ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4047/17 от 25.12.2017 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2-4047/2017 25 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее – Управление) о включении в специальный стаж периодов работы с 01.10.1995 по 26.04.1998 и с 12.05.1998 по 23.06.1998, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.08.2017. В обоснование исковых требований указал, что обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее назначении ему было отказано по причине отсутствия специального стажа работы. При этом из данного стажа исключены вышеуказанные периоды работы в ЗАО «Циглес» газоэлектросварщиком по причине отсутствия документов, подтверждающих факт работы в льготных условиях. Считает, исключение данного периода из специального стажа является необоснованным, поскольку факт работы в данный период подтверждается записью в его трудовой книжке, справкой, уточняющей особый характер работы. Просит включить данные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.08.2017.

В ходе рассмотрения дела сторона истца увеличила размер исковых требований: просит также включить в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 24.07.1985 по 28.07.1985, с 29.07.1985 по 11.10.1985, с 12.02.1988 по 31.12.1991, в календарном исчислении периоды с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, дополнив, что истец работал в ЗАО «Циглес» электросварщиком полный рабочий день, простоев и прогулов в работе не имел. При этом использовал в работе ручную сварку. Занимался сваркой оборудования. Считает, данный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку факт работы в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтверждается записями в трудовой книжке истца и справкой, уточняющей особый характер работы, выданной истцу работодателем. При этом данная справка предоставлялась пенсионному органу при обращении за назначением пенсии. Считает также, что периоды с 24.07.1985 по 28.07.1985, с 29.07.1985 по 11.10.1985, с 12.02.1988 по 31.12.1991 должны быть учтены в специальный стаж истца в льготном исчислении, поскольку ранее действовавшее законодательство позволяло включать периоды в специальный стаж в льготном исчислении. В период с 01.01.2017 по 19.07.2017 истец работал электросварщиком ручной сварки в АО «ПО СМП», о данном периоде работы при обращении за назначением пенсии также представил справку, уточняющую особый характер работы. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что по результатам оценки пенсионных прав истца ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы. При этом руководствуясь положениями ч. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионным органом подсчет стажа работы истца производился с применением указанных положений закона и без их применения. С учетом применения данных положений закона специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составил 11 лет 01 месяц 08 дней, страховой стаж - 36 лет 02 месяца 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера — 19 лет 03 месяца 06 дней. При этом в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 данного закона включены периоды службы в армии, обучения в училище, однако периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включены в данный стаж только начиная с 01.01.1992, так как до указанной даты г.Архангельск не относился к таким местностям, в связи с чем и периоды работы до 01.01.1992 включены в специальный стаж в календарном порядке; без применения данной нормы закона специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составил 10 лет 02 месяца 10 дней, страховой стаж - 40 лет 04 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера — 22 года 02 месяца 10 дней. При этом в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 данного закона не включены периоды службы в армии, обучения в училище, но периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включены в указанный стаж и до 01.01.1992 и после указанной даты, а в специальный стаж и до 01.01.1992 и после указанной даты включены в льготном (полуторном) исчислении. Период работы в ЗАО «Циглес» исключен из специального стажа при подсчете стажа по обоим вариантам, так как доказательств работы истца в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, не представлено. Справка, уточняющая особый характер работы, истцом при обращении за назначением пенсии не предоставлялась. Считает, данная справка не может быть принята во внимание, поскольку противоречит первичным документам. Период с 01.01.2017 по 19.07.2017 исключен из специального стажа по причине отсутствия в персонифицированном учете сведений о работе истца в данный период. Просит в удовлетворении требований отказать.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, материалы наблюдательного дела ЗАО «Циглес», суд приходит к следующему.

Из материалов отказного пенсионного дела истца следует, что он 20.07.2017 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее назначении ему было отказано. Подсчет стажа работы истца произведен пенсионным органом по двум вариантам, с применением ч. 8 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях» и без ее применения. С применением указанных положений закона специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом суммирования периодов работы, по п. 1 ч. 1 ст. 30 данного закона составил 11 лет 01 месяц 08 дней, страховой стаж - 36 лет 02 месяца 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера — 19 лет 03 месяца 06 дней; без ее применения ранее действующего законодательства специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом суммирования периодов работы, по п. 1 ч. 1 ст. 30 данного закона составил 10 лет 02 месяца 10 дней, страховой стаж - 40 лет 04 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера — 22 года 02 месяца 10 дней.

