ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-403/20 от 22.06.2020 Кинель-черкасского районного суда (Самарская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2020года с. Кинель – Черкассы

Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Л.М.

при секретаре Ненарокомовой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-403/2020 по иску Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к Ходовой <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге

Установил:

Истец обратился в суд, указав, что 14.04.2017г. на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – Камаз <данные изъяты>, принадлежащим на праве собственности Ходовой <данные изъяты> под управлением водителя ФИО3, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от границы с Самарской области – Высокий Колок – а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - Нижняя Якушка – а/д «Ульяновск-Самара» на участке обхода г. Димитровграда – Мулловка – Чердаклы - Мирный – до г. Ульяновск – а/д «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» от а/д А151 «Цивильск-Ульяновск-разъезд Лаишевский до а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск» от Солдатская Ташла до Старотимошкино (пройденное расстояние 183,997 км (1,83997 сот. км. – для формулы) с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее – Приказ).

Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 № 211, предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 № 211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.

Приказ от 27.02.2017 № 05-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi73.ru, HYPERLINK <данные изъяты>/transport.ulregion.ru"build.ulgov.ru и в средствах массовой информации (газета «Ульяновская правда» от 28.02.2017 № 14).

На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем, ответчик мог и должен был знать об установлении ограничений.

Следовательно, перевозя тяжеловесные грузы, он обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.

Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.

Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования – весов ВА-15С-2М, 1 пл. № 1982/1, 2 пл. № 1982/2 поверенных 07.11.2016г., свидетельство .

По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт от 14.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее – Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее – Правила возмещения вреда).

Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 № 835-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.

Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П (далее – Постановление № 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".

В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава); производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Постановление № 272) ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.

Согласно п. 17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением .

В Акте от 14.04.2017 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 2-ю и 3-ю оси.

На участке № 1 (маршрут движения – 114,733 км (1,14733 сот. км. – для формулы)):

Осевые нагрузки

№ оси

Допустимые

Фактические

Перегруз (кг)

(столбец 3-столбец 2)

Перегруз (%)

(столбец 4/ столбец 2)

Рублей за перегруз

(постановление Правительства 331-П)

1.

5,000

4,180

2.

4,000

5,940

1,940

49

24 293

3.

4,000

6,180

2,180

55

33 028

4.

5,000

2,220

5.

5,000

2,220

Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.

Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 5,3-1,32-5,5-4,4 метра.

Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы: по второй оси – фактическая масса – 5,940 тонн, допустимая – 4,000 тонн, превышение – 1,940 тонны или 49%, по третьей оси – фактическая масса – 6,180 тонн, допустимая – 4,000 тонн, превышение – 2,180 тонны или 55%.

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области».

Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства

(процентов)

Размер вреда

(рублей на 100 км)

До 10

1520

Свыше 10 до 20

2430

Свыше 20 до 30

3887

Свыше 30 до 40

5874

Свыше 40 до 50

8377

Свыше 50 до 60

11389

Свыше 60

Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1): - свыше 40 % до 50 % - 8 377 руб. (24 293 руб. = 8 377 * 2,9) за 100 км (вторая ось), свыше 50 % до 60 % - 11 389 руб. (33 028 руб. = 11 389 * 2,9) за 100 км (третья ось).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: гр. с Самарской обл. Самара – Высокий Колок – а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - обхода г. Димитровграда – Мулловка – Чердаклы - Мирный – поворот на птицефабрику, от а/д А151 «Цивильск-Ульяновск-разъезд Лаишевский до а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск» (пройденное расстояние 114,733 км).

Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:

,

где:

- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (рублей на 100 километров);

- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:

,

где:- базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, = 1);

- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Данный индекс утверждается на каждый год и рассчитан следующим образом:

- индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 23.09.2011 № 20713-АК/ДОЗ «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г., а базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1.

Таким образом,

Ттг 2009 г. (компенсационный индекс на 2009 г.) = 1 (базовый компенсационный индекс 2008 г.) * 1,052 (индекс-дефлятор 2009 г.) = 1,052

Ттг 2010 г. (компенсационный индекс на 2010 г.) = 1,052 (базовый компенсационный индекс 2009 г.) * 1,127 (индекс-дефлятор 2010 г.) = 1,186

Ттг 2011 г. (компенсационный индекс на 2011 г.) = 1,186 (базовый компенсационный индекс 2010 г.) * 1,171 (индекс-дефлятор 2011 г.) = 1,389

Ттг 2012 г. (компенсационный индекс на 2012 г.) = 1,389 (базовый компенсационный индекс 2011 г.) * 1,113 (индекс-дефлятор 2012 г.) = 1,546

