2-404
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2013 года г. Порхов
Порховский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Малышева Ю. А.
при секретаре Федоровой Ю. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Порховского района о признании п. 1.2 и 1.4 Решения собрания депутатом сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об отверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречащими Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02. 03 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и содержащими коррупциогенный фактор.
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Порховского района обратился в суд с вышеуказанным иском в обосновании которого указал.
Проверкой, проведенной прокуратурой Порховского района, установлено, что отдельные положения Решения Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречат федеральному законодательству и содержат коррупциогенный фактор.
В решении имеются признаки коррупционной направленности, в части внесения изменений в статьи 24, 34 Устава поселения, которые устанавливают дополнительную гарантию в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере, установленном Собранием депутатов поселения, за счет средств местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня Главы поселения и муниципальным служащим.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06, 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В соответствии с п. «К, Н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемые государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Определение понятий гарантий и компенсаций в сфере трудовых отношений содержится в ст. 164 Трудового кодекса РФ.
Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. По общему правилу, гарантийные выплаты предназначены для предотвращения потерь в заработке, когда работник по независящим от него причинам не может выполнять своих трудовых обязанностей.
Компенсация - это денежные выплаты, предоставляемые работнику в целях возмещения затрат, понесенных им в процессе исполнения трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Случаи предоставления гарантий и компенсации перечислены в ст. 165 и ряде других норм Трудового кодекса РФ.
В федеральном законодательстве, а так же законодательстве Псковской области, устанавливающем правовое положение и гарантии лица, замещающим аналогичные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Псковской области подобные выплаты не предусмотрены как по кругу лиц, так и по основаниям их выплаты.
Более того, установленная анализируемым Положением периодичность осуществления выплаты (ежемесячно) является вознаграждением за труд муниципальных служащих, то есть по смыслу ст. 129 Трудового кодекса РФ является заработной платой.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02. 03. 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий исполняет обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, оплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно ст. 22 названного Федерального закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а так же из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяю размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а так же размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектом Российской Федерации.
Статьей 27 Закона псковской области от 30. 07. 2007 года № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области» установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада и ежемесячных выплат, определяемых данным законом. К их числу относятся: надбавки к должностному окладу за выслугу лет, за квалификационный разряд, за наличие ученой степени, за наличие почетного звания Российской Федерации, за исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий, размер которой определяется в зависимости от установленного круга обязанностей и в переделах средств, предусмотренных на оплату труда с составе субвенций бюджетов, ежемесячная премия по результатам работы.
Таким образом, гарантированных компенсационных выплат муниципальным служащим указанным Законом не предусмотрена.
Законом Псковской области от 19. 07. 2001 года № 145-оз «О статусе глав муниципального образования» установлен состав денежного содержания главы муниципального образования (ст. 13), гарантии (ст.11), однако компенсационных выплат, определенных в оспариваемом решении, в данном законе не предусмотрено.
Указанными законодательными актами так же не предусматривается возможность самостоятельного расширения органами местного самоуправления видов выплат в составе денежного содержания муниципальных служащих.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Пункт 5 ст. 5 Федерального закона от 02. 03. 207 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечиваемой посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.
В ст. 53 Федерального закона от 27. 07. 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим может предоставляться право на дополнительную гарантию в виде профессиональной переподготовки, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Определение понятий профессиональной подготовки, повышение квалификации и стажировки закреплено в Постановлении Правительства РФ от 06. 05. 2008 года № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной подготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Профессиональной переподготовкой является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Повышением квалификации является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью новых способов решения профессиональных задач.
Стажировкой является изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а так же закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.
Таким образом, дополнительная гарантия в виде обеспечения условий повышения профессионального уровня муниципальных служащих предусмотрена федеральным законодательством и заключается в сохранении на данный период замещаемой должности и денежного содержания.
