Златоустовский городской суд Челябинской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Златоустовский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-404/2011
Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 02 марта 2011 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Закировой С.Л.
при секретаре Батуровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Цикунова А.А. о признании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа незаконным, обязании совершить действие,
у с т а н о в и л:
Цикунов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе дополнительного земельного участка, примерной площадью 500 кв.м, по для ведения личного подсобного хозяйства; обязании Администрации ЗГО выделить дополнительный земельный участок примерной площадью 500 кв. м., по для ведения личного подсобного хозяйства, после проведения работ по его формированию.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрации ЗГО с заявлением на отвод дополнительного земельного участка примерной площадью 500 кв.м. по для ведения личного подсобного хозяйства, на правах аренды. ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», в котором был опубликован протокол комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р, узнал, что ему отказали в отводе вышеуказанного земельного участка на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Данное решение считает незаконным, так как вышеуказанное постановление Правительства РФ, а так же земельное законодательство не содержат ограничений в предоставлении земельных участков, расположенных в границах зон объектов электросетевого хозяйства.
Заявитель Цикунов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Васильев Ю.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Представитель Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 - 11), в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с требованиями Цикунова А.А. не согласился, поскольку при формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учёт кадастровый инженер должен будет проверить, в том числе, и соблюдение охранных зон. В силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Администрация ЗГО обязана организовывать электроснабжение населения Златоустовского городского округа, соблюдение охранных зон, в случае предоставления земельного участка выявлять такого рода охранные зоны и ставить ограничения, в том числе и путём уменьшения испрашиваемого земельного участка. Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит норм, которые запрещают отвод земельных участков в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства. Спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте (л.д. 18-20).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.ст. 29, 34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Договор купли - продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Из положений ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года № 171-ЗО «О земельных отношениях» следует, что к компетенции органов местного самоуправления в числе прочих относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (далее Положение).
Данным Положением установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка (пп.9, 10 п.3).
Согласно п. 12 Положения критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего положения.
2) соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего Положения.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа.
Пунктом 13 предусмотрено, что в случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом, соответствие испрашиваемого земельного участка критериям предоставления, определяется Администрацией ЗГО.
Решение комиссии публикуется в газете «Златоустовский рабочий» (пп.3 п.6).
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Цикунов А.А. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, площадью 749 кв.м., и жилого дома, общей площадью 48, 8 кв.м., расположенных по (договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 6, свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Цикунов А.А. обратился в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе дополнительного земельного участка, примерной площадью 500 кв.м., по для ведения личного подсобного хозяйства, на правах аренды (л.д. 4).
Из п. 3 Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Цикунову А.А. отказано в отводе дополнительного земельного участка примерной площадью 500 кв.м., расположенного по , для ведения личного подсобного хозяйства, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (л.д. 5).
Из текста заявления (л.д. 3), объяснений представителя заявителя Васильева Ю.В. в судебном заседании следует, что с данным распоряжением Цикунов А.А. не согласен, поскольку земельное законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят и не ограничен в обороте.
Указанные доводы суд находит обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 87 ЗК РФ земли энергетики расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Правил, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территории. Из п. 4 следует, что земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются. В подп. 2 п. 10 Правил указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Анализ вышеуказанных положений Правил свидетельствует о том, что законодателем для зон, в которых расположены объекты электросетевого хозяйства и для земельных участков, расположенных в границах таких зон, установлены особые условия использования. Вместе с тем Правила не содержат указание на изъятие данных земельных участков из оборота, а так же на невозможность предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в пределах населенных пунктов.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу представителем ответчика не оспаривались. Так же им не оспаривалось, что спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нём (л.д. 21).
В соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с обязательным соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
В соответствии со ст. 36 (части 2 и 3) Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статьей 260 ГК РФ предусмотрено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании ст.ст. 56, 249 ГПК РФ на представителе Администрации ЗГО лежала обязанность представить суду доказательства того, что Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, либо утвержденные им Правила, содержат в себе какое - либо основание для запрета в предоставлении спорного земельного участка Цикунову А.А.
Какие - либо доказательства относительно данных обстоятельств суду представлены не были.
Из объяснений представителя Администрации ЗГО следует, что испрашиваемый земельный участок согласно схеме зонирования территории города находятся в зоне В.1. - зоне одноэтажной застройки, в которой предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Администрации ЗГО в части отказа Цикунову А.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не основано на законе. Иные основания для отказа в отводе спорного земельного участка органом местного самоуправления не приведены.
Принятое органом местного самоуправления решение об отказе в отводе земельного участка Цикунову А.А. вынесено в нарушение требований закона, а также нарушает предусмотренное ст.28 ЗК РФ право заявителя на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
С учетом изложенного суд находит требование Цикунова А.А. о признании незаконным распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе Цикунову А.А. дополнительного земельного участка, примерной площадью 500 кв.м, по для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 3 протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ) подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Цикунов А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлениями об отводе для ведения личного подсобного хозяйства на условиях аренды земельного участка примерной площадью 500 кв.м., расположенных При поступлении такого заявления, Администрация ЗГО должна была принять решение в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ и утвержденным решением городского собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», что сделано не было. Работы по формированию испрашиваемого земельного участка не проведены.
Указанная процедура установлена в целях защиты прав иных граждан и юридических лиц на получение в пользование на праве аренды, либо на ином виде права, спорного земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Администрацию ЗГО обязанность произвести отвод Цикунову А.А. испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства после проведения работ по их формированию, поскольку испрашиваемый участок полностью соответствуют критериям предоставления, определенным Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в .
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования Цикунова А.А. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе Цикунову А.А. дополнительного земельного участка, примерной площадью 500 кв.м, по , для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 3 протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ).
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа выделить Цикунову А.А. дополнительный земельный участок примерной площадью 500 кв. м., по , для ведения личного подсобного хозяйства, после проведения работ по его формированию.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Закирова С.Л.
Решение не вступило в законную силу