РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2018 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Дзядевич И.О.,
с участием помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Баюсовой Е.А., представителей АО «ТНС энерго Тула» по доверенности ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-403/18 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО3 и ФИО4, к АО «ТНС энерго Тула» о признании незаконными действий по перерасчету платы за объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, об обязании произвести перерасчет,
установил:
Прокурор Привокзального района г.Тулы обратился в суд с иском к АО «ТНС энерго Тула» в интересах инвалидов второй группы ФИО3 и ФИО4 о признании незаконным отказа в удовлетворении представления прокурора об устранений нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере и обязании произвести перерасчет начисленной платы.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что Прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оплаты потребленной электрической энергии, в ходе которой выявлено, что АО «ТНС энерго Тула» начисляет и взимает плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с нанимателей и собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (в том числе инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, инвалиду 2 группы ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>), управление которым осуществляется управляющей компанией ООО «УК «Ваш Дом», учитывая недостоверные сведения о площади мест общего пользования.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> собственниками помещений принято решение о внесении платы за электрическую энергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, следовательно, расчет и начисления платы за потребленную электроэнергию, а также платы за потребленную электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды производится непосредственной ресурсоснабжающей организацией – АО «ТНС энерго Тула».
Из материалов проверки следует, что до марта ДД.ММ.ГГГГ года АО «ТНС энерго Тула» производило начисления платы по ОДН инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, инвалиду 2 группы ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, применяя общую площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества <данные изъяты> м2.
В марте ДД.ММ.ГГГГ года АО «THC энерго Тула» произвело перерасчет платы по ОДН с сентября ДД.ММ.ГГГГ. по февраль ДД.ММ.ГГГГ. Инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: г<адрес> инвалиду 2 группы ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Данную корректировку АО ТНС энерго Тула» обосновало сведениями, представленными УК «Ваш Дом» в Арбитражный суд <адрес> при рассмотрении дела № А68 - 9411/2015, из которых следует, что общая площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества, изменилась с <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> кв.м.
Полагает, что указанные действия АО «ТНС энерго Тула» при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды, применяя площадь <данные изъяты> кв.м (площадь лестничных клеток <данные изъяты> м + площадь подвала <данные изъяты> м ) являются незаконными по следующим основаниям.
Из технического паспорта на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, усматривается, что дом состоит из 5 этажей, 4-х лестниц, их уборочная площадь составляет <данные изъяты> кв.м Площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет <данные изъяты> кв.м.
Следовательно, при начислении платы по ОДН электроэнергия АО «ТНС энерго Тула» должно было руководствоваться нормативом потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных домов и жилых домов, установленным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, без учета площади чердаков и подвалов и фактической площадью мест общего пользования, которая составляет <данные изъяты> кв.м.
Изложенные обстоятельства указывают на то, что АО «ТНС энерго Тула» произвело перерасчет платы по ОДН за электроэнергию в марте <данные изъяты> года не имея на то законных оснований.
В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ТНС энерго Тула» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с требованием произвести жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А (в том числе инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, инвалиду 2 группы ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>) перерасчет незаконно начисленной платы по ОДН за электроэнергию с сентября ДД.ММ.ГГГГ. по февраль ДД.ММ.ГГГГ
Однако, из ответа АО «ТНС энерго Тула» на указанное представление прокуратуры района следует, что принять меры по устранению допущенных нарушений невозможно по причине наличия в материалах дела Арбитражного суда Тульской области № отзыва ООО «УК Ваш Дом» на исковое АО «ТНС энерго Тула», в котором указано, что общая площадь дома составляет <данные изъяты> м2.
Указанный довод АО «ТНС энерго Тула» является незаконным и необоснованным.
Арбитражным судом Тульской области рассматривалось дело № № по иску АО «ТНС энерго Тула» к ООО «УК «Ваш Дом» о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с октября ДД.ММ.ГГГГ по август ДД.ММ.ГГГГ. (11 месяцев).
В ходе разбирательства по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом позиции ответчика о некорректном начислении за поставленную электроэнергию, неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последнему уточнению просил взыскать с ответчика задолженность за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с октября ДД.ММ.ГГГГ по август ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 866 556 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 697 747 руб. 93 коп.