Порядок исчисления и назначения пенсии с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Ранее достижения возраста, установленного статьей 8 страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии со ст. 33 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно записям в трудовой книжке истца, истец в период с 24.07.1985 по 11.10.1985 работал в Архангельском монтажном управлении «Севзапэнергомонтаж» сварщиком ручной эл.дуговой сварки; в период с 12.02.1988 по 31.05.1989 – в Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота электросварщиком котельно-сварочного участка; с 01.06.1989 по 30.09.1995 – в Цигломенском ЛДК электросварщиком и электрогазосварщиком; с 01.10.1995 по 23.06.1998 – в ЗАО «Циглес» электрогазосварщиком 6 разряда ручной сварки на условиях трудового контракта; с 04.10.2016 по настоящее время работает в АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» электросварщиком ручной сварки.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подразделом 23200000-19756 раздела XXXIII Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Таким образом, право на досрочную пенсию имеет не каждый электрогазосварщик, а лица данной специальности, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при документальном подтверждении одного из перечисленных выше условий.

Как следует из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.

Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии со ст.12, 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как указывает сторона истца, в спорные периоды с 01.10.1995 по 26.04.1998 и с 12.05.1998 по 23.06.1998 истец работал электросварщиком ручной сварки.

В записи в трудовой книжке истца его должность указана как электрогазосварщик 6 разряда ручной сварки на условиях трудового контракта. Запись внесена на основании приказа от <Дата><№>-к.

Согласно материалам дела, истцу ЗАО «Циглес» выдана справка, уточняющая особый характер работы, согласно которой в вышеуказанный период истец работал в должности электросварщика на резке и ручной сварке полный рабочий день. Основанием выдачи справки значатся: личная карточка, тот же приказ о приеме истца на работу от <Дата><№>-к, лицевые счета за 1995-1998 годы.

Вместе с тем, запись в трудовой книжке истца и справка, уточняющая особый характер работы, противоречат первичным документам – приказу о приеме истца на работу, личной карточке, лицевым счетам. Так, из приказа от <Дата><№>-к следует, что истец принят в ЗАО «Циглес» электрогазосварщиком 6 разряда. Данная должность значится в личной карточке, приказе о продлении срока трудового контракта, приказе об увольнении, лицевых счетах. Сведений о том, что истец работал в обществе электросварщиком именно на резке и ручной сварки, как это указано в справке, уточняющей особый характер работы, и трудовой книжке, в первичных документах не содержится.

Не содержит сведений о наличии работников в ЗАО «Циглес», работающих в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также каких-либо сведений о работе электросварщиков и наблюдательное дело данного общества.

Таким образом, указанные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о том, что истец в спорные периоды с 01.10.1995 по 26.04.1998 и с 12.05.1998 по 23.06.1998 работал электросварщиком именно на резке и ручной сварке. Ни запись в трудовой книжке истца, ни справка, уточняющая особый характер работы, не могут быть приняты во внимание, вызывают сомнения, поскольку содержат сведения о работе истца, несоответствующие первичным документам. Иных документов, подтверждающих льготный характер работы истца в периоды с 01.10.1995 по 26.04.1998 и с 12.05.1998 по 23.06.1998 в нарушение требований ст.ст.56,57 ГПК РФ стороной истца не представлено.

Учитывая, что указание на выполнение истцом работ по должности электросварщика ручной сварки полный рабочий день относится к особенностям осуществления трудовой функции, доказательств, содержащих сведения о характере выполняемых работ в оспариваемые периоды, занятость полный рабочий день, стороной истца не представлено, оснований для включения в специальный стаж периодов работы в ЗАО «Циглес» с 01.10.1995 по 26.04.1998 и с 12.05.1998 по 23.06.1998 у суда не имеется, в удовлетворении данных требований надлежит отказать.

Как указано выше, с 04.10.2016 по настоящее время истец работает в АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» электросварщиком ручной сварки.

Исключая период работы истца с 01.01.2017 по 19.07.2017 из специального стажа, сторона ответчика ссылается на отсутствие в персонифицированном учете сведений о работе за данный период.

При обращении за назначением пенсии, истец представил пенсионному органу справку, уточняющую особый характер работы, от <Дата><№>, выданную АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», согласно которой истец в период с 01.01.2017 по 31.03.2017 работал в обществе полный рабочий день электросварщиком ручной сварки, был занят на работах внутри резервуаров, баков, цистерн и отсеков судов, работа в указанной должности дает право на досрочное назначение пенсии, предусмотрена позицией 12100000-19906, раздела 23 Списка № 1 от 26.01.1991, а не Списка № 2. 01.03.2017 являлся днем без оплаты, 01.02.2017 – днем без особых условий труда. По периоду с 01.04.2017 по 19.07.2017 сведений о работе в льготной должности в данной справке не имеется. Не представлено таких документов и суду.

Сторона истца просит включить периоды с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017 в специальный стаж по п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Однако доказательств факта работы в должности, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 стороной истца не представлено. Период с 01.01.2017 по 31.03.2017, за исключением 01.02.2017 и 01.03.2017 являлся периодом работы во вредных, а не в тяжелых условиях труда, а по периоду работы с 01.04.2017 по 19.07.2017 сведений о работе в льготной должности материалы дела не содержат. Требований о включении периодов с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017 по п. 1 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона стороной истца не заявлено, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах оснований для включения периодов работы истца с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017 в специальный стаж по п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» у суда не имеется.