Ттг 2013 г. (компенсационный индекс на 2013 г.) = 1,546 (базовый компенсационный индекс 2012 г.) * 1,012 (индекс-дефлятор 2013 г.) = 1,564

Ттг 2014 г. (компенсационный индекс на 2014 г.) = 1,564 (базовый компенсационный индекс 2013 г.) * 1,064 (индекс-дефлятор 2014 г.) = 1,664

Ттг 2015 г. (компенсационный индекс на 2015 г.) = 1,664 (базовый компенсационный индекс 2014 г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2015 г.) = 1,747

Ттг 2016 г. (компенсационный индекс на 2016 г.) = 1,747 (базовый компенсационный индекс 2015 г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2016 г.) = 1,834

Ттг 2017 г. (компенсационный индекс на 2017 г.) = 1,834 (базовый компенсационный индекс 2016 г.) * 1,051 (индекс-дефлятор 2017 г.) = 1,927.

Размер причиняемого ущерба на участке № 1 составляет:

Пр = (0 + 8 377*2,9 + 11 389*2,9 + 0 + 0) * 114,733/100 * 1,927 = (0 + 24 293 + 33 028 + 0 + 0) * 1,14733 * 1,927 = 126 731 (руб.)

На участке № 2 (маршрут движения – 8,264 км (0,08264 сот. км. – для формулы)):

Осевые нагрузки

№ оси

Допустимые

Фактические

Перегруз (кг)

(столбец 3-столбец 2)

Перегруз (%)

(столбец 4/ столбец 2)

Рублей за перегруз

(постановление Правительства 331-П)

1.

6,000

4,180

2.

5,000

5,940

0,940

19

7 047

3.

5,000

6,180

1,180

24

11 272

4.

6,000

2,220

5.

6,000

2,220

Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.

Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 5,3-1,32-5,5-4,4 метра.

Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы: по второй оси – фактическая масса – 5,940 тонн, допустимая – 5,000 тонн, превышение – 0,940 тонны или 19%, по третьей оси – фактическая масса – 6,180 тонн, допустимая – 5,000 тонн, превышение – 1,180 тонны или 24%.

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее – Постановление № 331-П).

Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства

(процентов)

Размер вреда

(рублей на 100 км)

До 10

1520

Свыше 10 до 20

2430

Свыше 20 до 30

3887

Свыше 30 до 40

5874

Свыше 40 до 50

8377

Свыше 50 до 60

11389

Свыше 60

Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):

- свыше 10 % до 20 % - 2 430 руб. (7 047 руб. = 2 430 * 2,9) за 100 км (вторая ось);

- свыше 20 % до 30 % - 3 887 руб. (11 272 руб. = 3 887 * 2,9) за 100 км (третья ось).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: поворот на птицефабрику – г. Ульяновск (пройденное расстояние 8,264 км).

Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:

,

Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.

Размер причиняемого ущерба на участке № 2 составляет:

Пр = (0 + 2 430*2,9 + 3 887*2,9 + 0 + 0) * 8,264/100 * 1,927 = (0 + 7 047 + 11 272 + 0 + 0) * 0,08264 * 1,927 = 2 917 (руб.)

На участке № 3 (маршрут движения – 61 км (0,061 сот. км. – для формулы)):

Осевые нагрузки

№ оси

Допустимые

Фактические

Перегруз (кг)

(столбец 3-столбец 2)

Перегруз (%)

(столбец 4/ столбец 2)

Рублей за перегруз

(постановление Правительства 331-П)

1.

5,000

4,180

2.

4,000

5,940

1,940

49

24 293

3.

4,000

6,180

2,180

55

33 028

4.

5,000

2,220

5.

5,000

2,220

Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.

Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 5,3-1,32-5,5-4,4 метра.

Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:

- по второй оси – фактическая масса – 5,940 тонн, допустимая – 4,000 тонн, превышение – 1,940 тонны или 49%.

- по третьей оси – фактическая масса – 6,180 тонн, допустимая – 4,000 тонн, превышение – 2,180 тонны или 55%.

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее – Постановление № 331-П).

Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства

(процентов)

Размер вреда

(рублей на 100 км)

До 10

1520

Свыше 10 до 20

2430

Свыше 20 до 30

3887

Свыше 30 до 40

5874

Свыше 40 до 50

8377

Свыше 50 до 60

11389

Свыше 60

Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934

(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П)

Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):

- свыше 40 % до 50 % - 8 377 руб. (24 293 руб. = 8 377 * 2,9) за 100 км (вторая ось).

- свыше 50 % до 60 % - 11 389 руб. (33 028 руб. = 11 389 * 2,9) за 100 км (третья ось).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: от Солдатской Ташлы до Старотимошкино (пройденное расстояние 61 км).

Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:

,

Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.

