Дело № 2-4036/2022
42RS0009-01-2022-006627-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Е.И. Исаковой
При секретаре В.С. Щегловой
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 18.08.2022
Гражданское дело по иску прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к департаменту по охране объектов животного мира Кузбасса об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемеровской области-Кузбасса обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к департаменту по охране объектов животного мира Кузбасса об обязании совершить действия.
Требования мотивирует, что Прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса на основании обращений представителя отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» проведена проверка, по итогам которой установлено, что схема размещения использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области, утвержденная постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг (далее - Схема охотустройства) не соответствует требованиям законодательства.
В ходе проверки установлено, что Схема охотустройства в нарушение требований части 7 статьи 39 Федерального закона № 209-ФЗ, пункта 9 Порядка №335 не соответствует документам территориального планирования Кемеровской области - Кузбасса. Так, в Схеме охотустройства отсутствует информация о границах созданных после 2016 года 10 ООПТ регионального значения (государственный природный заказник «Бачатские сопки», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.07.2017 № 394; государственный природный заказник «Черновой Нарык», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.08.2018 № 186; государственный природный заказник «Арчекасский кряж», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 18.01.2019 № 30; государственный природный заказник «Кокуйское болото», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 20.05.2020 № 299; государственный природный заказник «Увалы села Лучшево», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.03.2021 № 144; государственный природный заказник «Реликтовый», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.04.2021 № 200; памятник природы «Сосна сибирская», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2013 № 534; памятник природы «Чумайский Бухтай», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.06.2015 № 167; памятник природы «Костенковские скалы», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 14.07.2016 № 286; памятник природы «Артышта», созданный постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.05.2021 № 255), границах 4 ООПТ местного значения (природный комплекс «Природный комплекс Рудничный бор», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 26.06.2015 № 420; природный комплекс «Природный комплекс Петровский», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 07.09.2018 № 157; природный комплекс «Природный комплекс Петровско-Андреевский», созданный решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27.09.2018 № 353; природный комплекс «Природный комплекс Тишинский», созданный Решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 27.09.2019 № 82-МНПА).
В связи с указанными нарушениями прокуратурой области 19.08.2021 начальнику ДООЖМ Кузбасса внесено представление № 7/3-43-2021, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме. Как следует из ответа от 17.09.2021 № 01-19/2265/1 на представление, Департаментом в целях устранения нарушений и актуализации Схемы охотустройства совместно с Институтом цифры ФГБОУ ВО «Кемеровский Государственный Университет» инициированы работы по внесению изменений в схему.
В рамках контроля за устранением нарушений, указанных в представлении, прокуратурой области 30.06.2022 в ДООЖМ Кузбасса направлен запрос № 7-42/4338-22-20320001 о предоставлении информации о принятых мерах. Согласно ответу ДООЖМ Кузбасса от 06.07.2022 № 01-19/1579 работа по актуализации Схемы охотустройства до настоящего времени не проведена. Подтверждение невозможности исполнения требований представления прокурора не представлено.
Таким образом, ДООЖМ Кузбасса на протяжении длительного периода времени (11 месяцев) меры, направленные на устранение нарушений требований закона, не приняты, что свидетельствует о неисполнении требований прокуратуры области, указанных в представлении об устранении нарушений закона от 19.08.2021 № 7/3-43-2021.
Несоответствие Схемы охотустройства требованиям законодательства влияет на эффективность реализации ДООЖМ Кузбасса переданных государственных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, не позволяет обеспечить рациональное использование и сохранение охотничьих ресурсов, влечет поступление в органы прокуратуры обоснованных жалоб граждан.
На основании изложенного просит обязать Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса в срок до 31.12.2023 привести схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области, утвержденную постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг, в соответствие со схемой территориального планирования Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 19.11.2009 № 458, путем внесения в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области, утвержденную постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг информации о границах следующих ООПТ: государственный природный заказник «Бачатские сопки», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.07.2017 № 394; государственный природный заказник «Черновой Нарык», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.08.2018 № 186; государственный природный заказник «Арчекасский кряж», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 18.01.2019 №30; государственный природный заказник «Кокуйское болото», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 20.05.2020 № 299; государственный природный заказник «Увалы села Лучшево», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.03.2021 № 144; государственный природный заказник «Реликтовый», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.04.2021 № 200; памятник природы «Сосна сибирская», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2013 № 534; памятник природы «Чумайский Бухтай», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.06.2015 № 167; памятник природы «Костенковские скалы», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 14.07.2016 № 286; памятник природы «Артышта», созданный постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.05.2021 № 255; природный комплекс «Природный комплекс Рудничный бор», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 26.06.2015 №420; природный комплекс «Природный комплекс Петровский», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 07.09.2018 № 157; природный комплекс «Природный комплекс Петровско-Андреевский», созданный решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27.09.2018 № 353; природный комплекс «Природный комплекс Тишинский», созданный решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 27.09.2019 № 82-МНПА.
