ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4043/2021 от 28.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-4043/2021

УИД 04RS0007-01-2021-005290-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2021 года г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Баторова Д.А., при секретаре Майдариевой Э.О., с участием представителя ответчика РГУ "Центр социальной поддержки населения" ФИО1, действующего на основании доверенности от 07.09.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Республиканскому Государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о восстановлении права на получение компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обращаясь к Республиканскому Государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" в лице РГУ "Центр социальной поддержки населения" Северного отдела социальной поддержки населения, просит восстановить право на получение компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления, взыскать с ответчика компенсацию на оплату жилых помещений, отопления в сумме 48000 руб.

Требования мотивированы тем, что при обращении в РГУ "Центр социальной поддержки населения" Северный отдел социальной поддержки населения для получения компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления истцу было отказано 04.05.2021 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия».

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, в связи с удалённостью проживания, просила рассмотреть без её участия.

Представитель ответчика РГУ "Центр социальной поддержки населения" ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку такое право у истца отсутствует, договор социального найма жилого помещения при наличии собственника является ничтожной сделкой, не была надлежаще оформлена Администрацией как выморочное имущество, не поставлено на баланс сельской Администрации. При этом, согласно Постановления.

Заслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО4 работает с *** в должности педагога дополнительного образования Учебно-производственного комбината, проживает по адресу: <адрес> (диплом о профессиональной переподготовке от *** выданный <данные изъяты> программе «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»)

Согласно, выписки из Росреестра по Республике Бурятия от 30.04.2021 жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2 (л.д.46, с оборота-47).

ФИО2 умерла *** согласно записи акта о смерти ... от ***, место государственной регистрации <адрес>.

Согласно сведений Федеральной нотариальной палаты наследственное дело в отношении наследственного имущества умершей ФИО2 не заводилось.

На основании Договора социального найма жилого помещения от 09.02.2009 №90, в последующем перезаключенного с нанимателем ФИО5 и Администрацией МО СП «Муйская сельская администрация» (№ 237 от 20.07.2020), передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем вселена в том числе истец.

Истец зарегистрирована по вышеуказанному адресу с 11.02.2005 года.

Доводы представителя ответчика о признании ничтожной сделкой заключение договора социального найма с истцом, поскольку Администрация Муниципального образования сельского поселения «Муйская сельская администрация» не имела полномочий на его заключение, как не являющая собственником жилого помещения суд находит не состоятельным.

В силу статьи 153 Гражданского кодекса сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

При этом, исходя из положений пунктов 1 статей 1152, 1157 Гражданского кодекса, полагаем, что наследование выморочного имущества сделкой не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 Гражданского кодекса), имущество умершего считается выморочным.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса иное выморочное имущество, не перечисленное в пункте 2 статьи 1151 Гражданского кодекса, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1162 Гражданского кодекса свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Свидетельства о праве на наследство выдают нотариусы (пункт 27 части первой статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате)).

В соответствии со статьей 71 Основ о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В данном случае какой-либо вины в действиях Администрации сельского поселения, тем более истца при заключении договора социального найма суд не усматривает, сам договор не оспорен наследниками или иными заинтересованными лицами на протяжении длительного времени.

Из ответа Администрации сельского поселения от 21.10.2021 следует, что в связи с давностью заключения договора социального найма от 09.02.2009 №90 не представляется возможным выяснить, проводилась или нет процедура принятия данного жилого помещения как выморочного имущества. Никаких заявлений, обращений, претензий от предполагаемых наследников предыдущего собственника, от нотариуса и прочих лиц по вопросу собственности на данный жилой дом в администрацию не поступало.

Согласно справки ООО «Муйское-Бюро технической инвентаризации» от 05.02.2021 общая площадь помещения по адресу: <адрес> составляет 55,5 кв.м., имеется печное отопление (л.д.45, с оборота).

ФИО4 представила расписку от 28.01.2021 от ФИО6, что получил от истца 48000 руб. в счет оплаты стоимости дров в объеме 40 куб.м.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия осуществляются согласно: Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 №1047-III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия»; меры социальной поддержки, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством распространяются на педагогических работников республиканских государственных образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций (далее - образовательные организации).

