ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4045/2015 от 19.02.2016 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-70/2016 19 февраля 2016 года город Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой О.Н.,

при секретаре Соповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 19 февраля 2016 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Шептяковой О. В., федеральному бюджетному учреждению «Администрация Северо-Двинского Бассейна внутренних водных путей» об обязании устранения нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства,

у с т а н о в и л :

исполняющий обязанности Котласского транспортного прокурора Кудинов Д.А. обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Шептяковой О.В., федеральному бюджетному учреждению «Администрация Северо-Двинского Бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация «Севводпуть») об обязании устранения нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства, просил обязать ФБУ «Администрация «Севводпуть» прекратить трудовой договор , заключенный __.__.__ между ФБУ «Администрация «Севводпуть» и Шептяковой О.В. В обоснование требований указал, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что Шептякова О.В., замещавшая с __.__.__ по __.__.__ должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО, при наличии конфликта интересов без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, приказом от __.__.__ была принята на должность в бухгалтерию ФБУ «Администрация «Севводпуть». В период работы в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО в должности отдела камеральных проверок № 1 Шептякова О.В. с 2006 года осуществляла камеральные проверки по налогу на прибыль в ФБУ «Администрация «Севводпуть». __.__.__Шептякова О.В. обратилась в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО с целью получения согласия на замещение должности ведущего бухгалтера. Решением комиссии от __.__.__Шептяковой О.В. отказано в замещении должности в ФБУ «Администрация «Севводпуть» либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Исполняющий обязанности Котласского транспортного прокурора Кудинов Д.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил прекратить действие трудового договора от __.__.__, заключенного между Шептяковой О.В. и ФБУ «Администрация «Севводпуть» по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации. Пояснил, что с __.__.__ по __.__.__Шептякова О.В. занимала должность государственной гражданской службы Российской Федерации, с __.__.__ принята на работу в ФБУ «Администрация «Севводпуть» на должность , в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Шептякова О.В. обратилась уже после заключения трудового договора __.__.__, комиссией Шепятковой О.В. отказано в замещении должности в ФБУ «Администрация «Севводпуть», конфликт интересов заключается в том, что Шептякова О.В. может субъективно выполнять обязанности бухгалтера в ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Ответчик Шептякова О.В. и ее представитель адвокат Цвиль В.С. в судебном заседании требования прокурора не признали. Представитель ответчика Цвиль В.С. пояснил, что для занятия Шептяковой О.В. должности ведущего бухгалтера в ФБУ «Администрация «Севводпуть» не требовался разрешительный порядок, поскольку такой разрешительный порядок требуется, если работник устраивается на работу в частный сектор. В рассматриваемом случае нет конфликта интересов, так как ФБУ «Администрация «Севводпуть» является некоммерческим предприятием. В соответствии с письменным отзывом на иск ФБУ «Администрация «Севводпуть» в соответствии с Уставом является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта некоммерческим учреждением, осуществляющим функции администрации Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, учредителем ФБУ «Администрация «Севводпуть» является Российская Федерация. ФБУ «Администрация «Севводпуть» выполняет публично-значимые цели. Из содержания законодательства о противодействии коррупции следует, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, они направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации. Поскольку ФБУ «Администрация «Севводпуть» является носителем публичных интересов, конфликт интересов отсутствует.

Представитель ответчика ФБУ «Администрация «Севводпуть» по доверенности Жемчужный И.В. в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил, что в рассматриваемом случае отсутствует конфликт интересов, Шептякова О.В., занимая должность государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО к государственной тайне не допускалась, основания для прекращения трудового договора не имеется. В соответствии с письменным отзывом доказательств наличия в обязанностях Шептяковой О.В. как государственного гражданского служащего функций государственного управления в отношении ФБУ «Администрация «Севводпуть» не имеется.

Представители третьего лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО по доверенностям Азарова С.А., Квасникова М.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласились. В соответствии с письменным отзывом в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции Шептякова О.В. трудоустроилась в организацию, в отношении которой она осуществляла функции государственного управления, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Статьей 84 ТК РФ установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

В силу ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под государственной гражданской службой Российской Федерации согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 17 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1).

На основании п. 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Для целей данного Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (ч.ч. 5-8 ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Указом Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом «а» настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 2 данного Указа Президента РФ руководителям федеральных государственных органов поручено до 01 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В целях исполнения данного пункта Указа Президента РФ Приказом ФНС РФ от 25 августа 2009 года № ММ-7-4/430@ утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14 августа 2011 года № 01-03/099 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, исполнение должностных обязанностей по которым в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений.

