РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По делу № 2 – 4040/2018
28 ноября 2018 года гор. Краснодар
Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:
Председательствующего: судья Гончаров О.А.
При секретаре Носковой Л.А.
С участием истца – ФИО1 и ее представителя ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Авиационная компания «Якутия»» о взыскании штраф за задержку авиарейса,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (с учетом интересов несовершеннолетнего ФИО3) обратилась в суд с иском к АО «Авиационная компания «Якутия»» о взыскании штрафа за задержку авиарейса по маршруту Краснодар – Прага – Краснодар в пользу ФИО1 (с учетом интересов ФИО3) в размере 20 300,00 рублей, пени за просрочку оказания услуг в размере 9 135,00 рублей (на двух пассажиров), пени за просрочку удовлетворения требований потребителя в размере 24 969,00 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000,00 руб., расходов на оплату юридических услуг в размере 20 000,00руб..
В ходе судебного разбирательства ФИО1 увеличила свои исковые требования, просила взыскать с ответчика пеню за просрочку удовлетворения требований потребителя до 37 961,00 рублей, в остальной части настаивала на удовлетворении исковых требований в первоначальной редакции.
Ответчик – АО«Авиационная компания «Якутия»», - в судебное заседание не явился, в связи с удаленностью места нахождения от места рассмотрения дела просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд возражения на иск, в которых предъявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Принимая во внимание, что АО«Авиационная компания «Якутия»» извещена о месте и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дела в ее отсутствие, выразила свою правовую позицию по предъявленному иску, суд считает, что рассмотрение дела в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии со статьей 167 ГПК РФ возможно и не нарушает прав АО«Авиационная компания «Якутия»» на судебную защиту.
Истец и ее представитель не возражали против рассмотрения дела в отсутствие АО«Авиационная компания «Якутия»».
Выслушав истца и его представителя, ФИО2, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно Приложению № к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вместе со своим несовершеннолетним сыном, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., заказали через туроператора ООО «Европорт» тур в <адрес> (Чехия) сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам Договора № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО3 были забронированы авиабилеты на следующие рейсы:
ДД.ММ.ГГГГ рейс R3763 по маршруту «Краснодар – Прага» АО «Авиационная компания «Якутия»», вылет из <адрес> 08:05, прибытие в <адрес> 10:15;
ДД.ММ.ГГГГ рейс R3764 по маршруту «Прага – Краснодар» АО «Авиационная компания «Якутия»», вылет из <адрес> 11:10, прибытие в <адрес> 15:25;
ДД.ММ.ГГГГФИО1 были приобретены электронные авиабилеты авиационной компании «Якутия» для осуществления перелета совместно с сыном – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по маршруту «Краснодар-Прага» ДД.ММ.ГГГГ рейсом R3 763 и по маршруту «Прага-Краснодар» ДД.ММ.ГГГГ рейсом R3 764.
Проживание в Отеле «ANKORA3», адрес: <адрес>, двухместный стандартный номер, питание – завтраки, даты заезда/выезда 27.08.20 17 – ДД.ММ.ГГГГ, количество ночей 7, трансферы по маршруту «аэропорт – отель – аэропорт», тип трансфера – групповой, транспорт – автобус.
Однако свои обязательства по своевременной перевозке в пункт перевозки (туда и обратно) авиаперевозчик не исполнил, допустил задержку рейсов, в связи с чем сроки пребывания ФИО1 и ее сына в <адрес> изменились на время задержки рейсов.
Судом установлено, что в нарушение условий договора перевозки, вылет рейса по маршруту «Краснодар-Прага» ДД.ММ.ГГГГ рейсом R3 763был произведен из Краснодара в 15-50 часов, при этом прибытие авиарейса в аэропорт <адрес> состоялось приблизительно в 20-00.
Вылет же по маршруту Прага-Краснодар рейсом R3 764 авиакомпании «Якутия» должен был быть осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в 11-10 часов, прибытие в <адрес> в 15-25 часов, однако, в связи с не прибытием самолета, вылет рейса был задержан до 18-10 часов, прибытие самолета в аэропорт <адрес> состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 22:37.
Так, по вине авиаперевозчика, ФИО1 и ФИО3 были лишены возможности полноценного отдыха, поскольку по договору туристских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, прилет в <адрес> (Чехия) и заселение в отель должно было быть произведено в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ, по факту заселение в отель было произведено ночью ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поздним приездом.
При этом, за время задержки рейса Прага-Краснодар, авиаперевозчиком не была предоставлена возможность связи с родственниками, также не было осуществлено размещение в гостинице на время ожидания рейса.
В связи с задержкой отправления и прибытия рейсов ФИО1 направила в адрес АО «Авиационная компания «Якутия»» претензию с требованием уплатить штраф за задержку рейса по маршруту Краснодар – Прага – Краснодарв пользу ФИО1 (с учетом интересов ФИО3) в размере 20 300,00 рублей, пеню за просрочку оказания услуг в размере 9 135,00 рублей (на двух пассажиров).После представления ФИО1 полных банковских реквизитов для перечисления денежных средств АО «Авиационная компания «Якутия»» письмом № от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение в удовлетворении претензии отказать, мотивируя это тем, что «пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Пунктом 3 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком по договору о реализации туристического продукта несет туроператор. В связи с чем в удовлетворении претензии отказано».
