Дело № 2-4043/21 01 апреля 2021 года
47RS0004-01-2019-010868-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Мегафон» о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, штрафа,
установил:
ФИО1, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ПАО «Мегафон» о взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, штрафа.
В обосновании своих заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ПАО «Мегафон» заключен договор об оказании услуг №, в соответствии с которым ему был предоставлен в пользование абонентский номер + <***>, тарифный план «Включайся! Смотри». ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика им подано заявление о переносе абонентского номера + <***> от оператора «Мегафон» к оператору «МТС», однако перенос не был осуществлен. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ПАО «МТС» с заявлением об одностороннем отказе от исполнения и расторжении абонентского договора с оператором ПАО «Мегафон» и перенесении абонентского номера + <***> в сеть оператора «МТС». ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им были получены сообщение о невозможности переноса моего номера, так как ПАО «Мегафон» отклонил заявление на портацию. Позднее им в адрес ответчика подана претензия с требованиями о расторгнуть договор об оказании услуг №; компенсации расходов, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 16 000 рублей; выплате компенсации причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей. В ответе на претензию от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявленных требований. В связи с чем просил о взыскании с ответчика в пользу истца расходы, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 34 000 рублей; компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей; взыскании с ответчика в пользу истца штраф за отказ удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке.
Истец в судебное заседание явился поддержал уточненные требования.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражали против удовлетворения требований, на тех основаниях что при переключении номера между операторами сотовой связи истцом неверно были заполнены заявления о переводе номера, в связи с чем ПАО «Мегафон» ответственности за неверное заполнение заявлений не несет.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, возражений по иску не представил, ходатайств об отложении слушания по делу не направлял, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствие ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ПАО «Мегафон» заключен договор об оказании услуг №, в соответствии с которым ему предоставлен в пользование абонентский номер + <***>, тарифный план «Включайся! Смотри».
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с просьбой перенести абонентский номер + <***> от оператора «Мегафон» к оператору «МТС». Перевода номера не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ПАО «МТС» с заявлением об одностороннем отказе от исполнения и расторжении абонентского договора с оператором ПАО «Мегафон» и перенесении абонентского номера + <***> в сеть оператора «МТС».
Далее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено сообщение о невозможности переноса номера, так как ПАО «Мегафон» отклонило заявление на портацию.
Позднее истец направил ответчику претензию с требованиями: расторгнуть договор об оказании услуг №, компенсировать расходы, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 16 000 рублей, выплатить компенсацию причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей.
В ответе на претензию от ДД.ММ.ГГГГ в расторжении договора и в удовлетворении вытекающих требований, истцу отказано.
Статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии со ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения Договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении Договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения Договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
На основании ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Порядок оказания услуг телефонной связи, в том числе и вопросов, связанных с перенесением абонентских номеров от одного оператора к другому, регулируется Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила).
Указанными Правилами предусмотрено право абонента сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перенесения абонентского номера.
В силу п. 140 Правил Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий: заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера; отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил; получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором- донором и абонентом; получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер; получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.
Согласно п. 142 Правил оператор-реципиент на 3-й день - для абонента - физического лица до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом обязан уведомить абонента о предстоящем перенесении абонентского номера в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера или о невозможности осуществления перенесения абонентского номера с указанием нарушенных условий, предусмотренных пунктом 140 настоящих Правил. В случае невозможности перенесения абонентского номера права и обязанности по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному между абонентом и оператором-реципиентом, не возникают и договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи прекращает свое действие в части обязательств, связанных с оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера.
В силу п. 9 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ "О связи" при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что согласно п. 115 Правил абонент вправе сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта РФ в случае перенесения абонентского номера. В силу п. 4 Требований обмен сообщениями между операторами подвижной связи в процессе перенесения абонентского номера осуществляется в электронном виде через базу данных. Перечень сообщений и документов, передаваемых между оператором-реципиентом ПАО «МТС» и оператором- донором ПАО «МегаФон» через Центральную Базу Данных Переноса Номеров (ЦБДПН) для проверки возможности переноса (отсутствие блокировки номера, задолженности, корректные данные и т.д.).
В силу п. 120 Правил Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к Оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II Правил. Пунктом 125 Правил предусмотрено, что в заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения, в том числе об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина).
ДД.ММ.ГГГГ от Абонента поступило заявление о перенесении абонентского номера от Оператора-донора к Оператору-реципиенту. Между Оператором-реципиентом и Абонентом был заключен договор об оказании услуг связи. Дата и время начала оказания услуг Оператором были назначены на 10 часов 08 минут "14" июня 2019 <адрес> в нарушение п. 125 Правил при подаче заявления Оператором-реципиентом о перенесении номера персональные данные Абонента не совпали с данными ПАО "МегаФон", в связи с чем несовпадение данных не позволили перенести абонентский номер в сеть Оператора- реципиента. После отказа в перенесении номера, Абонент обратился в ПАО «Мегафон» для изменения сведений, персональные данные были обновлены. После изменений персональных данных, абонент вновь обратился к оператору- реципиенту для составления заявления на перенос абонентского номера. Заявки абонентом заводились ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 135 Правил, оператор - реципиент обязан не позднее дня, следующего за днем заключения договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, направить оператору- донору (ПАО МегаФон) сведения о заключении договора, между абонентом и оператором-реципиентом, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера.
