ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-403/2016 от 26.09.2016 Петуховского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-403/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2016 года город Петухово

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего - судьи Илюшиной А.А.

при секретаре судебного заседания Шкет М.С.

с участием представителя истца - заместителя Курганского транспортного прокурора Перепечина С.А., представителя ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1, действующей на основании доверенности от 20 июля 2016 года, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Администрации Петуховского района Курганской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 01 июля 2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л :

Курганский транспортный прокурор (прокурор) в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» (Курганская область), оснастив системой телевизионного наблюдения, ограждениями пределов территории пункта пропуска и обозначив его границы специальными знаками, определив места для целей въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств и оборудовав их.

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства о Государственной границе РФ, а именно железнодорожный грузо – пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» (пункт пропуска) не оснащен системой телевизионного видеонаблюдения, пределы пункта пропуска не ограждены и не обозначены, не определены и не оборудованы места въезда и выезда граждан и транспортных средств, пределы пункта пропуска не обозначены специальными знаками прямоугольной формы, на которых на белом фоне красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point».

Согласно пункту 32 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД соблюдение физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска обеспечивают объекты транспортной инфраструктуры, поэтому полагает, что обязанность по оборудованию и материально – техническому оснащению пункта пропуска возлагается на ответчика.

Отсутствие ограждения и обозначения, средств телевизионного видеонаблюдения, специальных знаков создает угрозу безопасности Российской Федерации на границе.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил, указав, что требование о возложении на ответчика обязанности оборудовать пункт пропуска предупредительными и информационными знаками идентичны требованию о возложении на ответчика обязанности обозначить пределы пункта пропуска специальными знаками, на которых на белом фоне красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point». Исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что прокурором не представлены доказательства того, что обязанность по оборудованию и материально – техническому оснащению пункта пропуска возлагается на ОАО «РЖД». В силу действующего законодательства строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, производится за счет средств федерального бюджета. Кроме этого не представлены сведения о том, что данный пункт пропуска был открыт в установленном законом порядке, принималось какое-либо решение о его реконструкции. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что перрон, железнодорожное полотно, платформы, железнодорожный мост, железнодорожные переезды, здание железнодорожного вокзала, находятся в собственности ОАО «РЖД», земельный участок - в собственности Российской Федерации и передан по договору аренды ОАО «РЖД».

Представитель третьего лица Администрации Петуховского района Курганской области по доверенности ФИО2, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (ФГКУ Росгранстрой) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, извещен надлежащим образом.

Согласно письменному отзыву, представленному в суд (л.д.92) исковые требования прокурора поддержал. Указал, что пункт пропуска «Петухово» в федеральную целевую программу «Государственная граница РФ (2012-2020) не входит.

Представитель третьего лица ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ, указанное истцом в качестве третьего лица, упразднено на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 40, функции упраздняемого агентства переданы Министерству транспорта РФ.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 44 закона РФ «О государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-1 обеспечение защиты государственной границы является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно статье 22 Закона «О государственной границе РФ» пункты пропуска через государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 26.06.2008 № 482 проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - иные источники финансирования) (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска) (пункт 3(1) Правил).

Для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска создаются в установленном порядке подразделения органов пограничного, таможенного, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, иных видов контроля (далее - подразделения государственных контрольных органов) (пункт 4 Правил).

Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации (пункт 7 Правил).

Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (пункт 29 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 253 утверждены Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, согласно которым под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта, железнодорожной станции или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска определяются на основе утвержденной в установленном порядке землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point».

Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретного пункта пропуска.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 13.02.2013 № 30-ОД утверждены пределы железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» (Курганская область).

Согласно пункту 6 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 при оборудовании и техническом оснащении учитываются:

а) специализация и классификация пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны;

б) требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств;

в) место установки оборудования и технических средств;

г) возможность эксплуатации межведомственной информационной системы в пунктах пропуска;

д) площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска;

е) освещенность зданий, помещений и сооружений в пункте пропуска в различное время суток;

ж) климатические условия;

з) необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов;

и) необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному приказом Росграницы от 04.02.2009 № 6 Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ.

Согласно паспорту железнодорожного пункта пропуска через государственную границу РФ «Петухово», утвержденному протоколом совещания руководителей государственных контрольных органов и руководителей администрации железнодорожного пункта пропуска через государственную границу РФ «Петухово» от 29.06.2015 № 16П-2015 на основании протокола пятого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 15.02.2001 на расстоянии 22 км от Государственной границы РФ (с Республикой Казахстан) функционирует грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска «Петухово» (адрес: <адрес>), границы которого утверждены приказом Росграницы от 13.02.2013 № 30-ОД, с осуществлением в пункте пропуска пограничного контроля.

Указанные обстоятельства представителем ответчика не опровергнуты.

Судом установлено, что движимое и недвижимое имущество грузопассажирского направления данного пункта пропуска (перрон, железнодорожное полотно, платформы, железнодорожный мост, железнодорожные переезды, здание железнодорожного вокзала), находятся в собственности ОАО «РЖД», земельный участок - в собственности Российской Федерации и передан по договору аренды ОАО «РЖД».

Также установлено, что часть недвижимого имущества, а именно ряд помещений (№ 3, 16, 18-22, 31 и 32 на первом этаже и № 3-5 на втором этаже), расположенных в здании железнодорожного вокзала по адресу: <адрес>, направление Курган-Петропавловск, 2537 в целях обеспечения выполнения функций государственных контрольных органов по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу РФ передано ОАО «РЖД» по договору безвозмездного пользования от 02.05.2012 ФГКУ Росгранстрой. Согласно Схеме графического изображения пределов пункта пропуска данные помещения обозначены цифрами 1 и 2 на первом этаже, цифрой 1 на втором этаже.

То обстоятельство, что пределы пункта пропуска находятся в пределах железнодорожной станции «Петухово» подтверждено пояснениями сторон, свидетельскими показаниями ФИО5, представленными в дело доказательствами: схемой расположения поворотных точек предела пункта пропуска Петухово, справкой ОАО «РЖД» о границах железнодорожной станции Петухово и схемой станции Петухово.

То есть пункт пропуска «Петухово» функционирует в пределах объекта транспортной инфраструктуры.

Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка обустройства пункта пропуска «Петухово», в ходе которой было установлено, что пределы пункта пропуска не ограждены и не обозначены, территория пункта пропуска не оборудована предупредительными и информационными знаками, системой телевизионного видеонаблюдения, не установлены и не оборудованы места для въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоз грузов, товаров и животных, пределы пункта пропуска не обозначены специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне, красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point» (справка на л.д.10-11).

На недостатки по обеспечению режима и оборудованию пункта пропуска указывалось в протоколах заседаний координационного совета пункта пропуска от 25.03.2015, 24.06.2015 и актах комплексных проверок состояния режима пункта пропуска от 25.03.2015, 24.06.2015, 30.06.2016.

Прокурор, обращаясь в суд с данным иском, полагает, что вопросы оснащения пункта пропуска системой телевизионного наблюдения, ограждениями пределов территории пункта пропуска и обозначения его границы специальными знаками, определения мест для целей въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств и оборудование данных мест въезда (выезда) находится в ведении собственника объектов транспортной инфраструктуры.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД утверждены Правила Режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласно пункту 6 которых участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.Обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

Соблюдение физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска, указанных в абзаце втором пункта 6 Правил, обеспечивают субъекты транспортной инфраструктуры.

Пограничные органы осуществляют контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска и вносят в государственные органы, предприятия, учреждения или организации представления об устранении причин и условий, способствующих их нарушению (п. 32).

При этом согласно пункту 2 названных Правил режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Как установлено судом, собственником объектов транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД», земельный участок, на котором расположены данные объекты, передан ответчику на основании договора аренды на 49 лет.

Согласно Правилам режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Петухово» от 03.12.2015 № 67 обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на начальника Курганского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением.

Согласно паспорту железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» организацией, обеспечивающей режим в пункте пропуска, является Железнодорожная станция Петухово Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

Анализируя требования Правил Режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации об ограждении или обозначении участков территории в пределах пункта пропуска - данные требования включены именно в тот пункт Правил, который закрепляет понятие обеспечение режима в пунктах пропуска и лицо, ответственное за его соблюдение - собственник объекта транспортной инфраструктуры или лицо, использующее его на ином законном основании. При этом соблюдение лицами режима в пункте пропуска возложено на субъекта транспортной инфраструктуры.

Прокурор в судебном заседании требования уточнил в части, указав, что требование о возложении на ответчика обязанности оборудовать пункт пропуска предупредительными и информационными знаками идентичны требованию о возложении на ответчика обязанности обозначить пределы пункта пропуска специальными знаками, на которых на белом фоне красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point».

Суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.

Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации закрепляют, что пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point», то есть содержат обязательное требование по обозначению пределов пункта пропуска названными знаками.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик, как собственник объектов транспортной инфраструктуры и владелец земельного участка должен обеспечить соблюдение физическими и юридическими лицами правил режима в пункте пропуска путем обозначения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Петухово специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point», наличие которых в силу действующего законодательства о государственной границе является обязательным. Указанные действия ответчика, по мнению суда, имеют непосредственное отношение к комплексу мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Данное требование (обозначение пределов пункта пропуска специальными знаками) суд рассматривает как отделимые улучшения и не требующие проведения реконструкции зданий, сооружений и помещений.

Доводы представителя ответчика о том, что пункт пропуска не открыт, не может быть принят во внимание, поскольку опровергается представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами: паспортом пункта пропуска, схемами графического изображения предела пункта пропуска «Петухово», технологической схемой организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Петухово». Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 13.02.2013 утверждены пределы данного пункта пропуска.

При этом представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала, что на железнодорожной станции «Петухово» осуществляется пограничный контроль, часть помещений вокзала передано ОАО «РЖД» по договору безвозмездного пользования для осуществления пограничного контроля.

Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать пункт пропуска ограждением, системой телевизионного видеонаблюдения, определить и оборудовать места въезда и выезда граждан и транспортных средств не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор, заявив требование о возведении ограждения, не обосновал в каком виде оно должно существовать и какие к нему должны предъявляться требования, не указано место расположения требуемых ограждений.

Исходя из анализа Правил режима и иного законодательства о государственной границе в них отсутствует возложение обязанности на собственника объектов транспортной инфраструктуры по обязательному ограждению пределов пункта пропуска, поскольку в комплекс мероприятий по обеспечению режима в пункте пропуска входит именно обозначение пределов пункта пропуска, что возможно как путем ограждения, так и обозначения специальными знаками.

Требования прокурора об обозначение пределов пункта пропуска специальными знаками судом удовлетворено.

Истцом не обоснованы требования, в связи с чем он полагает необходимым одновременно обозначить пределы пункта пропуска специальными знаками и возвести ограждение его территории, не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости ограждения территории пункта пропуска с учетом его месторасположения, степени уязвимости, характера окружающей местности, площади территории пункта пропуска и расположения зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска.

Представленные прокурором протоколы заседаний координационного совета пункта пропуска и акты комплексных проверок состояния режима пункта пропуска ссылку на обоснование необходимости ограждения территории пункта пропуска не содержат, а лишь констатируют факт отсутствия такого ограждения.

Свидетель ФИО6 также не смог пояснить в связи с чем необходимо оградить территорию пункта пропуска, сославшись лишь на то, что посторонние граждане мешают проведению пограничного контроля и на то обстоятельство, что иные пункты пропуска такое ограждение имеют. При этом свидетель пояснил, что считает необходимым установить ограждение территории пункта пропуска в виде забора, высотой не менее 2 метров, тогда как прокурор, как уже было указано судом, не обосновал в каком виде оно должно существовать и какие к нему должны предъявляться требования, оставив разрешение данного вопроса на усмотрение ответчика.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 раздела II Единых типовых требований для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создается система телевизионного (видео) наблюдения, которая предназначена для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.

По смыслу указанной нормы видеонаблюдение является техническим средством (оборудованием), необходимым для осуществления пограничного контроля в пункте пропуска.

На юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры в пунктах пропуска, возложена обязанность лишь по обеспечению режима.

Из пункта 6 Правил Режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, не следует, что обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, связано с проведением государственного (пограничного) контроля в пункте пропуска.

Прокурор в судебном заседании пояснил, что данная система видеонаблюдения должна быть выведена на пульт пограничных органов в помещения, занимаемые ими на основании договора безвозмездного пользования, для осуществления последними наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени.

В соответствие с действующим законодательством оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

Судом установлено, что помещения, которые занимает пограничная служба, в которые необходимо вывести систему телевизионного видеонаблюдения, переданы по договору безвозмездного пользования (что является использованием на законном основании) ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Как указывалось выше для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ создано ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

В силу изложенного, наличие в собственности у ОАО «РЖД» в пунктах пропуска объектов транспортной инфраструктуры не может свидетельствовать об обязанности ОАО «РЖД» оборудовать пункт пропуска системой телевизионного видеонаблюдения, прокурором в нарушение статьи 56 ГПК РФ соответствующие доказательства не представлены.

Кроме этого суд обращает внимание, что акты комплексной проверки состояния режима в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу РФ «Петухово» от 24.06.2015 и от 30.06.2016 не содержат ссылки на отсутствие системы телевизионного видеонаблюдения.

Согласно пункту 4 Правила Режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации актами руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, согласованными с начальниками пограничных органов и начальниками таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, а также с администрациями аэропортов (аэродромов), морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций (далее - объекты транспортной инфраструктуры), на основании настоящих Правил и с учетом местных условий, а также планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму этих объектов для каждого пункта пропуска, утверждаются правила режима, в которых определяются места и порядок въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.

Установленные места въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных должны быть оборудованы в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.

В представленных прокурором Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через государственную границу РФ «Петухово» места и порядок въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств не определены. В пункте 5 Правил имеется лишь ссылка, что уже установленные места въезда и выезда в пункт пропуска лиц и транспортных средств должны быть оборудованы.

В судебном заседании прокурор не оспаривал, что места въезда и выезда лиц и транспортных средств в пункте пропуска «Петухово» не определены, при этом не смог пояснить, почему именно ответчик единолично в отсутствие акта руководителя территориального органа Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, согласованного с начальником пограничного органа и с администрацией железнодорожного вокзала, должен определить места въезда и выезда лиц и транспортных средств в пункте пропуска «Петухово».

В связи с чем суд приходит к выводу, что на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по определению мест въезда и выезда лиц и транспортных средств в пункте пропуска «Петухово».

Поскольку места въезда и выезда лиц и транспортных средств в пункте пропуска «Петухово» не определены в установленном законодательстве порядке, на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по их оборудованию.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с частью 2 статьи 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

Статьей 333.20 НК РФ установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

Согласно пп. 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, пункту 1 статьи 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Требования прокурора удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Между тем, поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц, предъявив несколько самостоятельных требований неимущественного характера, то государственная пошлина должна быть взыскана в сумме 300 рублей за одно удовлетворенное требование.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность обозначить пределы железнодорожного грузо –пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Петухово (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес> специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Chek point».

В удовлетворении требований о возложении на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности оборудовать железнодорожный грузо –пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Петухово (Курганская область), расположенный по адресу: <адрес> ограждением, системой телевизионного видеонаблюдения, определить места для целей въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств и оборудовать данные места Курганскому транспортному прокурору – отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципального образования «Петуховский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2016 года в 16 час. 00 мин.

Судья А.А. Илюшина

Решение обжаловалось. Курганским областным судом 08.12.2016 оставлено без изменения.