ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4047 от 18.11.2010 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г.Владимира                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г.Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4047/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» ноября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Захаровой О.А.,

с участием:

заявителя ФИО1,

представителей заинтересованного лица – Совета народных депутатов города Владимира – по доверенностям ФИО2, ФИО3, ФИО4,

представителя управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании противоречащим действующему законодательству и об отмене решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и об отмене решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» в порядке глав 23, 25 ГПК РФ. В обоснование заявления указывает, что Советом народных депутатов города Владимира ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», которым утверждены изменения в порядок формирования Совета народных депутатов города Владимира, установленный п. 2 ст. 25 Устава муниципального образования город Владимир. Согласно принятым изменениям в устав отныне 28 депутатов Совета народных депутатов города Владимир избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным округам, а 7 депутатов - по пропорциональной избирательной системе. В действующей редакции п. 2 ст. 25 Устава 17 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным округам, а 18 депутатов - по пропорциональной избирательной системе. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ ### - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Указанное требование Федерального закона, по мнению заявителя, выполнено не было, поскольку проект решения Совета народных депутатов города Владимира в редакции, принятой на заседании ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и размещен на сайте органов местного самоуправления города Владимира лишь ДД.ММ.ГГГГ Заключение по итогам публичных слушаний и предложения участников слушаний было опубликовано в газете «Молва» ДД.ММ.ГГГГ Считает, что установленный ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ 30-дневный срок официального опубликования (обнародования) проекта изменений в устав не был соблюден. Порядок участия граждан в обсуждении проекта изменений в Устав опубликован (обнародован) не был. Частью 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено также, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Согласно преамбуле к решению указано, что оно было принято не только в связи с необходимостью приведения Устава в соответствие с федеральным законодательством, но и в связи с принятием законов Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» и от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». Изменения порядка формирования Совета народных депутатов города Владимира напрямую затрагивает его конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ Советом народных депутатов города Владимира при принятии изменений в Устав повлекло нарушение его права на ознакомление с проектом изменений в устав муниципального образования, участие в его обсуждении, в том числе на участие в публичных слушаниях по проекту предлагаемых изменений в Устав. Считает, что допущенные Советом народных депутатов города Владимира нарушения требований ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ привели к принятию незаконного решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», которым нарушены его конституционные права избирать и быть избранным в представительный орган муниципального образования. Считает, что в ходе подготовки и принятия решения Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» был нарушен порядок, установленный Федеральным законом № 131-ФЗ.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования пояснив, что Советом народных депутатов города Владимира были существенно нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части процедуры подготовки и принятия изменений в устав города Владимира. В нарушение положений ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Владимир не был опубликован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав города Владимира. Решение Совета народных депутатов о внесении изменений в Устав было принято ДД.ММ.ГГГГ, а проект решения был размещен на сайте органов местного самоуправления города Владимира ДД.ММ.ГГГГ Заключение по итогам публичных слушаний и предложения участников слушаний было опубликовано в газете «Молва» ДД.ММ.ГГГГ Считает, что установленный ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ 30-дневный срок официального опубликования (обнародования) проекта изменений в Устав не был соблюден. Порядок участия граждан в обсуждении проекта изменений в Устав опубликован (обнародован) не был. Принятым ДД.ММ.ГГГГ решением Совета народных депутатов города Владимира о внесении изменений в устав города Владимира нарушено его конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и созданы препятствия к осуществлению его избирательных прав, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ является основанием для оспаривания указанного решения в порядке гражданского судопроизводства. Допущенные нарушения требований Федерального закона № 131-ФЗ Советом народных Депутатов города Владимира при принятии изменений в Устав повлекло нарушение его права гражданина и депутата представительного органа — Совета народных депутатов города Владимира на ознакомление с проектом изменений в устав муниципального образования, участие в его обсуждении, в том числе на участие в публичных слушаниях по проекту предлагаемых изменений в Устав. Данные нарушения привели к принятию Советом народных депутатов города Владимира ДД.ММ.ГГГГ незаконного решения Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир». Решение Совета народных депутатов города Владимира было принято в нарушении требований Федерального закона № 131-ФЗ, нарушает и создает препятствия к осуществлению его избирательных прав, а поэтому подлежит отмене. Просит признать противоречащим действующему законодательству и отменить решение Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир».

Представитель Совета народных депутатов города Владимира по доверенности ФИО2 заявленные требования считает необоснованными. В судебном заседании пояснила, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Этой норме корреспондирует соответствующая норма ст. 41 Устава муниципального образования город Владимир. В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона и ст. 17 Устава МО город Владимир на публичные слушания выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона ### проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Этой федеральной норме корреспондирует норма ст. 46 Устава МО город Владимир. Решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Владимир, в котором определен порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Владимир. В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.8, 2.9, 2.10 Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносится проект устава МО город Владимир, а также проект решения Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; подготовка и проведение публичных слушаний должны быть осуществлены не позднее 30 дней со дня издания правового акта о назначении публичных слушаний; участникам слушаний предоставляется слово для выступлений в порядке поступления заявок на выступления. Выступления участников публичных слушаний должны носить конкретный характер и включать предложения о внесении изменений в проект муниципального правового акта, с одновременным предоставлением предложений ведущему публичных слушаний в письменной форме, в протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в проект муниципального правового акта, к протоколу прикладываются предложения участников слушаний, поданные в письменной форме; по итогам публичных слушаний организатором публичных слушаний готовится заключение с последующим опубликованием в средствах массовой информации в течение 10 дней после окончания слушаний. В соответствии с установленной действующим законодательством, Уставом МО город Владимир и Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Владимир процедурой Совет народных депутатов города Владимира решением от ДД.ММ.ГГГГ ### вынес на публичные слушания проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», решением от ДД.ММ.ГГГГ ### назначил на ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по указанному проекту решения Совета народных депутатов города Владимира, указал место и время проведения публичных слушаний, указал, что предложения и замечания по проекту решения Совета народных депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» представляются в Совет народных депутатов города Владимира с указанием телефонов, возложил контроль за исполнением решения на комиссию по вопросам местного самоуправления. Оба решения были в установленном порядке приняты, подписаны и опубликованы в газете «Молва» ### (3073) за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» были проведены. В ходе процедуры слушаний депутатом Совета народных депутатов города Владимира А.Н. ФИО8 были предложены изменения в п. 2 ст. 25 Устава: цифры «17» заменить цифрами «28», цифры «18» заменить цифрой «7», эти изменения ФИО8 обосновал принятым Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ, который, по его мнению, позволил внести изменения в статью 25 Устава МО город Владимир. Это предложение было подано в письменной форме, поддержано другими участниками публичных слушаний. По итогам слушаний было оглашено заключение, в котором было предложено одобрить представленный проект решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», рекомендовать Совету народных депутатов принять указанный проект и внести изменения в Устав муниципального образования город Владимир, поданные участниками публичных слушаний предложения о внесении изменений и дополнений в указанный проект решения направить для изучения и проведения правовой экспертизы юридической службой органов местного самоуправления города Владимира в установленном порядке. В газете «Молва» ### (3082) от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано заключение по итогам публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» от ДД.ММ.ГГГГ, а также предложения участников публичных слушаний. Считает, что предложения о редакционных изменениях проекта решения Совета, поданные в ходе проведения публичных слушаний и оформленные в письменном виде, не нарушают установленную действующим законодательством и муниципальными правовыми актами процедуру официального опубликования (обнародования) проекта решения Совета о внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир с одновременным опубликованием (обнародованием) порядка учета предложений по проекту устава и порядка участия граждан в его обсуждении, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона ### порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Действия представительного органа в рамках указанной процедуры не противоречат Уставу МО город Владимир и Положению о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Владимир и обеспечивают заблаговременное оповещение жителей города Владимира о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов в данном муниципальном образовании. В соответствии со ст. 10-1 Избирательного кодекса Владимирской области в муниципальных образованиях, наделенных статусом городского округа, применяется смешанная избирательная система или мажоритарная избирательная система относительного большинства; избирательная система, которая применяется при проведении выборов в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем. Количество депутатов представительного органа, избираемых по мажоритарной и по пропорциональной системам, определяется уставом муниципального образования. Таким образом, на заседании Совета было принято решение Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», в котором п. 2 ст. 25 представлен в редакции, предложенной депутатом ФИО8 в ходе обсуждения на публичных слушаниях. Данное решение зарегистрировано в установленном порядке и опубликовано в газете «Молва» ###(3090) от ДД.ММ.ГГГГ Совет народных депутатов считает, что при принятии этого решения с учетом особенностей внесения изменений в Устав муниципального образования, установленный действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, нарушений действующего законодательства не допущено. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель Совета народных депутатов города Владимира по доверенности ФИО4 в суде пояснил, что в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 41 Устава муниципального образования город Владимир в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Считает, что ФИО1 не указал, какие именного его права и свободы нарушаются, какими нормативными правовыми актами они предусмотрены и в чем заключается нарушение его прав и свобод. Считает, что порядок введения в действие и порядок опубликования решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям федерального законодательства. Проект решения Совета «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» был опубликован в газете «Молва» и вынесен на публичные слушания. ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по указанному проекту решения, о чем свидетельствует протокол. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Молва» за ### (3082) было опубликовано заключение по итогам публичных слушаний и предложения участников публичных слушаний по данному проекту нормативного правового акта. Проект нормативного правового акта рассматривался ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. ст. 15, 19 Регламента Совета, утвержденного решением Советом народных депутатов г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, за который проголосовали «ЗА» - 28 депутатов, «ПРОТИВ» - 4, что подтверждается протоколом очередного заседания Совета. ДД.ММ.ГГГГ состоялась государственная регистрация принятого решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Министерства Юстиции РФ. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Молва» за ### (3090) было опубликовано решение Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир». Считает, что процедура принятия проекта решения Совета народных депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает права и свободы заявителя. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области по доверенности ФИО5 в суде пояснил, что в соответствии с п. 6, 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, а также официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав осуществляют в соответствующем субъекте Российской Федерации территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого правового конфликта – в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, согласно п. 4 ст. 3 Закона № 97-ФЗ, для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, как в регистрирующий орган направляются: новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт, сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В силу требований п.п. 1, 2 п. 4 ст. 1 Закона № 97-ФЗ регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. Из представленных на государственную регистрацию материалов следует, что проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» порядок учета предложений по проекту решения, порядок участия граждан в его обсуждении, решение Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О назначении даты проведения публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» опубликованы в газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ###. Публичные слушания были проведены ДД.ММ.ГГГГ В той же газете от ДД.ММ.ГГГГ ### была произведена публикация предложений участников публичных слушаний по проекту решения. Решение Совета народных депутатов города Владимира, согласно выписке из протокола внеочередного заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ ###, было принято более чем 2/3 голосов от числа избранных депутатов. Таким образом, нарушений установленного Законом № 131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования Управлением не выявлено. Решение, принятое представительным органом муниципального образования большинством (квалифицированным большинством) голосов, опосредованно является решением большинства жителей муниципального образования, интересы которых представляют депутаты, а в данном, конкретном случае, принятию решения предшествовало непосредственное участия населения в обсуждении проекта изменений в Устав через процедуру публичных слушаний, что, безусловно, свидетельствует о соблюдении основных принципов местного самоуправления, установленных нормами международного права, Конституцией РФ и федеральным законодательством, и никоим образом не влечет нарушения конституционных прав заявителя. Считает, что по делу не предоставлено доказательств обоснованности заявленного требования, а поэтому полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и дав оценку исследованным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 оспаривает решение Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», зарегистрированное в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ и опубликованное в газете «Молва» ###(3090) от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя это тем, что проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Владимир не был опубликован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав города Владимира. Считает, что допущенное нарушение при принятии изменений в Устав повлекло нарушение его права гражданина и депутата представительного органа - Совета народных депутатов города Владимира на ознакомление с проектом изменений в устав муниципального образования, участие в его обсуждении, участие в публичных слушаниях по проекту предлагаемых изменений в Устав и право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. При этом руководствуется нормами глав 23, 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 41 Устава Муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ###, в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Таким образом, Устав Муниципального образования город Владимир является муниципальным нормативным правовым актом.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Таким образом, решение Совета народных депутатов города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» фактически обжалуется заявителем в порядке главы 24 ГПК РФ и подлежит рассмотрению судом именно в соответствии с нормами указанной главы ГПК РФ.