Однако, при вынесении решения и удовлетворении частично исковых требований, судом первой инстанции установлено, что в 10 многоквартирных домах, расположенных в г. Туле и находившихся в спорный период в управлении у ООО «Управляющая компания «Ваш дом», собственниками были приняты решения, о расчете и распределении коммунальной услуги на ОДН в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Следовательно, жители данных многоквартирных домов взяли на себя обязательства по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Протокол внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о распределении объема коммунальнойуслуги в размере превышения объема коммунальной услуги,предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя изпоказаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом,рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса вцелях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всемижилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общейплощади каждого жилого и нежилого помещения, ни АО «ТНС энерго Тула»,ни ООО «УК Ваш Дом» в судебные заседания представлен не был, посколькусобственниками помещений указанного дома такое решение принято небыло. Таким образом, обязательства по оплате коммунальной услуги,предоставленной на общедомовые нужды по многоквартирному дому,расположенному по адресу: <адрес>, должна выполнятьООО «УК «Ваш Дом».
При вынесении решения по делу № № судом отмечено,что у истца (АО «ТНС энерго Тула») отсутствуют правовые основания длявзимания с ответчика (ООО «УК «Ваш Дом») денежных средств заэлектроэнергию на общедомовые нужды по домам, где общим собраниемсобственников помещений в многоквартирном доме, принято решение ораспределении объема коммунальной услуги в размере превышения объемакоммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, междувсеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общейплощади каждого жилого и нежилого помещения. С учетом изложенныхобстоятельств дела и приведенных норм права Арбитражный суд Тульскойобласти удовлетворил исковые требования частично, в сумме 697 747 руб. 93коп.
С учетом изложенного, на основании решения Арбитражного суда Тульской области по делу № № ООО «УК «Ваш Дом» обязано было выполнить обязательства по внесению платы за электроэнергию постановленную на общедомовые нужды за период с октября ДД.ММ.ГГГГ. по август ДД.ММ.ГГГГ. (11 месяцев), но не жители многоквартирного <адрес> по <адрес>.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что АО «ТНС энерго Тула» отсутствовали какие-либо правовые основании производить перерасчет платы жителям указанного многоквартирного дома за период с сентября ДД.ММ.ГГГГ года по февраль ДД.ММ.ГГГГ года (в том числе инвалиду 2 группы ФИО3, инвалиду 2 группы ФИО5)
На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ в удовлетворении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, обязать АО «ТНС энерго Тула» совершить действия по перерасчету начисленной, полученной платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в части распределения сверхнормативного объема инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес><адрес>, инвалиду 2 группы ФИО4, проживающей по адресу: <адрес><адрес> за период : сентября ДД.ММ.ГГГГ. по февраль ДД.ММ.ГГГГ
В процессе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования, в котором истец просит суд:
1. Признать незаконным действия АО «ТНС энерго Тула» по перерасчету платы за объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, инвалиду 2 группы ФИО4, проживающей по адресу: <адрес> за период: сентября <адрес>. по февраль <адрес>. исходя из площади мест общего пользования многоквартирного дома равной <данные изъяты> к.в.м.
2. Обязать АО «ТНС энерго Тула» произвести перерасчет платы за объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды инвалиду 2 группы ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, инвалиду 2 группы ФИО4, проживающей по адресу: <адрес> за период: сентября ДД.ММ.ГГГГ по февраль ДД.ММ.ГГГГ. исходя из площади мест общего пользования многоквартирного дома равной <данные изъяты> к.в.м.
