать принцип равенства всех участников гражданско-правовых отношений, что означает недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Таким образом, принятие решения о выплате Ломакину С.А. субсидии на приобретение жилого помещения грубо нарушит законные права очередников, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой ранее <дата> года, а так же более 200 очередников, имеющих право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией. Данная позиция подтверждается Определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации от <дата>. на основании изложенного просит в удовлетворении требований, заявленных Ломакиным С.А. отказать в полном объеме.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлены и не оспаривались участниками процесса следующие обстоятельства.

Истец Ломакин С.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части с <дата> по <дата>. Календарная выслуга лет составляет 17 лет 10 месяцев 21 день (л.д. 10).

Как следует из выписки из Протокола заседания жилищной комиссии УФСБ России по <адрес> от <дата> прапорщику Ломакину С.А. распределена однокомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Согласно представленной выписки из Протокола заседания жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области от <дата> в связи с отказом военнослужащего Ломакина С.А. от предложенного ему жилого помещения, расположенного по месту военной службы, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и руководствуясь п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от <дата>, жилищная комиссия решала учитывать прапорщика Ломакина С.А. как подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 12).

<дата> Ломакин С.А. обращался к начальнику УФСБ России по Саратовской области генерал-майору Завозяеву И.И. с просьбой проинформировать его в письменном виде о том, когда ему будет выплачена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 13).

Письмом начальника УФСБ России по Саратовской области от <дата> истцу было сообщено о том, что в настоящее время работа по предоставлению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим ведется в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от <дата>. Во исполнение Приказа ФСБ России от <дата>, в УКС 7 Службы ФСБ России были направлены предложения на получение денежных средств на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилого помещения. Ни Приказом, ни Порядком не предусмотрены временные рамки выделения денежных средств на предоставление жилищной субсидии. До настоящего времени денежные средства на предоставление ему жилищной субсидии Управлению не выделялись. В случае поступления денежных средств он будет уведомлен отдельно (л.д. 14-15).

Из справки ООО УК «<данные изъяты>» от <дата> усматривается, что квартиросъемщиком квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован Ломакин С.А., является ФИО1 (л.д. 16).

Из справки УФСБ России по Саратовской области от <дата> следует, что лимиты бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии на <дата> года на лицевой счет УФСБ России по Саратовской области не поступали (л.д. 97).

Письмами от <дата>, <дата> начальнику УКС 7 Службы ФСБ России генерал-лейтенанту ФИО2 были направлены предложения на получения жилищных субсидий, в том числе, и на прапорщика Ломакина С.А. (л.д. 43-53).

Согласно ответу на запрос начальника ФЭУ 7 Службы ФСБ России ФИО3 от <дата> при формировании проектов Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов», «О федеральном бюджете на 2016 год» и «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в адрес Минфина России установленным порядком направлялись бюджетные заявки ФСБ России на выделение бюджетных средств на 2015 год в сумме 0,3 млрд. рублей, 2016 года – 5,56 млрд. рублей, 2017 года – 8,96 млрд. рублей для выплаты жилищной субсидии, однако, Минфином России указанные предложения поддержаны не были, в результате чего Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года» ФСБ России предусмотрены бюджетные средства на выплату жилищной субсидии на 2015 год в сумме 0,2 млрд. рублей, а Федеральными законами от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 года» и от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные средства на выплату жилищной субсидии ФСБ России не предусмотрены. Вместе с тем, ФСБ России принимало и принимает все необходимые меры для обеспечения очередников жилищной субсидией, направляя предложения в Минфин России о дополнительном выделении бюджетных ассигнований на указанную выплату. В результате этих обращений выделенные лимиты бюджетных обязательств ФСБ России на указанные цели составили в 2015 году – 0,31 млрд. рублей, в 2016 году – 1,0 млрд. рублей. В 2017 году, несмотря на неоднократные обращения (3 февраля 2017 года, 6 апреля 2017 года) в Минфин России, решение о дополнительном финансировании не принято. В соответствии с приказом ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей» УКС 7 Службы ФСБ России сообщает предложения органов безопасности на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии и направляет обобщенные показатели в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для включения в свободную бюджетную заявку ФСБ Росси на очередной финансовый год. В случае доведения до ФСБ России лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год на предоставление жилищной субсидии, ФЭУ 7 Службы ФСБ России направляет утвержденные показатели в УКС 7 Службы ФСБ России для подготовки предложений по их распределению между органами безопасности. После утверждения данных предложений руководителем 7 Службы ФСБ России УКС 7 Службы ФСБ России представляет их в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для соответствующего доведения до органов безопасности. Предложений по распределению выделенных лимитов бюджетных обязательств на <дата> годы на предоставление жилищной субсидии для УФСБ России по Саратовской области от УКС 7 Службы ФСБ России в адрес ФЭУ 7 Службы ФСБ Росси не поступало. Предоставление жилищной субсидии осуществляется в соответствии с очередностью и в случае принятия судебными органами положительного решения о предоставлении жилищной субсидии Ломакину С.А. будет нарушен принцип социальной справедливости в отношении военнослужащих, по которым решение о предоставлении им жилищной субсидии принято раньше, чем в отношении истца.

