ДЕЛО № 2-4038/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.
при секретаре Ракисловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГУП «Почта России» в лице УФПС Костромской области – филиал ФГУП «Почта России» о взыскании убытков и неустойки,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФПС по Костромской области – филиал ФГУП «Почта России» (правильное наименование ответчика ФГУП «Почта России» в лице УФПС Костромской области – филиал ФГУП «Почта России») о взыскании неустойки в размере 3% за каждый день задержки от суммы оплаты за услугу по пересылке (не пересылке) отправления от 28.01.2018 в адрес ЕИРКЦ, о взыскании компенсации его вынужденных расходов в связи с ненадлежащим оказанием и не оказанием услуг почтовой связи в связи с почтовым отправлением от 28.01.2018 в адрес ЕИРКЦ (убытки) в размере ... (98,46+74,26+68,00+74,46+86,76).
Мотивировал истец свои требования тем, что 29.01.2018 он направил в адрес ЕИРКЦ заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором просил выслать в его адрес данные о расходовании его денежных средств, предназначенных для оплаты за проживание семьи в муниципальной квартире, коммунальные услуги. Оплата за оказание услуг почтовой связи составила ..., что подтверждается кассовым чеком. До сего дня не вернулось ему уведомление о вручении отправления адресату. В связи с неполучением от ЕИРКЦ ответа на заявление от 29.01.2018 в месячный срок, он был вынужден направить иск в суд 9от 23.03.2018) для защиты своих прав. 28.03.2018 направил заявление руководителю Костромского почтамта о розыске почтового отправления, руководитель Костромского почтамта в письме от 12.04.2018 сообщил, что почтовое отправление № не вручено адресату и на эту дату находится в архиве почтамта. В рамках гражданского дела № суд не нашел виновных действий (бездействия) ЕИРКЦ в связи с тем, что его письменное обращение не поступило, в удовлетворении его требовании решением суда от 08.5.2018 было отказано. Из-за неоказания услуг почтовой связи он понес расходы:
- при направлении почтой заявления от 28.03.2018 о розыске почтового отправления – ...;
- при направлении искового заявления в суд от 23.03.2018 – ...;
- при направлении заявления в суд от 26.04.2018 – ...;
- при направлении заявления о выдаче заверенной копии решения суда по делу № 2-1969/2018 – ...;
- при направлении заявления (претензии) от 29.08.2018 в адрес ответчика – ... (33,26+53,50).
В судебное заседание истец не явился, прислал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, прислал отзыв на иск, в котором указал, что в материалах дела содержится письмо УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» от 12.04.2018 согласно которому подтвержден факт ненадлежащего оказания услуг почтовой связи, а именно, заказное письмо с идентификационным номером 15600017115029 было принято для отправки в ОАО «ЕИРКЦ» от ФИО1 29.01.2018, в последующем 27.03.2018 письмо было передано на временное хранение вместо отправки в адрес отправителя. Согласно постановлению Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 пересылка почтового отправления в пределах одного населенного пункта должна составлять 2 дня. Исходя из информации с сайта ФГУП «Почта России» и сервиса об отслеживании почтовых отправлений, заказное письмо было доставлено в место вручения в контрольный срок – 31.01.2018, однако услуга не была выполнена надлежащим образом, т.к. адресат не был уведомлен о поступлении заказного письма. Таким образом, полагает, что просрочка доставки пересылки данного заказного письма началась с 01.02.2018 по 27.03.2018. Просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 29.01.2018 сдал в отделение почтовой связи для отправки руководителю АО «ЕИРКЦ» заявление от 28.01.2018 о направлении ему данных о распределении денежных средств с его лицевого счета № поставщикам ресурсов и организациям, предоставляющим услуги, помесячно за период с 01.09.2012 по 01.01.2017. Прием в отделении почтовой связи и оплата отправления подтверждены кассовым чеком ФГУП «Почта России» от 29.01.2018.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правила).
В пункте 2 Правил определено, что почтовое отправление с уведомлением о вручении - это почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
В зависимости от способа обработки почтовых отправлений п. 12 Правил выделяет, в том числе, регистрируемые отправления, т.е. принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Согласно п. 33 Правил, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.