Представитель истца помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Баюсова Елена Александровна в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Истец ФИО3, ФИО4 не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель АО «ТНС энерго Тула» по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика АО «ТНС энерго Тула» по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Представил суду письменные возражения на исковое заявление, в котором указал на то, что довод прокурора о том, что при расчете размера платы жителям многоквартирного дома за потребленную на ОДН электроэнергию не должна была учитываться площадь мест общего пользования - подвала, является необоснованным. Расчет нормативного объема ОДН в <адрес> осуществлялся в соответствии с формулой № 15 приложения № 2 к Правилам № 354. Принимая во внимание содержание вышеуказанной формулы, а также положения пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, АО «ТНС энерго Тула» не согласно с выводами прокурора о том, что включение АО «ТНС энерго Тула» в площадь мест общего пользования для расчета размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды площади подвала является незаконным. Полагает, что АО «ТНС энерго Тула» при определении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованно включало в состав общего имущества многоквартирного жилого дома площадь подвала. С учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и подпункта «а» пункта 2 Правил № включение в расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в МКД по <адрес> площади лестничных клеток (<данные изъяты> кв.м.) и площади подвала (<данные изъяты> кв.м.) является законным и обоснованным.
Решением Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, определенных с применением расчетного метода (приложение № 2). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2016 по делу № 38-АПГ16-8 решение Тульского областного суда от 23.05.2016 по делу №3А-164/2016 оставлено без изменения.
Необходимо отметить, что согласно указанному Определению, применение при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме только площади лестничных клеток и общих коридоров, без учетов чердаков и подвалов, противоречит нормам действующего законодательства, что явилось одной из причин отмены приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 № 46.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, применение норматива, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 № 46, даже на прошедшие периоды, в настоящее время не представляется возможным.
Нормативный объем ОДН по дому №, исходя из утвержденных нормативов, с учетом степени благоустройства дома, с ДД.ММ.ГГГГ. составляет - 1,6 кВт*ч в месяц на 1 кв.м помещений, входящих в состав общего имущества МКД (лестничные клетки и общие коридоры).
Составляющие норматива на дом по указанному адресу:
Светильники общедомовых осветительных установок (в домах до 5 этажей) - 1,52 кВт*ч в мес. на кв.м;
АЗУ (автоматические запирающие устройства в домах при отсутствии лифтов) - 0,04 кВт*ч в мес. на 1 кв.м;
• Усилители антенн коллективного пользования - 0,04 кВт*ч в месяц на 1 кв.м.
Итого: 1,52+0,04+0,04 = 1,6 (кВт*ч в месяц на 1 м2);
Нормативный ОДН по многоквартирному дому составлял 385,44 кВт*ч (1,6 квт*ч х 240,9 кв.м = 385,44 кВт*ч).
В ходе рассмотрения в Арбитражном суде Тульской области гражданского дела №, представителем ООО «УК «Ваш Дом», ДД.ММ.ГГГГ. в материалы дела были представлены контррасчет начислений, отзыв на исковое заявление, а также дополнение к отзыву на исковое заявление, из которого следует, что при расчете электроэнергии ОДН жителям МКД по адресу <адрес>, АО «ТНС энерго Тула» неправильно применялась площадь помещений, входящих в состав МКД, а соответственно и норматив потребления электроэнергии, подлежащий распределению.
Таким образом, на основании информации ООО «УК «Ваш Дом» предоставленной в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ., о площади помещений, входящих в состав общего имущества, АО «ТНС энерго Тула» учитывает площадь помещений, входящих в состав общего имущества <данные изъяты> м2.
Следовательно, нормативный ОДН по многоквартирному дому составлял 1487,04 кВт (1,6 квт*ч х 929,4,9 кв.м = 1487,04 кВт*ч).
Документы о площади помещений, входящих в состав общего имущества, также, как и другие доказательства, предоставленные ответчиком, были приняты Арбитражным судом, и с учетом их было вынесено решение, которым требования АО «ТНС энерго Тула» были удовлетворены частично, решение Арбитражного суда Тульской области № вступило в законную силу.
При этом согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Полагает, что включение в расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в МКД по <адрес> площади подвала с использованием норматива, при утверждении которого не принималось во внимание такое общедомовое имущество как подвал, не нарушает прав и интересов собственников помещений в данном МКД, поскольку подвал электрифицирован, следовательно, за потребляемую подвалом электроэнергию собственники обязаны платить.