Размер причиняемого ущерба на участке № 3 составляет:

Пр = (0 + 8 377*2,9 + 11 389*2,9 + 0 + 0) * 61/100 * 1,927 = (0 + 24 293 + 33 028 + 0 + 0) * 0,61 * 1,927 = 67 379 (руб.)

Размер причиняемого ущерба по акту № 538 от 14.04.2017 составляет:

Пр = 126 731 руб. + 2 917 руб. + 67 379 руб. = 197 028 (руб.)

С результатами измерений и Актом № 538 от 14.04.2017 водитель транспортного средства ФИО3 был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний, один экземпляр акта получил под роспись.

Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Законом № 257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 №103-р «Об осуществлении весового контроля».

В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмом в адрес ФИО1 была направлена претензия от 23.01.2020 № 7-ю, в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. В претензии истец просил выслать в свой адрес квитанцию об оплате и уведомлял ответчика о том, что в случае предъявления иска в суд с последнего будет взыскана государственная пошлина. Досудебный порядок соблюден. Истек 30-дневный срок для ответа. Ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 №22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 ГК РФ

Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причинённого конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определён заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.

Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.

Перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.

Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки Специального разрешения, выданного в соответствующем порядке, ответчиком не представлено.

Весовое оборудование при проведении взвешивания эксплуатировалось согласно Федеральному закону № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений». В силу статьи 13 данного закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Весовое оборудование, используемое ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», прошло сертификацию и поверено надлежащим образом. Соответствующие сертификаты и свидетельства о поверке к материалам дела приложены.

В связи с этим не доверять показаниям весового оборудования нет оснований.

Вина ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования регионального значения.

Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П.

Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).

В соответствии пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Истец просит взыскать с ФИО1 в пользу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области 197028 рублей платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.

В судебное заседание представитель истца не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, не возражает о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ - в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статья 1079 ГК РФ указывает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Согласно ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8.11.2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.

Законом также предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 № 211, предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 № 211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее – Правила возмещения вреда). Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 № 835-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.

Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П (далее – Постановление № 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".

В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава); производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).

Согласно п. 17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением № 272.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Судом установлено, что 14.04.2017г. на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на а/д «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12+740, при проверке весовых параметров транспортного средства установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством – Камаз <данные изъяты> принадлежащим на праве собственности Ходовой Ф.З- ответчику по делу.

Управлял данной автомашиной водитель ФИО3, он осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. – Высокий Колок – а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - Нижняя Якушка – а/д «Ульяновск-Самара» на участке обхода г. Димитровграда – Мулловка – Чердаклы - Мирный – до г. Ульяновск – а/д «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» от а/д А151 «Цивильск-Ульяновск-разъезд Лаишевский до а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск» от Солдатская Ташла до Старотимошкино, с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период.

Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования – весов ВА-15С-2М, 1 пл. № 1982/1, 2 пл. № 1982/2 поверенных 07.11.2016г., свидетельство .

По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Указанный Акт водитель транспортного средства ФИО3 не оспаривал, экземпляр акта получил под роспись. Копию акта представлена истцом суду.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком обстоятельства, указанные истцом, не оспорены, истцом же представлены доказательства наличия вреда, причиненного автомашиной истца. ФИО1 как собственник транспортного средства несет ответственность в соответствии с положениями ст. 1064,1079 ГК РФ, за причиненный вред, оснований для освобождения её от ответственности, не установлено.

Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 197028 рублей, расчет произведен за 3 участка дороги: 1 участок (114733 км.)-126731 рубль, 2 (8,264 км.) – 2917 рублей, 3 (61км.)– 67379 рублей. Расчет, представленный истцом, проверен судом, является математически верным. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была.

На указанных истцом участках дорог были введены временные ограничения, о которых пользователи автомобильных дорог были извещены путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.

Расчёт произведен истцом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Истцу - «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области, в связи с чем начисление и взимание возмещения вреда, заявлены обоснованно.

Поскольку вред, причиненный автомобильной дороге, ответчиком возмещен не был, суд приходит к выводу о том, что требования истца основаны на законе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. 196-198, 235 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к Ходовой <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге удовлетворить.

Взыскать с Ходовой <данные изъяты> в пользу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области в счет компенсации ущерба 197 028 рублей.

Взыскать с Ходовой <данные изъяты> госпошлину в доход бюджета муниципального района Кинель-Черкасский в размере 5140 рублей 56 копеек

Направить копию заочного решения не присутствующим в судебном заседании истцу и ответчику. Разъяснить, что ответчик вправе подать в Кинель - Черкасский районный суд Самарской области заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение суда в мотивированном виде изготовлено 22.06.2020 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>