Берёзовский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Берёзовский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-404/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Березовка 02 апреля 2012 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Романовой О.А.,
с участием помощника прокурора Березовского района Серебренниковой Ю.В.,
при секретаре Медюк Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края действующего в интересах муниципального образования Березовский район, неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону Устава Березовского района Красноярского края в части,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края действующий в интересах муниципального образования Березовский район, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону Устава Березовского района Красноярского края в части.
Просил признать недействующими: пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 53, статью 57, пункт 8 статьи 57.2, абзац 2 пункта 3 статьи 57.2 Устава Березовского района Красноярского края.
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее - 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют в том числе уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан): 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ. а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Прокуратурой Березовского района в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 проведена проверка Устава, муниципального образования Березовский район (принят решением районного Совета Березовского района Красноярского края №11-40Р от 25.06.1998, в настоящее время действует в редакции решения Березовского районного Совета депутатов от 09.09.2011 №24-120Р «О внесении изменений и дополнений в Устав Березовского района Красноярского края»). Указанный Устав с последующими изменениями и дополнениями зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 18.10.2011 и официально опубликован в газете «» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее -- Устав). В ходе проверки. Устава установлено, что отдельные его положения противоречат положениям действующего законодательства.
Подпункт 22 п.1 ст.7 Устава предусматривающий, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях» противоречит п.23 ч.1 ст. 15 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района.
Пункт 1 ст.7 Устава, предусматривающий исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального района, противоречит ч.1 ст.15 131- ФЗ, согласно пунктам 5, 22, 28, 33 которой к вопросам местного значения муниципального района отнесены также: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных, пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
Пункт 1 ст.53 Устава в части, предусматривающий, что к собственным доходам бюджета района относится часть доходов от оказания, муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, противоречит п.7 ч.1 ст.55 131-ФЗ, согласно которой к собственным доходам местных бюджетов относится часть доходов от оказания казенными муниципальными учреждениями платных услуг; остающаяся после уплаты налогов и сборов.
Пункт 8 ст.57.2 Устава в части, предусматривающей, что размер пенсии исчисляется исходя из денежного содержания, по последней замещаемой, должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2.3 фактически установленного должностного оклада с учетом проведенных индексаций, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, противоречит ч.11 ст.8 Закона Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» от 26.06.2008 №6-1832, согласно которой размер пенсии может исчисляться исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и. приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями.
Абзац 2 п.3 ст.57.2 Устава предусматривает, что минимальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1000 рублей.
Согласно ч.5.1 ст.40 131-Ф3 гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления установлены Законом Красноярского края от 26.06.2008 №6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Указанным законом края минимальный размер пенсии за выслугу лет не установлен. Кроме того, ранее действовавший абзац 2 ч.4 ст.8 указанного Закона края, предусматривавший, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1000 рублей, утратил силу с принятием Закона Красноярского края от 03.03.2011 №12-5654 «О внесении изменений в статью 8 закона края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления,, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Прокуратурой Березовского района 10.10.2011 председателю Березовского районного Совета депутатов принесен протест на Устав Березовского района Красноярского края. Вместе с тем, до настоящего времени Устав района не приведен в соответствие с действующим законодательством.