Представитель третьего лица ООО «УК «Ваш дом» по доверенности Осипова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав объяснения помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Баюсовой Е.А., представителя ответчика АО «ТНС энерго Тула» по доверенности ФИО1, ФИО2, пояснения специалиста ГУ ТО «Областное БТИ» руководителя группы предоставления информации отдела архивно-статистического учета и отчетности - ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Как указано в ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Частями 1, 2 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 40 Правил № (в редакции, действовавшей в спорный период), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, в спорный период «электроснабжение на общедомовые нужды» являлось отдельной коммунальной услугой. Расходы по ее оказанию в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входили.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В соответствии с частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Как предусмотрено пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
При этом в силу подпункта «б» пункта 17 Правил от 06.05.2011 №354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в спорный период) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктам 8,9 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежи лицу, на основании условий, установленных законом или договором. В частности такое право принадлежит ресурсоснабжающей организации либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации, либо при наличии оснований, предусмотренных п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
Как следует из искового заявления прокурора г. Тулы и материалов дела в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, собственниками помещений принято решение о внесении платы за электрическую энергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, следовательно, расчет и начисления платы за потребленную электроэнергию, а также платы за потребленную электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды производится непосредственной ресурсоснабжающей организацией – АО «ТНС энерго Тула».
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Тульской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложена Постановлением правительства Тульской области от 24.07.2012 года № 400 на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением правительства Тульской области от 24 июля 2012 года № 400 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 № 46 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, определенные с применением расчетного метода, при отсутствии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, подтвержденной актом обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, составленным по форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
Согласно Приложению № 2 к Приказу, действующему до 01 января 2017 года, установлен норматив потребления кВт.ч. в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (лестничные клетки и общие коридоры).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г № 42868-ОД/04 «Об определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды» для расчета норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1,2 ч 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», где указано, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами установлено, что чердаки и подвалы, включаются в состав общего имущества многоквартирного дома, следовательно, коммунальные ресурсы, потребляемые в процессе использования чердаков и подвалов должны оплачиваться собственниками помещений многоквартирного дома.
Решением Тульского областного суда от 23.05.2016 года № 3а-164/2016 признан недействующий со дня вступления решения в законную силу приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 года № 46 (в редакции от 1 июля 2015 года) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, определенных с применением расчетного метода (приложение № 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2017 № 37-П последствием признания судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части является его исключение из системы правового регулирования, обеспечиваемое, в частности, доведением такого решения суда до сведения широкого круга лиц в надлежащем порядке (пункт 2 части 4 статьи 215 и часть 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и возможностью пересмотра в установленных случаях судебных решений, основанных на этом акте, в отношении иных, помимо заявителя, лиц.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» согласно части 2 статьи 13, частям 4 и 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что до марта ДД.ММ.ГГГГ года АО «ТНС энерго Тула» производило начисления платы по ОДН потребителям коммунальных услуг, проживающим по адресу: <адрес>, применяя общую площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества <данные изъяты> кв.м, на основании дынных, предоставленных управляющей организацией.
В марте ДД.ММ.ГГГГ года АО «THC энерго Тула» произвело перерасчет платы по ОДН с сентября ДД.ММ.ГГГГ по февраль ДД.ММ.ГГГГ потребителям коммунальных услуг, проживающим по адресу: <адрес>.
Данную корректировку АО ТНС энерго Тула» обосновало сведениями, представленными УК «Ваш Дом» в Арбитражный суд Тульской области при рассмотрении дела № №, из которых следует, что общая площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества составляет <данные изъяты> кв.м.
Арбитражным судом Тульской области рассматривалось дело № № по иску АО «ТНС энерго Тула» к ООО «УК «Ваш Дом» о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с октября ДД.ММ.ГГГГ. по август ДД.ММ.ГГГГ. (11 месяцев).
В ходе рассмотрения в Арбитражном суде Тульской области дела № №, представителем ООО «УК «Ваш Дом», ДД.ММ.ГГГГ. в материалы дела были представлены контррасчет начислений, отзыв на исковое заявление, а также дополнение к отзыву на исковое заявление, из которого следует, что при расчете электроэнергии ОДН жителям МКД по адресу <адрес>, АО «ТНС энерго Тула» неправильно применялась площадь помещений, входящих в состав МКД, а соответственно и норматив потребления электроэнергии, подлежащий распределению.
