Дело № 2-4040/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Челябинск 17 июля 2017 года Центральный районный суд г.Челябинска в составе: Председательствующего судьи Е.А.Котляровой при секретаре Т.С.Волосковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об отмене решения, вынесении нового решения, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об отмене решения, вынесении нового решения после пересмотра обстоятельств, описанных в первоначальной претензии и заявлении, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 21.12.2016 г. он обратился с претензией к ответчику с описанием нарушений законодательства, совершенных ООО «Сетелем Банк». В своем ответе ответчик сообщил, что он не является арбитром в отношениях между кредитором и должником, основанных на договоре потребительского кредита и дальнейшую оценку деятельности ООО «Сетелем Банк» проводить отказался. С указанным ответом истец не согласился. В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Третье лицо - представитель ООО «Сетелем Банк» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.12.2016 г. ФИО1 обратился с заявлением в Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, с просьбой осуществить проверку правомерности действий ООО «Сетелем Банк». В своем заявлении ФИО1 указал, что: 1) ООО «Сетелем Банк» ему был выставлен штраф за непредставление полиса КАСКО в размере 10000 рублей. Этот штраф был списан в первую очередь при поступлении очередного ежемесячного платежа по кредиту. В связи с чем банк нарушил п.20 ст.5 ФЗ «О потребительском кредите» о порядке списания денежных средств, а также п.12 ст.6 ФЗ «О потребительском кредите», который предусматривает требование банком полного досрочного погашения кредита в случае невыполнения условия договора кредитования страховать заложенное имущество, штраф законом не предусмотрен; 2) Истец написал претензию в ООО «Сетелем Банк» с отказом от услуги СМС-информатор. На 21.11.2016 г. было назначено списание данной суммы в счет погашения основного долга и в ответе на претензию была указана новая сумма ежемесячного платежа. По факту же сумма за неиспользованную услугу СМС-информатор была списана в счет штрафа за непредставление полиса КАСКО; 3) 19.12.2016 г. ООО «Сетелем Банк» отказал ФИО1 в погашении кредита в полном объеме и предоставлении информации о сумме, необходимой для полного досрочного погашения кредита, что является нарушением ст.11 ФЗ «О потребительском кредите». После полного досрочного погашения кредита на расчетном счете образовался положительный остаток, который банк согласился вернуть после оплаты комиссии за перевод денежных средств. Письмом от 18.01.2017 г. исх. №С59-4-1-1—0Т/1530 Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Центральном федеральном округе ответило ФИО1 на его заявление, указав, что осуществление оценки по заявлениям физических и юридических лиц условий, заключаемых кредитными организациями гражданско-правовых договоров, а также действий кредитной организации как стороны по договор не входит в установленную законодательством Российской Федерации компетенцию Банка России, поскольку Банк России не является экспертным учреждением; Банк России не обладает информацией о договорах, заключенных кредитной организацией с ее клиентами без участия Банка России, а также не вправе давать банкам обязательные к исполнению указания иначе как в случаях, определенных законодательством. Разъяснило ФИО1 к каким органам необходимо обратиться, если он считает, что при оформлении кредита ему предоставлена недостоверная информация, нарушены его права как субъекта персональных данных, либо условия договора, действия (бездействия) банка неправомерны и ущемляют его права и охраняемые законом интересы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно статьям 4 и 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России )», Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В силу статьи 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России )» для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций(их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров. В соответствии с Инструкцией Банка России от 25.02.2014 № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации ( Банка России )», инспекционная деятельность Банка России - составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций, в том числе структурных подразделений кредитных организаций (головных офисов кредитных организаций, обособленных подразделений кредитных организаций (представительств и филиалов кредитных организаций ) и внутренних структурных подразделений кредитных организаций (их филиалов) (далее при совместном упоминании - кредитные организации (их филиалы), и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение. Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями (служащими) Банка России (далее - уполномоченные представители Банка России ) (пункт 1.2.) Уполномоченные представители Банка России проводят три вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные, тематические и специализированные. Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарный год (пункт 2.1.). Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются: наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России, включая неисполнение кредитными организациями, являющимися операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры предписаний Банка России об устранении нарушений, влияющих на бесперебойность функционирования платежных систем; изменение финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитных организаций и перспектив деятельности кредитных организаций, в том числе подверженности кредитных организаций рискам, качества управления кредитных организаций, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля; выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций(их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней; необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России; обращения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; обращения центральных банков и (или) иных органов надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор и (или) надзор и наблюдение в национальных платежных системах иностранных государств; случаи, определенные федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России, в том числе регулирующими порядок предоставления кредитным организациям кредитов (размещения в кредитных организациях банковских депозитов) Банком России, федеральными органами и (или) организациями, порядок осуществления Банком России с кредитными организациями сделок РЕПО, операций «валютный своп», а также выдачи гарантий (поручительств) Банком России, федеральными органами и (или) организациями; предложения Агентства в случаях, предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Указанием Банка России № 1542-У; иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) (пункт 4.1.) Согласно Инструкции Банка России от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации ( Банка России )», проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора (пункт 1.1). Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации. Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам (пункт 1.3.). В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России )», в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев. Разрешая заявленные ФИО1 требования, учитывая вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Центрального банка РФ по поручению на проведение проверки, тогда как Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации на момент обращения ФИО1 с заявлением не было уполномочено на проведение проверок, что подтверждает обоснованность оспариваемого истцом ответа. Кроме того, из приведенных выше положений действующего законодательства также следует, что законом не предусмотрено проведение Центральным банком Российской Федерации каких-либо проверок кредитных организаций (их филиалов) по факту обращения физических лиц. Проведение проверок и применение предусмотренных законом мер по отношению к нарушителям является правом Центрального банка Российской Федерации и возложение такой обязанности на Центральный банк Российской Федерации законом не предусмотрено. Согласно ст.12 Федерального закона РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Проанализировав доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации предприняты все необходимые действия, предусмотренные Федеральным Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение ФИО1 по существу рассмотрено, о чем дан мотивированный ответ, соблюдены сроки рассмотрения обращения ФИО1 При изложенных обстоятельствах суд считает, что отсутствуют основания для признания оспариваемого решения Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации области незаконным. Также, судом учитывается, что исковое заявление не содержит указаний о том, какие именно права истца были нарушены ответчиком, к каким неблагоприятным для истца последствиям привело предполагаемое истцом нарушение его прав ответчиком, тогда как в силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Рассматривая требования ФИО1 о возмещении морального вреда суд исходит из следующего. Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. ФИО1 суду не представлено никаких доказательств причинения ему морального вреда. Его доводы о причинении ему морального вреда, выразившегося в необходимости обращаться в суд для защиты нарушенных прав и свобод, изучать нормативную базу, готовить исковое заявление, доказательную базу, участвовать в судебном заседании, договариваться с работодателем об отсутствии на рабочем месте, делегировать на время отсутствия свои рабочие обязанности другим сотрудникам, суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства Российской Федерации. Принимая во внимание, что требования иска оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания судебных издержек – не имеется. руководствуясь ст. ст. 12, 98, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об отмене решения, вынесении нового решения, компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска Председательствующий Е.А. Котлярова Копия верна. Судья Е.А. Котлярова Секретарь |