На основании ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Судом установлено, что с __.__.__ года Шептякова О.В. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России № 1 по АО и НАО в должностях , отдела камеральных проверок, отдела камеральных проверок № 1. Осуществляла налоговый контроль в отношении юридических лиц, в том числе в отношении ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Занимаемые Шептяковой О.В. должности поименованы в перечне должностей, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25 августа 2009 года № ММ-7-4/430@, и Перечне должностей, утвержденном Приказом Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14 августа 2011 года № 01-03/099.

Приказом начальника МИФНС России № 1 по АО и НАО от __.__.__ прекращено действие трудового договора (служебного контракта) с Шептяковой О.В. по ее личному заявлению от __.__.__.

При этом Шептяковой О.В. было выдано предупреждение об ограничениях, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, при увольнении с государственной гражданской службы и заключении им трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных ст. 64.1. ТК РФ, ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

__.__.__Шептякова О.В. заключила трудовой договор с ФБУ «Администрация «Севводпуть» на неопределенный срок для замещения должности .

После заключения указанного трудового договора, __.__.__Шептякова О.В., как бывший сотрудник налоговой инспекции, обратилась в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в МИФНС России № 1 по АО и НАО с заявлением о даче согласия на замещение должности ведущего бухгалтера в ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Решением комиссии от __.__.__Шептяковой О.В. отказано в замещении должности в ФБУ «Администрация «Севводпуть» либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в ФБУ «Администрация «Севводпуть» по следующим основаниям:

- в связи с включением Приказом ФНС РФ № ММ-7-4/430@ от 25.08.2009 должности старшего государственного налогового инспектора в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- в связи с выполнением Шептяковой О.В. в период прохождения государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу функций государственного управления в отношении ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Также комиссией установлено, что в настоящее время Шептякова О.В. исполняет требования Инспекции в части камерального контроля, готовит ответы от имени ФБУ «Администрация «Севводпуть», может иметь возможность влиять на гражданских служащих Инспекции и добиваться для ФБУ «Администрация «Севводпуть» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного предприятия.

Решением Котласского городского суда Архангельской области от 7 октября 2015 года, вступившим в законную силу 24 декабря 2015 года, по делу № 2а-3958/2015 Шептяковой О.В. отказано в признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от __.__.__. Решением суда установлено, что решение комиссии от __.__.__ принято с соблюдением порядка формирования и деятельности комиссии, в пределах предоставленных комиссии полномочий, является мотивированным и законным.

Рассматривая требования прокурора о прекращении действия трудового договора от __.__.__ N65, заключенного между Шептяковой О.В. и ФБУ «Администрация «Севводпуть» по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с должностным регламентом старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 Инспекции Шептякова О.В. проводила камеральные налоговые проверки на основе налоговых деклараций (расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, по закрепленному участку (налог на прибыль организаций, единая (упрощенная) налоговая декларация) в установленные законодательством о налогах и сборах сроки; проводила контрольные мероприятия в отношении убыточных организаций, осуществляла отбор налогоплательщиков, заявивших убытки по итогам отчетных (налоговых) периодов, для заслушивания их на заседаниях комиссий по легализации налоговой базы; проводила в ходе камеральных налоговых проверок мероприятия налогового контроля; осуществляла контроль за полнотой отражения в налоговой отчетности доходов, полученных налогоплательщиками при осуществлении экспортных операций; проводила отбор налогоплательщиков для планирования выездных налоговых проверок, анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков, в том числе по отраслевому принципу; по поручению начальника отдела выполняла другие задания исходя из функций отдела. Кроме того, Шептякова О.В. осуществляла проведение камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль, представленных ФБУ «Администрация «Севводпуть» в период __.__.__. Последняя камеральная проверка в отношении данного учреждения окончена Шептяковой О.В.__.__.__ по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2015 года. В период с __.__.__Шептякова О.В. проводила камеральные налоговые проверки по земельному, транспортному и водному налогам ФБУ «Администрация «Севводпуть». В рамках проведения камеральных проверок проводила мероприятия по истребованию документов.

В соответствии с должностной инструкцией ведущего бухгалтера ФБУ «Администрация «Севводпуть» от __.__.__ в его должностные обязанности входит выполнение работы по ведению регистров налогового учета, своевременное их заполнение и правильность отражения учетных данных в соответствии с НК РФ; контроль формирования, ведения и хранения баз данных регистров налогового учета; контроль правильности определения доходов от выполненных работ (услуг); составление на базе регистров налогового учета деклараций транспортного и земельного налога с представлением в налоговые органы; ведение карточек аналитического учета в программе 1С-Бухгалтерия по всем налогам в местный, региональный и федеральный бюджеты, проведение сверок с данными бухгалтерского учета и налоговыми органами; формирование проводок по налогам и отражение в журнале операций для бухгалтерского учета; формирование справок-отчетов для руководителя для перечисления налогов по бюджетам; осуществление приема и контроля первичной документации и подготовка их к счетной обработке; подготовка данных по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности, слежение за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив; составление и представление к бухгалтерским отчетам и по требованию вышестоящей организации сведений и справок, касающихся налогов; ведение работы с налоговыми органами (запросы выписок из лицевого счета по налоговым обязательствам с целью сверки, подготовки ответов на поступающие требования налоговых инспекций и др.) и обособленными структурными подразделениями; принятие участия в проведении инвентаризации ТМЦ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, были установлены на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих МИФНС № 1 по АО и НАО от __.__.__, и сторонами не оспариваются.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в должностные обязанности Шептяковой О.В. в период прохождения государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу входили отдельные функции государственного управления в сфере налогового регулирования в отношении ФБУ «Администрация «Севводпуть». Следовательно, она, в соответствии с требованиями вышеприведенных норм действующего законодательства и занимаемыми ею ранее должностями в Межрайонной ИФНС России № 1 по АО и НАО, подпадает под категорию бывших государственных служащих, обязанных получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора.

При этом судом не принимаются во внимание доводы ответчика Шептяковой О.В. и ее представителя адвоката Цвиля В.С. об отсутствии конфликта интересов в рассматриваемой ситуации, поскольку ФБУ «Администрация «Севводпуть» выполняет публично-значимые цели, тогда как законодательство о противодействии коррупции предусматривает, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, они направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации. Указанные доводы основаны на неверном толковании норм закона.

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, обязанность по исполнению указанных ограничений не возникает только в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Анализ положений Главы № 4 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с Уставом ФБУ «Администрация «Севводпуть», утвержденным распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта 20 февраля 2013 года № АД-50-р, является федеральным бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), осуществляющим функции администрации Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта. Кроме того, ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеет право осуществлять определенную Уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. ФБУ «Администрация «Севводпуть» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункты 2.1, 2.2, 2.3 Устава).

Осуществление ФБУ «Администрация «Севводпуть» функций по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта не свидетельствует о наличии у учреждения статуса государственного (муниципального) органа.

Таким образом, ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, распространяются на возникшие между сторонами отношения при трудоустройстве в некоммерческую организацию ФБУ «Администрация «Севводпуть».

При таких обстоятельствах и учитывая положения ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, Шептякова О.В. в течение двух лет после увольнения имела право замещать должности в ФБУ «Администрация «Севводпуть» с согласия указанной комиссии.

При этом такое согласие должно было быть получено Шептяковой О.В. до заключения трудового договора.

После заключения трудового договора с ФБУ «Администрация «Севводпуть» на неопределенный срок для замещения должности ведущего бухгалтера Шептякова О.В. обратилась в комиссию для получения согласия на замещение указанной должности, в даче такого согласия решением комиссии от __.__.__ было отказано.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной гражданской службы, влечет прекращение трудового договора на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Поскольку Шептякова О.В. замещала должности государственного гражданского служащего, установленные соответствующим перечнем, и выполняла функции государственного управления организацией, в которую она трудоустроилась, вместе с тем, согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора не получала, то трудовой договор от __.__.__ между ФБУ «Администрация «Севводпуть» и Шептяковой О.В. следует признать заключенным с нарушением требований части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и его действие прекратить.

Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков Шептяковой О.В. и ФБУ «Администрация «Севводпуть» в доход местного бюджета МО «Котлас» подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере , по с каждого из ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

иск исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Шептяковой О. В., федеральному бюджетному учреждению «Администрация Северо-Двинского Бассейна внутренних водных путей» об обязании устранения нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства удовлетворить.

Прекратить действие трудового договора от __.__.__, заключенного между Шептяковой О. В. и федеральным бюджетным учреждением «Администрация Северо-Двинского Бассейна внутренних водных путей» по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Шептяковой О. В. в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину по делу в размере .

Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Администрация Северо-Двинского Бассейна внутренних водных путей» в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину по делу в размере .

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий О.Н. Кузнецова