При этом ООО «УК «Ваш Дом» предоставило в Арбитражный суд сведения о том, что общая площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества многоквартирного дома по адресу <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м.
На основании информации ООО «УК «Ваш Дом», предоставленной в судебное заседание Арбитражного суда ДД.ММ.ГГГГ, о площади помещений, входящих в состав общего имущества, АО «ТНС энерго Тула» учитывает площадь помещений, входящих в состав общего имущества <данные изъяты> м2.
Следовательно, нормативный ОДН по многоквартирному дому составляет 1487,04 кВт (1,6 квт*ч х 929,4,9 кв.м = 1487,04 кВт*ч).
Для произведения расчета размера платы за потребленную электроэнергию на ОДН необходимы актуальные и достоверные сведения о площади помещений общего пользования. Актуализация сведений технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, при управлении домом управляющей организацией должна обеспечиваться последней.
Как следует из письма ООО «УК «Ваш Дом» от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес АО «ТНС энерго Тула», ООО «УК «Ваш Дом» сообщает, что общая площадь многоквартирного <адрес> по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м, в том числе: площадь жилых помещений – <данные изъяты> кв.м, площадь нежилых помещений <данные изъяты> кв.м, площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества – <данные изъяты> кв.м.
На основании сведений, предоставленных ООО «УК «Ваш Дом» о площади помещений, входящих в состав общедомового имущества вышеуказанного МКД, АО «ТНС энерго Тула» потребителям в квитанции за март <данные изъяты> был произведен перерасчет объема потребленной электроэнергии на ОДН за период с сентября <данные изъяты> года по февраль <данные изъяты> года.
Как следует из копии технического паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь всех помещений общего пользования многоквартирного дома – <данные изъяты> кв.м.
Из пояснений специалиста ГУ ТО «Областное БТИ» руководителя группы предоставления информации отдела архивно-статистического учета и отчетности - ФИО6, следует, что в государственном учреждении Тульской области «Областное БТИ» имеются следующие сведения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>
по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь многоквартирного дома составляет <данные изъяты> кв.м, в том числе: общая площадь помещений общего пользования – <данные изъяты> кв.м, включающая в себя: площадь лестничных клеток – <данные изъяты> кв.м, площадь входных тамбуров -<данные изъяты> кв.м, площадь хоз.подвала – <данные изъяты> кв.м, общая площадь нежилых помещений – <данные изъяты> кв.м.
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из пояснений специалиста ГУ ТО «Областное БТИ» руководителя группы предоставления информации отдела архивно-статистического учета и отчетности - ФИО6 также следует, что <данные изъяты> кв.м – это лестничные клетки начиная с подвала до пятого этажа, <данные изъяты> кв.м - это уборочная площадь лестниц, <данные изъяты> кв.м – это уборочная площадь коридоров и мест общего пользования. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану жилого дома площадь хозяйственного подвала и лестничных клеток ведущих из подвала до первого этажа составляет <данные изъяты> кв.м, из которых <данные изъяты>.м площадь лестничных клеток, ведущих из подвала до первого этажа, <данные изъяты> кв.м – площадь подвала. <данные изъяты> кв.м – это площадь лестничных клеток до пятого этажа с подвалом. Подвал является общедомовым имуществом с <данные изъяты> года- с момента постройки.
Следовательно, тот факт, что изначально ООО «УК «Ваш Дом» сообщило АО «ТНС энерго Тула» не достоверные сведения об общей площади многоквартирного дома <адрес> а именно указав <данные изъяты> кв.м, вместо <данные изъяты> кв.м, не должен приводить к ущемлению права ресурсоснабжающей организации на получение от собственников помещений многоквартирного дома платы за потребленную в процессе использования электроэнергию на ОДН исходя из фактической площади помещений общего пользования – <данные изъяты> кв.м.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО3 и ФИО4, к АО «ТНС энерго Тула» о признании незаконными действий по перерасчету платы за объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, об обязании произвести перерасчет, е подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора Привокзального района г. Тулы, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО3 и ФИО4, к АО «ТНС энерго Тула» о признании незаконными действий по перерасчету платы за объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, об обязании произвести перерасчет - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: