ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-403/2016 от 27.04.2016 Дорогобужского районного суда (Смоленская область)

<данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е Дело г.

ИФИО1

27 апреля 2016 года

Дорогобужский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего (судьи): ФИО6,

С участием помощника прокурора <адрес>ФИО4,

При секретаре ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Уточнив требования, прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов <адрес>, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о внесении вышеуказанной платы ответчику как ресурсоснабжающей организации; обязании прекратить начисление и взимание указанной платы.

В обоснование требований указано, что действия ответчика по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат закону, поскольку ч. ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации при отсутствии решения общего собрания собственников о внесении этой платы непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Факты принятия общими собраниями собственников соответствующих решений в ходе прокурорской проверки не установлены.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по изложенным выше основаниям.

АО «АтомЭнергоСбыт», возражая против удовлетворения иска, в письменном отзыве ссылалось на то, что, поскольку не все управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории <адрес>, заключили с АО «АтомЭнергоСбыт» договоры на поставку энергоресурса потребителям, то есть не наступило событие, указанное в п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, то в силу п. 17 данных Правил исполнителем коммунальной услуги является АО «АтомЭнергоСбыт», обладающее правом требовать ее оплаты. Управляющие организации не могут производить сбор платы за электроэнергию на общедомовые нужды в связи с исключением из их тарифов данной услуги.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>ФИО4, представителя АО «АтомЭнергоСбыт», исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, поводом обращения прокурора в суд с настоящим иском стали многочисленные обращения граждан, проживающих в <адрес> и <адрес> в многоквартирных домах, находящихся в управлении различных управляющих организаций, по фактам выставления квитанций ресурсоснабжающей организацией по оплате электроэнергии на общедомовые нужды.

АО «АтомЭнергоСбыт» в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории <адрес>.

Филиалом «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» осуществляется начисление и сбор платы с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах на территории <адрес> и <адрес> за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, что подтверждается как объяснениями сторон, так и представленными квитанциями на оплату электроэнергии, заявлениями граждан о неправомерном взимании денежных средств, Положением о Дорогобужском участке Центрального отделения филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», Положением о филиале «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт».

Факты принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о внесении платы ресурсоснабжающей организации -АО «АтомЭнергоСбыт» в ходе прокурорской проверки не установлены, и данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги для нанимателей и собственников включает в себя плату за электроснабжение.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, собственники помещений и наниматели жилых помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, вправе производить оплату коммунальных услуг, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, только при принятии собственниками помещений этого дома решения на общем собрании о внесении платы за эти услуги ресурсоснабжающей организации.

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) определены понятия «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

В соответствии с п. 8, п. 9 Правил, положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают собственники помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, а исполнителем услуг -управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды, если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию.

Не заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями не свидетельствует о том, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги в домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями.

В силу п. 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.

Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.).

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

При изложенных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что между АО «АтомЭнергоСбыт» и управляющими организациями не заключены договоры на энергоснабжение в целях предоставления управляющими организациями коммунального ресурса потребителям, поэтому ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальной услуги и имеет право требовать оплаты за потребленную электроэнергию, управляющие организации не могут производить сбор платы за электроэнергию на общедомовые нужды в связи с исключением из их тарифов данной услуги, суд расценивает как несостоятельные.

Поскольку ответчик не управляет многоквартирными домами и не является исполнителем коммунальной услуги в <адрес> и <адрес>, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие решений общего собрания собственников правовых оснований для начисления и взимания с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не имеется.

Таким образом, исковое заявление прокурора <адрес>, поданное в интересах неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом в сфере жилищного законодательства, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов <адрес>, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о внесении вышеуказанной платы ресурсоснабжающей организации- АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт».

Обязать АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов <адрес>, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о внесении вышеуказанной платы ресурсоснабжающей организации- АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Дорогобужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты>ФИО6