В соответствии с п. 6, 8 ст. 44 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, а также официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно Федеральному закону ### от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Указу Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ### «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказу Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечню управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав осуществляют в соответствующем субъекте Российской Федерации территориальные органы Министерство юстиции Российской Федерации. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого правового конфликта - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 97-ФЗ от21.07.2005 г, для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются: новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.п. 1, 2 п. 4 ст. 1 Закона № 97-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с п.п. 1, 2 п. 6 ст. 44 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Согласно п.п. 1 п. 10 ст. 35, п. 5 ст. 44 Федерального закона ###, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, решение которым принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Из представленных в материалы дела документов следует, что проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», порядок учета предложений по проекту решения, порядок участия граждан в его обсуждении, решение Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О назначении даты проведения публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» опубликованы в газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ###. Публичные слушания были проведены ДД.ММ.ГГГГ В газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ### была произведена публикация предложений участников публичных слушаний по проекту решения. Решение Совета народных депутатов города Владимира, согласно выписке из протокола внеочередного заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ ###, было принято более чем 2/3 голосов от числа избранных депутатов.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нарушений установленного Федеральным законом ### «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядка принятия решения о внесении изменений в Устав муниципального образования не имеется.

Также необоснованной является ссылка заявителя на нарушение его конституционного права избирать и быть избранным в представительный орган муниципального образования принятым Советом народных депутатов города Владимира решением.

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» установлены виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований, в том числе, в целях избрания депутатов представительных органов муниципальных образований - мажоритарная избирательная система относительного большинства или смешанная избирательная система (пп. 2 п. 1 ст. 10.1). Избирательная система, которая применяется при проведении выборов в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными данным законом видами избирательных систем. Количество депутатов представительного органа, избираемых по мажоритарной и по пропорциональной системам, определяется уставом муниципального образования (п. 4 ст. 10.1).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 3 Закона № 131-ФЗ).

Таким образом, решение, принятое представительным органом муниципального образования большинством (квалифицированным большинством) голосов, опосредованно является решением большинства жителей муниципального образования, интересы которых представляют депутаты, а в данном, конкретном случае, принятию решения предшествовало непосредственное участия населения в обсуждение проекта изменений в Устав через процедуру публичных слушаний, что, безусловно, свидетельствует о соблюдении основных принципов местного самоуправления, установленных нормами международного права, Конституцией РФ и федеральным законодательством, и никоим образом не влечет нарушения конституционных прав заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать, поскольку при принятии решения ### от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» не был нарушен порядок установленнный Федеральным законом ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194, 195, 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании противоречащим действующему законодательству и об отмене решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.Н. Киселева