ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4044/2022 от 03.10.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело №2-4044/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Пастушенко С.Н.,

при секретаре Ивановской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4044/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж работ, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по Ростовской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж работ, досрочном назначении страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что истец не имеет необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В специальный страховой стаж не включены следующие периоды работы по Списку №2: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан.

С отказом ответчика истец не согласен по тому основанию, что он в спорные периоды времени был занят на работах с вредными условиями труда.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просит суд признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан, обязать ГУ ОПФР по Ростовской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Установленного законом 55-летнего возраста ФИО1 достиг ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта истца.

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности (7 лет 06 месяцев).

Продолжительность страхового стажа ФИО1 составила 27 лет 03 месяца 10 дней (при требуемых 25 годах), стаж работы по Списку составил 03 года 08 месяцев 13 дней, при требуемом мужчинам в возрасте 57 лет - 07 лет 06 месяцев.

В специальный страховой стаж по Списку №2 не включены следующие периоды работы по Списку №2: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан.

При этом, пенсионным органом указано, что основным условием для предоставления слесарям досрочного пенсионного обеспечения является их занятость на обслуживании и ремонте того оборудования, которое поименовано в Списке, что должно подтверждаться документально и относится к компетенции работодателя. Вопрос отнесения конкретного оборудования к оборудованию, предусмотренному разделом XIII Списка №2, может рассматриваться с учетом Единого тарифно-классификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), инвентарных списков основных средств (оборудования), держащих сведения о наименовании и типе оборудования по каждому подразделению предприятия; технического паспорта оборудования, в котором указываются технические данные оборудования, и других документов, содержащих необходимые сведения.

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам для профессии «слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов» к котельному оборудованию относятся: котлоагрегаты, дымососы, вентиляторы, электрофильтры, системы пылеприготовления и гидрозолоудаления, смывные и багерные насосы и т. д.

Согласно имеющейся документации не усматривается информация о постоянной занятости на обслуживании и ремонте оборудования, предусмотренного Списком №2, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками для профессии «слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов».

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Поскольку по своему смыслу позиция 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусматривает возможность льготного пенсионного обеспечения для слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, требуется подтверждение занятости работника на производстве и в должности, поименованных в данном Списке.

Разделом XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, распространяющимся на период работы до 1 января 1992 года, предусмотрены: слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами (абзац 1 пункта 4).

В силу разъяснений Министерства труда РФ от 08.01.1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 г. N 3/235, "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01.01.1992 Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).

Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены в статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно статье 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ).

20.12.2019г. между членами Евразийского экономического союза заключено «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза», вступивший в законную силу 01.01.2021г.

В соответствии со ст. 12 указанного соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006г.

Учитывая, что спорные периоды работы осуществлялись истцом до вступления в законную силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, суд полагает необходимым руководствоваться Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Таджикистане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).

Таким образом, законодательством Российской Федерации при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при отсутствии которых в подтверждение периодов работы принимаются иные доказательства.

В материалы дела представлена трудовая книжка , с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которой усматривается, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем третьего разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, основание пр.-к от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии ст.31 п.3 КЗоТ КазССР, основание пр.к от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 4 разряда в котельный цех в ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан, основание пр.04 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон п.1 ст.34 КЗоТ Тадж.ССР, основание пр. от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно требований части 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана. Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р (в редакции от 28.01.2005 г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13.03.1992 г., с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14.03.1992 г. и по найму с 01.01.2002 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991 г.) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 11 Соглашения от 13.03.1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

В материалы дел представлена справка Центрального государственного архива Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождении действительно работал в участке Головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» в качестве слесаря-ремонтника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ), указаны сведения о заработной плате ФИО4 . А. за период с <адрес>, первое начисление заработной платы произведено в ДД.ММ.ГГГГ в размере 250 руб., последнее в ДД.ММ.ГГГГ размере 248 руб., уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, приказ от ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж на данном предприятии составил 2 года 6 месяцев 9 дней.

За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось периодов, которые не включаются в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии.

В производственном объединении «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылериприготовительнх цехов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию приказ от ДД.ММ.ГГГГ. Общий стаж на данном предприятии составил 7 месяцев 17 дней.

Первое начисление заработной платы произведено в ДД.ММ.ГГГГ в размере 250 руб., последнее в ДД.ММ.ГГГГ в размере 370 руб.

За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось периодов, которые не включаются в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии.

Данная работа предусмотрена Списком №2, Разделом ХШ «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. предусмотрены: 2140000а-18455 — слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Осуществлял работу в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.

Таким образом, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность, предусмотренную Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, что подтверждается трудовой книжкой и справками, представленными в материалы дела.

Учитывая изложенное, оценив совокупность предоставленных в материалы дела доказательств, суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение факта занятости истца в оспариваемые периоды времени в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом, опровержения указанному факту в материалы дела, стороной ответчика как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено.

Исследовав и проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом норм материального права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в льготный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как установлено судом, на момент обращения истца, с учетом включенных судом в льготный стаж периодов, у истца имелся специальный стаж 6 лет 8 месяца 2 дня, что позволяет с учетом пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, назначить пенсию в возрасте 58 лет, истцу 58 лет исполнится ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГг., поскольку требуемого в соответствии с законом стажа работ по Списку №2 в возрасте 57 лет - 7 лет 06 месяцев истец не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в льготный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан.

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН <***>) включить в льготный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов тепловых электростанций Душанбинского участка головного предприятия «Южказэнергоремонт» ПО «Средаземэнерго» респ.Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ПО «Средаземэнерго» котельного цеха «Востоказэнергоремонт» респ.Таджикистан.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Пастушенко

Решение в окончательной форме изготовлено 10.10.2022.