Дело № 2-4047/17
Изготовлено 25.12.2017г.
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
05 декабря 2017 г. г.Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А.,
при секретаре Бондаревой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обустроить железнодорожный переезд,
у с т а н о в и л :
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил (с учетом уточнений) признать проезд через железнодорожные пути в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № железнодорожным переездом, обязать ОАО «РЖД» обустроить железнодорожный переезд на Ярославской детской железной дороге в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации №237 от 31.07.2015 г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», и требованиям «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст).
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Ярославского района Ярославской области проверки установлено наличие железнодорожного переезда через пути детской железной дороги г.Ярославля, который используется жителями <адрес>, расположенного внутри кольца детской железной дороги, для осуществления проезда к земельным участкам. Данный проезд расположен рядом с земельными участками с кадастровыми номерами №, №, № по обеим сторонам железнодорожных путей установлены горизонтально-поворотные шлагбаумы, а также дорожные знаки «однопутная железная дорога», место пересечения фактически сложившейся автомобильной дороги на указанном участке является оптимальным для проезда и прохода. Однако в нарушение Приказа Минтранса от 31.07.2015 г. «Условия эксплуатации железнодорожных переездов» ширина настила на данном переезде составляет менее 6 метров, подходы к переезду не оборудованы необходимыми дорожными знаками, отсутствует уличное наружное освещение переезда, не обеспечена нормативная видимость водителям транспортных средств приближающегося поезда, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области ФИО1 исковые требования (с учетом уточнений) поддержал по доводам иска.
Представители ОАО «РЖД» по доверенностям ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали по доводам письменного отзыва на иск, дополнительно пояснили, что пути Ярославской детской железной дороги не являются железнодорожными путями общего или не общего пользования, детская железная дорога является узкоколейной и по своей классификации относятся к соединительным технологическим путям, действующим законодательством не предусмотрена обязанность оборудовать железнодорожные переезды на таких путях, железнодорожным переездом является пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями, однако каких-либо автомобильных дорог, пересекающих железнодорожные пути не имеется, место для обеспечения проезда пожарных машин к территории внутри кольца детской железной дороги нельзя признать железнодорожным переездом, собственники земельных участков имеют право обратиться за установлением сервитута для обеспечения проезда или прохода к своим земельным участкам, оборудовать переезд за свой счет.
Представитель третьего лица Администрации Заволжского сельского поселения по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, пояснила, что через данный железнодорожный переезд осуществлялся доступ собственников к земельным участкам, расположенным внутри кольца детской железной дороги, однако ответчик начал запирать установленные на переезде горизонтальные шлагбаумы на замок, в связи с чем собственники земельных участков лишены возможности свободного доступа к своим земельным участкам, ранее там проходила лесная дорога, при строительстве детской железной дороги с администрацией было согласовано обустройство пожарного проезда через железнодорожные пути к лесному массиву для проезда пожарной техники, когда земельные участки внутри кольца железной дороги были проданы частным лицам, данная дорога стала использоваться жителями коттеджного поселка и фактически является автомобильной дорогой, в настоящее время дорога на балансе не значится, но используется как автомобильная дорога общего пользования, поэтому появилась необходимость оборудовать железнодорожный переезд.
Представитель третьего лица АО «Росжелдорпроект» по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснил, что при строительстве детской железной дороги проектом было предусмотрено обустройство пожарного проезда для обеспечения доступа к земельным участкам, расположенным внутри кольца Ярославской детской железной дороги, в техническом задании к данному проезду требования были ужесточены, предусмотрены требования как к дороге общего пользования, в настоящее время статус дороги не изменен, юридически дорога является лесной, и предусмотренные законом требования к железнодорожному проезду как пожарному соблюдены, оснований для применения требований, предусмотренных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №237 от 31.07.2015г., к данному проезду в настоящее время не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворению не подлежат.
По делу установлено, что прокуратурой Ярославского района Ярославской области проведена проверка по коллективному обращению собственников земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в результате которой установлено, что внутри кольца Ярославской детской железной дороги Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» расположены земельные участки. Доступ собственников к своим земельным участкам осуществляется через пожарный проезд железнодорожного пути Ярославской детской железной дороги, оборудованный ОАО «РЖД» в 2010 году. Пожарный проезд оборудован двумя горизонтально-поворотными шлагбаумами, которые запираются на замки, тем самым создано препятствие в доступе собственников к своим земельным участкам, расположенным в кольце детской железной дороги.
Прокурор Ярославского района Ярославской области ссылается на то, что данный проезд фактически представляет собой железнодорожный переезд, поскольку пересекает автомобильную дорогу, поэтому данный железнодорожный переезд должен быть обустроен в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №237 от 31.07.2015 г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», и требованиями «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст).
В силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2015 г N 4237 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов.
Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия) устанавливают требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним.