Из ответа Управления капитального строительства 7 Службы ФСБ России от <дата> и дополнений к нему от <дата> на запрос УФСБ России по Саратовской области от <дата>, представленных на обозрение в судебном заседании, следует, что в ведомстве имеется более 1 100 военнослужащих, подлежащих обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, принятых на учет ранее <дата>, из них более 200 очередников имеет право на внеочередной получение жилищной субсидии. Предложений ФСБ России по Саратовской области от <дата>, от <дата>, от <дата> были учтены Управлением капитального строительства службы обеспечения деятельности ФСБ России при направлении обобщенных показателей в Финансово-Экономическое Управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России для включения в сводные бюджетные заявки ФСБ России на <дата> годы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 1377-р ФСБ России были выделены бюджетные ассигнования на предоставление жилищных субсидий в размере 2,2 % от общей потребности ведомства. Указанные денежные средства направлены на предоставление жилищных субсидий очередникам, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, признанных нуждающимися в жилых помещениях в период с 1990 года по 2009 год. Ломакин С.А. к указанной категории не относится. Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» бюджетные средства на выплату жилищных субсидий ФСБ Росси не предусмотрены. Вместе с тем, в настоящее время предложения ФСБ России о дополнительном выделении бюджетных ассигнования на предоставление жилищной субсидии рассматриваются Минфином России. После получения ФСБ России целевого финансирования в необходимом объеме потребность управления в денежных средствах на предоставление жилищной субсидии будет учтена при распределении между органами службы безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Ломакина С.А. в суд в ФСБ России имеется более 1 100 военнослужащих, подлежащих обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, принятых на учет ранее <дата>, из них более 200 очередников имеет право на внеочередной получение жилищной субсидии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 1377-р ФСБ России были выделены бюджетные ассигнования на предоставление жилищных субсидий в размере 2,2 % от общей потребности ведомства. Указанные денежные средства направлены на предоставление жилищных субсидий очередникам, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, признанных нуждающимися в жилых помещениях в период с 1990 года по 2009 год.

Таким образом, перед истцом в очереди значатся лица, претендующие на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имет, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Ломакина С.А., а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как это следует из п. 5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ломакин С.А., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о возложении обязанности перечислить указанные денежные средства и выплатить их истцу принято быть не может.

При этом право истца на получение жилищной субсидии ответчиками не оспаривается.

Возложение дополнительной обязанности о перечислении денежных средств от ФСБ России в УФСБ России по Саратовской области, и о выплате их истцу не требуется, поскольку доказательств того, что достаточное количество бюджетных средств перечислено на счет ФСБ России, но при этом не перечислено истцу, в суд не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ломакина С.А. к ФСБ России, УФСБ России по Саратовской области о возложении обязанности перечислить и выплатить денежные средства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ФИО13 П.А. Замотринская