Из информации ФГУП «Почта России» от 18.04.2018 и от 12.04.2018 следует, что заказное письмо с простым уведомлением № от 29.01.2018, отправитель ФИО1, по адресу: <адрес> на имя руководителя ЕИРКЦ адресату не доставлялось. Возвращено 26.03.2018 по обратному адресу по истечении срока хранения. Отправителю заказное письмо не доставлялось, передано 27.03.2018 в архив Костромского почтамта, где в настоящее время находится. Факт ненадлежащего оказания услуг работниками Костромского почтамта имел место.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160 утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, подпунктом «б» пункта 6 которых установлены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня.
Из материалов дела, в том числе из ответов ФГУП «Почта России» следует, что почтовое отправление истца, отправленное 29.01.2018, до настоящего времени получателю не вручено и не возвращено отправителю, соответственно отправителю не возвращено и уведомление о вручении, т.е. услуга связи полностью не исполнена.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.
За услугу за пересылку почтового отправления от 29.01.2018 истцом оплачено ..., неустойка за период с 01.02.2018 по 14.11.2018 составит: ... х 3% х 287 дн.=..., но с учетом выше приведенной нормы закона неустойка подлежит взысканию в пользу истца в размере не более оплаченной суммы за данную почтовую услугу, т.е. в размере ....
Не получив уведомления о вручении почтового отправления от 29.01.2018, истец почтовым отправлением от 28.03.2018, за которое оплатил ..., направил заявление на имя руководителя почтамта г. Костромы о том, что в его адрес не поступило уведомление о вручении, в том числе почтового отправления от 29.01.2018 на имя руководителя ЕИРКЦ.
На данное заявление истец получил ответ от 12.04.2018 о ненадлежащем оказании услуги связи по невручению адресату и по не возврату отправителю почтового отправления от 29.01.2018.
Почтовым отправлением от 29.08.2018 истец направил на имя руководителя УФПС претензию о выплате неустойки и компенсации вреда в связи с ненадлежащим оказанием услуги связи, за данное почтовое отправление оплатил ...
Поскольку убытки, связанные с отправлением заявления о розыске отправления от 29.01.2018 и с направлением претензии, возникли у истца в связи с ненадлежащим оказанием услуги связи при пересылке письма от 29.01.2018, данные убытки в соответствии с требованиями ст.34 ФЗ «О почтовой связи» и ст.15 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика в размере ... (74,26 + 86,76).
Стоимость почтовых отправлений, связанных с направлением в суд 23.03.2018 искового заявления к АО «ЕИРКЦ» о признании незаконным не направления ответа на письменное обращение (...), 26.04.2018 заявления о рассмотрении дела в отсутствие истца (...), 05.06.2018 заявления о выдаче заверенной копии решения суда по делу № 2-1969/2018 по иску к АО «ЕИРКЦ», суд не может отнести к убыткам, причиненным ненадлежащим оказанием услуги связи при пересылке письма от 29.01.2018 по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец направил обращение в АО «ЕИРКЦ» 29.01.2018 с уведомлением о вручении, однако, не получив уведомления о вручении адресату его обращения, 23.03.2018 обращается к нему с иском о признании незаконным не направления ответа на письменное обращение. При этом в заявлении на имя руководителя УФПС от 28.03.2018 указывает, что в связи с неполучением уведомления ему неизвестно получено ли его отправление (обращение) адресатом, т.е., не зная о том, нарушены ли его права АО «ЕИРКЦ», он обращается к последнему с иском, в удовлетворении которого решением суда от 08.05.2018 отказано. Даже получив ответ от ответчика от 12.04.2018 о том, что его почтовое отправление от 29.01.2018 не было вручено адресату АО «ЕИРКЦ», истец не отказывается от необоснованного иска к АО «ЕИРКЦ», а продолжает нести почтовые расходы, направляя заявления о рассмотрении дела в его отсутствие и о выдаче копии решения, которые в данном деле просит взыскать с ответчика, тогда как данные расходы не имеют отношения к ненадлежащее оказанной (не оказанной) услуге.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в лице УФПС <адрес> – филиал ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 неустойку в размере ... и убытки в размере ..., всего ...
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца.
Федеральный судья С.<адрес>