Как следует из данных Условий, железнодорожный переезд это пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 14 Условий железнодорожные переезды подразделяются:1) общего пользования - на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами общего пользования;
2) необщего пользования - на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами необщего пользования.
В соответствии с Условиями железнодорожные переезды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории. Категории железнодорожных переездов общего и необщего пользования указаны в таблицах 1 и 2.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью второй данной статьи установлена обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды (пересечения автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне) устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов.
Из представленного в материалы дела технического паспорта путей ЯДЖД Ярославль Главный дистанции пути следует, что железнодорожного переезда, находящегося на детской железной дороге не имеется.
По делу установлено, что при реконструкции Ярославской детской железной дороги в 2008 году в районе станции Луговая по требованию ГУ ЯО «Ярославский лесхоз» был организован пожарный проезд на территорию Ярославского бора через железнодорожные пути ЯДЖД и установлен запирающий шлагбаум.
Как следует из пояснений представителя Администрации Заволжского сельского поселения ФИО4, проезд через железнодорожные пути в районе станции Луговая был организован для проезда автотранспортной и пожарной техники к лесному массиву, расположенному внутри кольца ЯДЖД в целях пожарной безопасности.
Согласно материалам дела, в 2013 году ФИО был приобретен в собственность земельный участок в границах кольца детской железной дороги. Земельный участок был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с разрешенным использованием: отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью. Впоследствии земельный участок разделен на 16 самостоятельных земельных участков.
Доступ собственников к данным земельным участкам осуществлялся через пожарный проезд, который был организован по решению ОАО «РЖД» на основании обращения Департамента лесного хозяйства Ярославской области в целях реализации мер пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, по делу установлено, что при реконструкции детской железной дороги, еще до приобретения в собственность земельных участков, расположенных внутри кольца железной дороги, был предусмотрен и организован пожарный проезд, обеспечивающий доступ пожарной и иной техники к земельным участкам внутри кольца железной дороги. На момент прокладки детской железной дороги какие-либо объекты внутри кольца железной дороги отсутствовали, в месте оборудования пожарного проезда проходила лесная дорога. С момента приобретения земельных участков, расположенных внутри кольца детской железной дороги, статус дороги не изменился, данная дорога как автомобильная на балансе Администрации Заволжского сельского поселения не состоит.
Лесная дорога, которая пересекает пути детской железной дороги, не имеет полосы отвода, не классифицируется по условиям движения и доступа, не определяется в качестве автомобильной дороги. То есть какого-либо пересечения железнодорожных путей с автомобильной дорогой не имеется. Основания расценивать существующий железнодорожный проезд именно железнодорожным переездом, отсутствуют.
Факт приобретения земельных участков, расположенных внутри кольца детской железной дороги, и использование лесной дороги через железнодорожные пути для проезда к недвижимому имуществу, не является основанием для признания места переезда автомобильного транспорта железнодорожным переездом. Учитывая, что железнодорожный переезд это все-таки пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями, доказательств того, что железнодорожные пути пересекает именно автомобильная дорога, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, поскольку спорный проезд не является железнодорожным переездом, требования Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №237 от 31.07.2015 г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов» к данному технологическому проезду не применимы.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 марта 2009 N 46 утвержден Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов). Согласно пункту 3 указанного Порядка открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего или необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. При рассмотрении обращения по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, такого решения ОАО «РЖД» не принималось.
Из представленного в материалы дела протокола совещания у главного инженера Северной железной дороги от 29 мая 2017 года, на котором присутствовали собственники земельных участков, следует, что после приобретения ФИО земельного участка внутри кольца ЯДЖД шлагбаум был сломан, по пожарному проезду организован проезд автомашин к земельным участкам собственников, данный пожарный проезд не оборудован согласно установленным требованиям и является технологическим, несанкционированный проезд личного автотранспорта создает риски аварийных ситуаций. На данном совещании установлено, что возможным вариантом решения является обустройство переезда за счет собственников земельных участков, расположенных в кольце ЯДЖД, принято решение организовать сбор технических условий на организацию железнодорожного переезда на месте пожарного проезда.
Нарушений прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, не установлено, поскольку спорный проезд является проездом противопожарного назначения. Организация несанкционированного переезда автомобильного транспорта через железнодорожные пути детской железной дороги не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга и не порождает у ОАО «РЖД» обязанности обустроить железнодорожный переезд. В целях пересечения железнодорожного пути для прохода и подъезда к недвижимому имуществу собственники земельных участков вправе обратиться к правообладателю железнодорожных путей с предложением о предоставлении постоянного права ограниченного пользования частью железнодорожных путей, направив соглашение об установлении сервитута.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обустроить железнодорожный переезд на детской железной дороге.
Исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обустроить железнодорожный переезд оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья | О.А.Нувахова |