Таким образом, в силу п. 135 Правил и Приложения № Требований, Оператор-реципиент обязан подать заявку на перенесение номера не позднее 2- х суток с даты с подачи абонентом заявления.
Пунктом 20 Требований предусматривается, что в случаях, когда происходит технологический сбой процесса перенесения абонентского номера, приводящий к невозможности его продолжения, или при выявлении возможности ошибочного перенесения абонентского номера, указанный процесс завершается оператором базы данных и оператор-реципиент при необходимости осуществляет повторное инициирование процесса перенесения абонентского номера. При этом согласование с абонентом нового срока начала оказания услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера осуществляется оператором-реципиентом, и повторная подача заявления абонентом не требуется.
Таким образом, только в случае технического сбоя или ошибочной подачи заявки на перенесение номера не требуется повторная подача заявления абонентом, соответственно, при получении Абонентом отказа от перенесения номера, процесс по данному заявлению Абонента считается завершенным. Для запуска нового процесса перенесения номера технологически требуется заведение повторной заявки Оператором-реципиентом и повторной подачи заявления Абонентом (нового заявления на перенесение номера).
В Приложении № Требований утвержден перечень причин для отказа в перенесении номера. Согласно строке 23 при несоответствии заявления пункту 135 Правил Оператор-реципиент обязан отказать в перенесении номера с кодом ошибок №, 7132.
Однако в нарушение п.п. 125 и 135 Правил, п. 20 ФИО2, Оператором-реципиентом было поданы заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 1306.2019 на перенесение номера с приложение заявления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть заявление, подписанное абонентом, было датировано за пределами 2-х дневного срока с момента подачи заявки Оператором-реципиентом. При проверке актуальности заявления был выставлен отказ системой Центральной Базы Данных Переноса номеров (ЦБДРН) по коду ошибки №.
Заявка от ДД.ММ.ГГГГ была отклонена по коду №, то есть дата написания заявления была исправлена на актуальную - ДД.ММ.ГГГГ, но дата портации осталась ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, дата портации к другому оператору не может быть ранее даты написания заявления.
Заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были отклонены по старой дате заявления, так как во вложении заявление от ДД.ММ.ГГГГ, где дата портации была обозначена на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в заявлении присутствовали 2 ошибки: старая дата подачи и не верно указана дата портации. Система ЦБДПН выставила код отказа по одной из причин, а именно: по коду «7132 «Дата подачи заявления = дате регистрации заявки в numlex или на один день раньше».
Согласно п. 145 Правил, в случае если абонентский номер не был перенесен в установленный срок, Оператор-реципиент (ПАО «МТС») обязан незамедлительно уведомить абонента о причинах нарушения сроков и новой дате начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом. Таким образом, обязанность информирования абонента о причинах отказа лежит на операторе-реципиенте.
При этом установлено, что ответственность за отказ в переносе абонентского номера от ответчика к ПАО «МТС» по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ лежит на самом истце в связи с некорректным заполнением заявления – неточным указанием данных в заявлении по переносу абонентского номера и несоответствие указанных данных данным, указанным в договоре оказания услуг.
При этом, в настоящее время, учитывая коды ошибок, заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ и последующие заявления не актуальны. Для переноса номера, в соответствии с Требованиями к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, истцу необходимо составить новое заявление и обратиться в ПАО «МТС».
Согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, в отношении работы (услуги), исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Таким образом, с учетом представленных по делу доказательств, суд не усматривает причинно-следственной связи в отсутствии перевода мобильного номера между операторами мобильной связи и действиями ответчика ПАО «Мегафон».
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку со стороны истца не были предприняты все зависящие от него меры для переноса абонентского номера, заявление от ДД.ММ.ГГГГ отклонено по вине истца, последующие заявление не актуальны и отклонены в связи с нарушением Требования со стороны ПАО «МТС», то есть неисполнение требования истца о портации абонентского номера возникло не вине ответчика.
Согласно статье 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, для возложения обязанности по возмещению вреда, юридически значимыми обстоятельствами являются: противоправность действий, последствия в виде наступления (причинения) вреда, причинно-следственная связь между вышеуказанными условиями.
Учитывая, что факт нарушения прав истца, как потребителя, не нашел своего подтверждения, суд не усматривает оснований к удовлетворению требований о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, то и в удовлетворении произвольных требований о взыскании судебных расходов и штрафа, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к ПАО «Мегафон» о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2021г.