Лицам, указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи, проживающим в жилых домах, не имеющих центрального отопления, по их желанию выплачивается денежная компенсация понесенных ими расходов на приобретение твердого топлива (ст.3.1 ч.2).

Постановления Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 №466 «О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия».

Согласно п. 10 Приложения №2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам республиканских государственных образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, руководителям образовательных организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений образовательных организаций и их заместителям, бывшим педагогическим работникам образовательных организаций, переведенным специалистами в организации, реализующие программы спортивной подготовки, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 N 466 размер компенсации расходов на оплату твердого топлива за текущий календарный год специалистам, проживающим в жилых помещениях с печным отоплением, определяется исходя из фактических расходов на оплату твердого топлива за текущий календарный год, но не более размера, рассчитанного исходя из предельных цен на твердое топливо, установленных Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, и нормативов расхода твердого топлива на 1 квадратный метр жилого помещения по муниципальным образованиям, приведенных в приложении к настоящему Порядку.

Согласно норматива расхода твердого топлива для жилых домов по 1985 г. постройки при использовании для отопления дровами в Муйском районе Республики Бурятия на 1 кв.м жилого помещения требуется 0,64 куб.м., а не 9 куб.м как ошибочно полагает представитель ответчика, применяя п.2.2 Приложения №1 к Порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, которое в данном споре не применимо поскольку установлены для другой категории работников, за исключением педагогических работников республиканских государственных образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций.

Поскольку жилое помещение общей площадью 55,5 кв.м (л.д.45, 46, с оборота), год постройки 1982 года, то возмещению подлежит расход твердого топлива за 35,52 куб.м.

Всем вышеизложенным параметрам истец соответствовала, вместе с тем, при обращении истца в РГУ "Центр социальной поддержки населения" Северного отдела социальной поддержки в выплате компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления, 04.05.2021 ей было отказано, с формулировкой, что право на меры социальной поддержки по категории «педагогический работник в сельской местности» отсутствует.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО4 относится к категории «педагогический работник в сельской местности», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке от 02.06.2021 выданный ООО «Инфоурок» по программе «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», копией трудовой книжки.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В ч. 3 ст. 196 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Материально-правовое требование направлено на защиту прав и законных интересов истца, удовлетворение которого влечет восстановление прав лица его заявившего. Поскольку иным способом ФИО4 лишена возможности восстановить свое нарушенное право, то признание за ней права на получение компенсации расходов по оплате жилых помещений, соответствует требованиям положений ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 №466 специалисты, проживающие в жилых помещениях с печным отоплением, представляют в подразделение РГУ документы, подтверждающие расходы специалиста на приобретение твердого топлива за текущий календарный год (п.3).

В качестве документов, подтверждающих расходы специалиста на оплату твердого топлива за текущий календарный год, принимаются платежные документы, подтверждающие факт оплаты специалистом твердого топлива, расписки в получении платежей, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного твердого топлива, его стоимости и дате приобретения, фамилии, имени, отчестве (последнее при наличии), месте жительства покупателя и продавца твердого топлива.

В качестве документов, подтверждающих расходы специалиста на оплату твердого топлива за текущий календарный год, принимаются платежные документы, подтверждающие факт оплаты специалистом твердого топлива, расписки в получении платежей, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного твердого топлива, его стоимости и дате приобретения, фамилии, имени, отчестве (последнее при наличии), месте жительства покупателя и продавца твердого топлива.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 №466 допускается предоставление заявителем расписки с указанием необходимых реквизитов.

Истец представила расписку о приобретении твердого топлива в объеме 40 куб.м за 48000 руб., указанная расписка содержит все данные ФИО, место жительства продавца и покупателя, содержит сведения о виде и количестве приобретенного твердого топлива.

Таким образом, подлежит взысканию с РГУ "Центр социальной поддержки населения" в пользу Хлыстовой компенсация на оплату отопления в размере 42624 руб. за 35,52 куб.м. из расчета 1200 руб. за 1 куб.м (48000 руб./40 куб.м).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать право ФИО3 на получение компенсации расходов по оплате жилых помещений, отопления.

Взыскать с Республиканского Государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в пользу ФИО3 компенсацию на оплату отопления в размере 10800 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Д.А. Баторова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.11.2021.