15.02.2012 в связи с не внесением протеста прокурора района на Устав Березовского района Красноярского края на рассмотрение районного Совета депутатов, главе Березовского района ФИО1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Не приведением Устава района в соответствие с действующим законодательством нарушается право на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения Березовского района Красноярского края, поскольку в соответствии со ст.1 ФЗ- 131- вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Серебренникова Ю.В. заявленные требования поддержала по указанным в нем основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в результате проведенной проверки Устава Березовского района были выявлены нормы, противоречащие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закону Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» от 26.06.2008 года № 6-1832. По результатам проверки, в адрес председателя Березовского районного Совета депутатов был направлен протест с требованием внести его на рассмотрение в ближайшее время на сессию Березовского районного Совета депутатов. По сообщению Совета депутатов Березовского района вопрос о рассмотрении протеста в ближайшее время не ставится, в связи с чем, 15 февраля 2012 года главе Березовского района было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Представителем Березовского районного совета депутатов в суд представлен проект решения Березовского районного Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав Березовского района Красноярского края», однако данный проект представлен без даты, номера, сведений о том, что данный проект вынесен на рассмотрение сессии не имеется. Кроме того, некоторые вопросы подлежат утверждению на общественных слушаниях, не могут быть утверждены решением сессии, в связи с чем, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель Березовского районного совета депутатов ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования прокурора признала, суду пояснила, что указанные в заявлении прокурора нарушения имеют место быть, однако они будут устранены на ближайшей сессии Березовского районного совета депутатов 06.04.2012г. на которой будет рассматриваться, представленный проект о внесении изменений и дополнений в Устав Березовского районного совета, в связи с чем полагает заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Исходя из ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.4, п.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют в том числе уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования Березовкий район, принят решением районного Совета Березовского района Красноярского края № 11-40Р от 25.06.1998 года. В настоящее время действует в редакции решения Березовского районного Совета депутатов от 09.09.2011 года № 24-120Р «О внесении изменений и дополнений в Устав Березовского района Красноярского края». Указанный Устав с последующими изменениями и дополнениями зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 18.10.2011 года и официально опубликован в газете «» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что подпункт 22 пункта 1 статьи 7 Устава предусматривающий, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях» противоречит пункту 23 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района.
Пункт 1 статьи 7 Устава, предусматривающий исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального района, противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно пунктам 5, 22, 28, 33 которой к вопросам местного значения муниципального района отнесены также: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных, пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
Пункт 1 статьи 53 Устава в части, предусматривающий, что к собственным доходам бюджета района относится часть доходов от оказания, муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, противоречит пункту 7 части 1 статьи 55 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой к собственным доходам местных бюджетов относится часть доходов от оказания казенными муниципальными учреждениями платных услуг; остающаяся после уплаты налогов и сборов.
Пункт 8 статьи 57.2 Устава в части, предусматривающей, что размер пенсии исчисляется исходя из денежного содержания, по последней замещаемой, должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2.3 фактически установленного должностного оклада с учетом проведенных индексаций, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, противоречит части 11 статьи 8 Закона Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» от 26.06.2008 № 6-1832, согласно которой размер пенсии может исчисляться исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями.
Абзац 2 пункта 3 статьи 57.2 Устава предусматривает, что минимальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1 000 рублей. Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления установлены Законом Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Указанным законом края минимальный размер пенсии за выслугу лет не установлен. Кроме того, ранее действовавший абзац 2 части 4 статьи 8 указанного Закона края, предусматривавший, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1 000 рублей, утратил силу с принятием Закона Красноярского края от 03.03.2011 года № 12-5654 «О внесении изменений в статью 8 закона края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Из представленных в суд доказательств следует, что в рамках проведенной проверки прокуратурой района в адрес председателя Березовского районного Совета депутатов 10.10.2011 года был направлен протест с требованием внести его на рассмотрение в ближайшие сессии Березовского районного Совета депутатов и рассмотреть вопрос о приведении в соответствие с действующим законодательством Устава Березовского района. По сообщению Березовского районного Совета депутатов вопрос о рассмотрении протеста прокурора от 10.10.2011 года в ближайшее время не ставится, в связи с чем, прокуратурой района в адрес главы Березовского района 15.02.2012 года было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона. В указанном предостережении главой района, рукописным текстом указано, что указанные выше протест прокурора будет рассмотрен на ближайшей сессии районного Совета депутатов, с направлением решения в их адрес.
В материалах дела каких-либо документов, свидетельствующих о проведении сессии и рассмотрении на ней вопросов, указанных в протесте прокурора от 10.10.2011г., принятии по ним положительного решения не имеется. Требования, указанные в протесте прокурора Березовского района, представителем Березовского районного совета депутатов в судебном заседании не оспаривались.
В связи с чем, требования прокурора Березовского района Красноярского края являются законными и обоснованными, документов опровергающих данные обстоятельства не представлено, поэтому считаю, заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199, 249, 251, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.
Признать недействующими пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 53, статью 57, пункт 8 статьи 57.2, абзац 2 пункта 3 статьи 57.2 Устава Березовского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.А. Романова