Кроме того, исходя из изложенного, полагает, что принятие нормативно-правового акта, устанавливающую подобную дополнительную гарантию в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере, установленном Собранием депутатов сельского поселения Дубровенская волость, за счет средств местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня, выходит за пределы компетенции органов местного самоуправления, определенной федеральным законодательством и образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. п. «Д» п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26. 02. 2010года № 96.
Прокуратурой Порховского района 28. 05. 2013 года было направлено заключение на проект Решения Собрания депутатов сельского поселения Дубровенская волость «О проекте изменений и дополнений в Устав муниципального образования Дубровенская волость указывающее на противоречие отдельных норм Решения федеральному законодательству и наличие коррупциогенных факторов. Предложения прокуратуры района не учтены и оставлены без изменений.
Просит суд признать п. 1.2 и 1.4 Решения собрания депутатом сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об отверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречащими Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02. 03 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и содержащими коррупциогенный фактор.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Колодий В. А. на заявленных требования, изложенных в исковом заявлении настаивает в полном объеме, считает из законными и обоснованными. Просит суд признать п. 1.2 и 1.4 Решения собрания депутатом сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об отверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречащими Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02. 03 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и содержащими коррупциогенный фактор.
Представитель Администрации Дубровенской волости Порховского района ФИО1 исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что оснований для их удовлетворения не имеется. Не согласен с прокурором, считает, что в данном случае оспариваемый акт не выходит за рамки Федерального и областного законодательства, в Российской Федерации гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, считает, что в данном случае они не превышали своих полномочий. Формулировку, которую оспаривает прокурор считает приемлемой. Муниципальные служащие Дубровенской волости повышают свой профессиональный уровень каждый день, они работают, читают литературу. Полагает, что никакой коррупционный фактор в данном случае, не содержится и просит суд в искеотказать».
Представитель третьего лица ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась. В судебном заседании пояснила. 26 августа 2013 года была осуществлена регистрация муниципального правового акта об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года. Данное решение соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным законам РФ, Уставу Псковской области, законам Псковской области, включено в государственный реестр уставов муниципальных образований и не содержит коррупциогенных факторов. В п.п. 1.2 Решения Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» говорится о дополнении в ст. 24, установления дополнительных гарантиях главе поселения в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере, установленном Собранием депутатов поселения, за счет средств местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня. В п. п. 1.4 Решения Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» ст. 34 дополнить п. 5 следующего содержания: муниципальным служащим, кроме гарантий предусмотренных Федеральным законодательством, Трудовым кодексом РФ, дополнительно устанавливается ежемесячная гарантированная компенсационная выплата в фиксированном размере, определенном Собранием депутатов поселения в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня муниципальных служащих. В соответствии с п. п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Разработка проекта входит в компетенцию Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость».Проект в части изменений в ст. ст. 24, 34 Устава поселения устанавливает дополнительную гарантию, право на предо на предоставление которой предусмотрено п. 3 ст. 23 Федерального закона от 02. 03. 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Право на предоставление дополнительной гарантии в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере, установленном Собранием депутатов поселения за счет местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня предоставлено п. 8 ст. 11 Закона псковской области от 19. 07.. 2001 года № 145-оз «О статусе Главы муниципального образования».
Право на предоставление дополнительной гарантии в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере, установленном Собранием депутатов поселения, за счет местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня предоставлено п. 5 ст. 28 Закона Псковской области от 30. 07. 2007 года № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области». Данная дополнительная гарантия не входит в денежное содержание муниципальных служащих и не является оплатой труда. Периодичность предоставлений данной дополнительной гарантии не свидетельствует, что данная гарантия является составляющей заработной платы муниципального служащего.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ к данной дополнительной гарантии муниципальных служащих не применима. Решение Собрания депутатов предусматривает установление дополнительной гарантии муниципальным служащим, как одной из форм социальной защиты муниципальных служащих на территории сельского поселения. Повышение профессионального уровня муниципальных служащих может происходить в различных формах, ответственность за повышение своего уровня лежит на муниципальном служащем Определения, нормы, установленные в Постановлении Правительства РФ от 06. 05. 2008 года № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ», в данном случае не применимы, так как профессиональной переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой не ограничиваются способы повышения профессионального уровня муниципальных служащих. Право на установление Уставом муниципального образования дополнительных гарантий предоставлено местному самоуправлению как федеральным, так и законодательством субъекта РФ и не выходит за пределы компетенции органов местного самоуправления и не образует коррупциогенный фактор. Решение принято надлежащим органом в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, зарегистрировано, и не содержит коррупциогенных факторов.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований прокурором Порховского района, последующим основаниям.