В судебном заседании помощник прокурора Кемеровской области – Кузбассу ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 21.04.2022 № 57 (л.д. 60), исковые требования признала в полном объеме, представила письменное заявление о признании иска (л.д. 59).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв относительно искового заявления (л.д. 55).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотоустройство и внутрихозяйственное охотоустройство.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п.п. 3 - 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Согласно п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 8 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления, в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре (приложения 1 и 2).
В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к приказу Минприроды России N 335 Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 того же приложения предусмотрено, что составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом5 того же приложения предусмотрено Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем (п. 7 Приложения 1 к приказу Минприроды России N 335).
При составлении Схемы обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (п. 9 Приложения 1 к приказу Минприроды России N 335).
В соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.04.2020 № 256 «О Департаменте по охране объектов животного мира Кузбасса» на территории Кемеровской области - Кузбасса органом исполнительной власти, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, является Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса.
Постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области.
Судом установлено, что Прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса на основании обращений представителя отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Схема охотустройства в нарушение требований части 7 статьи 39 Федерального закона № 209-ФЗ, пункта 9 Порядка №335 не соответствует документам территориального планирования Кемеровской области - Кузбасса. Так, в Схеме охотустройства отсутствует информация о границах созданных после 2016 года 10 ООПТ регионального значения (государственный природный заказник «Бачатские сопки», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.07.2017 № 394; государственный природный заказник «Черновой Нарык», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.08.2018 № 186; государственный природный заказник «Арчекасский кряж», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 18.01.2019 № 30; государственный природный заказник «Кокуйское болото», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 20.05.2020 № 299; государственный природный заказник «Увалы села Лучшево», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.03.2021 № 144; государственный природный заказник «Реликтовый», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.04.2021 № 200; памятник природы «Сосна сибирская», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2013 № 534; памятник природы «Чумайский Бухтай», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.06.2015 № 167; памятник природы «Костенковские скалы», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 14.07.2016 № 286; памятник природы «Артышта», созданный постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.05.2021 № 255), границах 4 ООПТ местного значения (природный комплекс «Природный комплекс Рудничный бор», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 26.06.2015 № 420; природный комплекс «Природный комплекс Петровский», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 07.09.2018 № 157; природный комплекс «Природный комплекс Петровско-Андреевский», созданный решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27.09.2018 № 353; природный комплекс «Природный комплекс Тишинский», созданный Решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 27.09.2019 № 82-МНПА).
В связи с указанными нарушениями прокуратурой области 19.08.2021 начальнику ДООЖМ Кузбасса внесено представление № 7/3-43-2021, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме. Как следует из ответа от 17.09.2021 № 01-19/2265/1 на представление, Департаментом в целях устранения нарушений и актуализации Схемы охотустройства совместно с Институтом цифры ФГБОУ ВО «Кемеровский Государственный Университет» инициированы работы по внесению изменений в схему.
В рамках контроля за устранением нарушений, указанных в представлении, прокуратурой области 30.06.2022 в ДООЖМ Кузбасса направлен запрос № 7-42/4338-22-20320001 о предоставлении информации о принятых мерах. Согласно ответу ДООЖМ Кузбасса от 06.07.2022 № 01-19/1579 работа по актуализации Схемы охотустройства до настоящего времени не проведена. Подтверждение невозможности исполнения требований представления прокурора не представлено.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика исковые требования признал в полном объеме, о чем в материалы дела представлено соответствующее заявление (л.д. 59).
Согласно ч.4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены и понятны.
Суд принимает признание иска, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц области удовлетворить.
Обязать Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса в срок до 31.12.2023 привести схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области, утвержденную постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг, в соответствие со схемой территориального планирования Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 19.11.2009 № 458, путем внесения в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кемеровской области, утвержденную постановлением Губернатора Кемеровской области от 08.11.2016 № 80-пг информации о границах следующих ООПТ: государственный природный заказник «Бачатские сопки», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.07.2017 № 394; государственный природный заказник «Черновой Нарык», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.08.2018 № 186; государственный природный заказник «Арчекасский кряж», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 18.01.2019 №30; государственный природный заказник «Кокуйское болото», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 20.05.2020 № 299; государственный природный заказник «Увалы села Лучшево», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.03.2021 № 144; государственный природный заказник «Реликтовый», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.04.2021 № 200; памятник природы «Сосна сибирская», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2013 № 534; памятник природы «Чумайский Бухтай», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.06.2015 № 167; памятник природы «Костенковские скалы», созданный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 14.07.2016 № 286; памятник природы «Артышта», созданный постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.05.2021 № 255; природный комплекс «Природный комплекс Рудничный бор», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатовпятогосозываот26.06.2015№420;природныйкомплекс «Природ-ный комплекс Петровский», созданный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 07.09.2018 № 157; природный комплекс «Природный комплекс Петровско-Андреевский», созданный решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27.09.2018 № 353; природный комплекс «Природный комплекс Тишинский», созданный решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 27.09.2019 № 82-МНПА.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме подачей жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Е.И.Исакова
В окончательной форме решение изготовлено «22» августа 2022 года.