Истец также просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в Архангельском монтажном управлении «Севзапэнергомонтаж», Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Цигломенском ЛДК с 24.07.1985 по 28.07.1985, с 29.07.1985 по 11.10.1985, с 12.02.1988 по 31.12.1991 в льготном (полуторном) исчислении. Данные периоды работы имели место в г.Архангельске.

Как указано выше, данные периоды пенсионным органом как при применении ч.8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях», так и без ее применения включены в специальный стаж истца по п. 2 ч.1 ст.30 данного закона. Однако с учетом ее применения включены в специальный стаж в календарном порядке.

Действительно, в силу ч. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, по выбору застрахованного лица те периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Однако положения указанной статьи касаются порядка исчисления страхового стажа, а не стажа на соответствующих видах работ.

Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Таким образом, возможность применения ранее действовавшего законодательства допускается законом и к периодам на соответствующих видах работы. При этом возможность его применения не зависит от волеизъявления застрахованного лица.

Как пояснил представитель ответчика, при применении данных положений закона специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составил 11 лет 01 месяц 08 дней, страховой стаж - 36 лет 02 месяца 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера — 19 лет 03 месяца 06 дней. При этом в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 данного закона включены периоды службы в армии, обучения в училище, однако периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включены в данный стаж только начиная с 01.01.1992, так как до указанной даты г.Архангельск не относился к таким местностям, а период работы в специальный стаж до 01.01.1992 включены календарно; без применения данной нормы закона специальный стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составил 10 лет 02 месяца 10 дней, страховой стаж - 40 лет 04 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера — 22 года 02 месяца 10 дней. При этом в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст.30 данного закона не включены периоды службы в армии, обучения в училище, но периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включены в указанный стаж и до 01.01.1992 и после указанной даты, а в специальный стаж периоды работы и до 01.01.1992 включены в льготном (полуторном) исчислении.

Однако при таком подсчете стажа пенсионным органом не учтены положения ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, в силу ч. 2 ст. 32 данного закона при назначении страховой пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Иного в части исчисления стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, или в районах Крайнего Севера, применения другого перечня районов и местностей, законом не установлено. Применение законодательства, действовавшего в период выполнения каких-либо работ, законом допускается при исчислении страхового или специального стажа, а не стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, или районах Крайнего Севера.

Таким образом, независимо от периода выполнения работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, или районах Крайнего Севера применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Согласно указанному Перечню по состоянию на 31.12.2001 г. Архангельск (Архангельской области) относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Учитывая изложенное, периоды работы истца в г.Архангельске как при применении ранее действовавшего законодательства к периодам выполнения работы, так и без его применения должны учитываться в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении.

Более того, суд обращает внимание, что спорные периоды работы в Архангельском монтажном управлении «Севзапэнергомонтаж», Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Цигломенском ЛДК имели место в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке.

В свою очередь абзацем вторым пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 №1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трёх лет.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10.02.1960, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26.09.1967, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10.02.1960, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.

На основании подпункта «а» пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что действующее в периоды работы истца в Архангельском монтажном управлении «Севзапэнергомонтаж», Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Цигломенском ЛДК пенсионное законодательство не предусматривало возможности включения периодов работы, имевших место в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в льготном (полуторном) исчислении, являются ошибочными.

При таких обстоятельствах периоды работы истца с 24.07.1985 по 28.07.1985, с 29.07.1985 по 11.10.1985, с 12.02.1988 по 31.12.1991 подлежат включению в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении.

При включении данных периодов в специальный стаж истца в льготном исчислении и стажа, учтенного пенсионным органом, специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости, составит более 12 лет 06 месяцев.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, истец, <Дата> года рождения, обратился с заявлением о назначении пенсии 20.07.2017.

Мужчине, достигшему возраста 50 лет, для назначения досрочной страховой пенсии по старости необходимо иметь 25 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, не менее 12 лет 06 месяцев специального стажа работы.

У истца необходимое количество стажа имеется.

Таким образом, досрочная страховая пенсия с учетом установленного стажа может быть назначена истцу с момента достижения возраста 50 лет, то есть с 19.08.2017.

При таких обстоятельствах исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежат частичному удовлетворению, в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы с 01.10.1995 по 26.04.1998, с 12.05.1998 по 23.06.1998, с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017 надлежит отказать.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в пользу истца подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 24.07.1985 по 11.10.1985, с 12.02.1988 по 31.05.1989, с 01.06.1989 по 31.12.1991 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 19.08.2017.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.10.1995 по 26.04.1998, с 12.05.1998 по 23.06.1998, с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 02.02.2017 по 28.02.2017, с 02.03.2017 по 19.07.2017 отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Попова