В соответствии с п. п. «К, Н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсация - денежные выплаты, установленные в целях возмещения затрат, связанных с исполнением работниками трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона РФ от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона РФ от 02. 03. 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе» указано, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть представлены дополнительные гарантии.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Закона Псковской области от 19. 07. 2001 года № 145-оз (в редакции от 08. 07.. 20013 года) «О статусе главы муниципального образования» уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные гарантии для главы муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона Псковской области от 30. 07. 2007 года № 700-оз (в редакции от 08. 07. 20013года) «Об организации муниципальной службы в Псковской области уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Решение Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость № 127 от 26 июня 2013 года «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области 26 августа 2013 года. При этом была проведена антикоррупционная экспертиза и дано заключение о соответствии муниципального правового акта Конституции РФ, федеральным законам, Уставу Псковской области и законам Псковской области.
Таким образом, оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу, что Решение Собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость» № 127 от 26 июня 2013 года «Об утверждении изменений и дополнений в устав муниципального образования «Дубровенская волость», в части внесения изменений в ст. ст. 24 и 34 Устава, устанавливающего дополнительную гарантию в виде ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты в фиксированном размере за счет средств местного бюджета, в целях обеспечения условий для повышения профессионального уровня Главе поселения и муниципальным служащим не противоречит действующему федеральному и областному законодательству.
Данная дополнительная гарантия не входит в денежное содержание муниципальных служащих и не является оплатой труда. Периодичность предоставления дополнительной гарантии не свидетельствует, что данная гарантия является составляющей заработной платы муниципального служащего. Решение Собрание депутатов предусматривает установление дополнительной гарантии муниципальным служащим, как одной из форм социальной защиты муниципальных служащих на территории сельского поселения. Право на установление Уставом муниципального образования дополнительных гарантий предоставлено местному самоуправлению федеральным законодательством и законодательством Псковской области.
Повышение профессионального уровня муниципальных служащих может происходить в различных формах. Ответственность за повышение своего профессионального уровня лежит на муниципальном служащем. Муниципальное образование Дубровенская волость предоставляя данную дополнительную гарантию создает условия для реализации муниципальными служащими своих обязанностей. Нормы, установленные в Постановлении Правительства РФ от 06. 05. 2008 года № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих РФ» в данном случае не применимы, так как профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка не ограничивает способы повышения профессионального уровня муниципальных служащих.
Кроме того, прокурор Порховского района просит суд признать п. 1.2 и 1.4 Решения собрания депутатом сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об отверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречащими Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02. 03 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и содержащими коррупциогенный фактор. При этом не указал, каким именно нормам Трудового кодекса и Федерального закона № 25-ФЗ от 02. 03 2007 года противоречит Решение собрания депутатов сельского поселения Дубровенская волость от 26. 06. 2013года № 127.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Порховского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Прокурору Порховского района в иске о признании п. 1.2 и п. 1.4 Решения собрания депутатов сельского поселения «Дубровенская волость» от 26. 06. 2013 года № 127 «Об отверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Дубровенская волость» противоречащими Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02. 03 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и содержащими коррупциогенный фактор отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца, путем подачи жалобы в Порховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2013 года.
Председательствующий: судья Малышев Ю. А.
С подлинным верно: судья Малышев Ю. А.
Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.