Суд считает несостоятельными доводы Ответчика относительно мотивов отказа в удовлетворении претензии ФИО1, повторенных в возражениях на иск. Как установлено судом, туроператор в данном случае в полном объеме исполнил свои обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ: подобрал компанию авиаперевозчика по маршруту «Краснодар – Прага – Краснодар», время отбытия и прибытия истца и ее сына самолетами АО «Авиационная компания «Якутия»» из <адрес> в <адрес> (Чехия) и обратно, подобрал номер в отеле <адрес> для проживания Истца и ее сына, маршрут по <адрес>.
В связи с исследованными доказательствами суд находит доказанными доводы ФИО1, что нарушение порядка туристического отдыха ФИО1 и ее сына в <адрес> (Чехия) произошло по вине именно авиаперевозчика – АО«Авиационная компания «Якутия»».
Истцом представлен актуальный расчет причитающихся ему ко взысканию денежных средств, исследовав его, суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Из содержания статьей 794 ГК РФ следует, что перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 101 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВКРФ) международная воздушная перевозка – воздушнаяперевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (ч.2). Коммерческая воздушная перевозка – воздушнаяперевозка, предоставляемая за плату (ч.3).
В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
В соответствии со статьей 116 Воздушного Кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
Согласно статьей 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Согласно статьей 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N82 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)», чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
Согласно пункту 74 Правил в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Пунктом 75 Правил установлено, что перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее – маршрутперевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки.
В соответствии с пунктом 76 Правил перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Статьей 120 Воздушного кодекса РФ установлено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Размер штрафа за задержку рейса по маршруту Краснодар-Прага составляет 13650,00 рублей — на одного человека; 15600,00 рублей — за задержку рейса по маршруту Прага-Краснодар.
Поскольку стоимость одного авиабилета составляет 10 150,00 рублей, к выплате подлежит штраф в размере:
5075,00 рублей — 50% стоимости билета
2 — количество пассажиров
10 150,00 рублей — размер штрафа за задержку рейса по маршруту Краснодар-Прага; 10 150,00 — размер штрафа за задержку рейса по маршруту Прага-Краснодар — с учетом возмещения в пользу ФИО1 и ФИО3.
Статьей 309 ГК РФ установлено, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – всоответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 28 ФЗ «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – срокиначала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Статьей 28 ч.5 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена– общейцены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Таким образом, в соответствии с ч.5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» подлежит уплате пеня в размере:
задержка рейса по маршруту Краснодар-Прага — 8 часов
10 150 рублей — стоимость одного билета
304,50 рублей — 3%
размер пени в пользу одного пассажира — 2 436,00 рублей
размер пени в пользу двух пассажиров — 4 872,00 рублей
задержка рейса по маршруту Прага — Краснодар — 7 часов
10 150 рублей — стоимость одного билета
304,50 рублей — 3%
размер пени в пользу одного пассажира — 2 131,50 рублей
размер пени в пользу двух пассажиров — 4 263,00 рублей.
Пеня за просрочку удовлетворения требований потребителя – 1%;
стоимость одного билета – 10150 рублей;
1% от стоимости 1 билета –101,50 рублей;
период просрочки –187 дней
Размер пени за 187 дней просрочки на 1-го пассажира составляет:10150*0,01*187 = 18980 рублей 50 копеек.
Размер пени за 187 дней просрочки на 2-х пассажиров составляет:18980,50*2 = 37961,00 рубль.
Статьей 393 п. 1, 2 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно п.п.1 и 2 статьи 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Согласно статьи 15 Закона о защите прав потребителя и статьи 151 ГК моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренный законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Так, действиями авиаперевозчика истцу – ПанковойЕлене Е. и ее сыну,ФИО3 был причинен моральный вред, который выразился в том, что по вине Ответчика они были лишены возможности отдыха на который рассчитывали, а именно в связи с задержкой рейса, срок их отдыха в городе Прага был фактически сокращен на один день. Более того, отсутствие своевременного уведомления о задержке вылета как в одном, так и в другом направлении, вызвало у них не только моральные переживания, но и физические неудобства. Причиненный моральный вред, истцы оценили в размере 100 000рублей.
В данной части иска суд, руководствуясь принципом соразмерности и разумности, считает возможным присудить ФИО1 (с учетом интересов ее несовершеннолетнего сына, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) сумму компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 13 (пунктом 6) Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с удовлетворением исковых требований ФИО1 суд взыскивает с АО«Авиационная компания «Якутия»» штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет 3 121 рублей 88 копеек.
В связи с удовлетворением исковых требований ФИО1 суд в соответствии со статьей 100 ГПК РФ присуждает ей расходы на оплату услуг представителей в сумме 20 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к АО«Авиационная компания «Якутия» о взыскании штрафа за задержку авиарейса по маршруту Краснодар – Прага – Краснодар. Неустойки, пени, компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично.
Взыскать с АО«Авиационная компания «Якутия»»в пользу ФИО1 (с учетом интересов ФИО3) штраф за задержку авиарейса по маршруту Краснодар – Прага – Краснодар в размере 20 300,00 рублей, пени за просрочку оказания услуг в размере 9 135,00 рублей (на двух пассажиров), пени за просрочку удовлетворения требований потребителя в размере 37 961,00 рубля, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 20 000 рублей.
Взыскать с АО«Авиационная компания «Якутия»» в пользу ФИО1 (с учетом интересов ФИО3) штраф за нарушение прав потребителей в размере 50% от размера взысканных денежных средств, то есть 48 698 руб.
Взыскать с АО«Авиационная компания «Якутия»» госпошлину в пользу государства в размере 3 121 рубль 88 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