ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4048/2016 от 12.07.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-4048/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 12 июля 2016 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,

при секретаре Шибанаевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл к ФИО1 о расторжении договора, взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1, просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 109842 руб. 46 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ФИО1 заключен договор о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, в соответствии с которым Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному ФИО1 в ОСБ Марий Эл № 8614 в сумме 850 ООО руб. по кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилья по адресу: <адрес>. Согласно п. договора социальные выплаты производятся в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были предоставлены социальные выплаты в соответствии с договором на сумму 118 501 руб. 93 коп.

ДД.ММ.ГГГГ семья Т-вых включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по обязательствам 2013 года в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»

федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма социальной выплаты по категории «Молодая семья» была перечислена истцом ДД.ММ.ГГГГ в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола», которым указанная сумма ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями № и были перечислены на счет получателя - ФИО1

В соответствии с п. 18 Положения социальные выплаты не предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, ранее получавшим социальные выплаты или иные меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Учитывая, что финансирование Подпрограммы осуществляется, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, ФИО1 был нарушен п. 18 Положения, а Республике Марий Эл в лице Министерства был причинен ущерб на сумму 109 842 (сто девять тысяч восемьсот сорок два) руб. 46 коп. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 была направлена претензия, в которой ответчику было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон (проект соглашения прилагался) и возвратить в течение семи календарных дней после получения претензии сумму неосновательного обогащения в размере 118 501 (сто восемнадцать тысяч пятьсот один) руб. 93 коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Данная претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени сумма неосновательного обогащения не перечислена Истцу.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были увеличены истец просил взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 118335 руб. 70 коп. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования оставлены без изменения.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 исковые требования не признали, просили в иске отказать, представили отзыв на иск, доводы которого поддержали в полном объеме, пояснили, что обязанности, предусмотренные договором , так же как и Положение ответчик не нарушал.

Представитель третьего лица Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» ФИО4 оставила разрешение данного дела на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.07.2011 года № 226 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья (далее - Положение), в целях поддержки семей, имеющих трех и более детей, при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.

В соответствии с п.9 Положения семья ФИО1, состоящая из 5 человек, ДД.ММ.ГГГГ была включена в перечень граждан, претендующих на предоставление социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и ФИО1 был заключен договор о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, по условиям которого Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному ФИО1 в ОСБ Марий Эл № 8614 в сумме 850 ООО руб. по кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилья по адресу: <адрес>. Согласно п. Договора социальные выплаты производятся в соответствии с названным выше Положением.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были предоставлены социальные выплаты в соответствии с Договором на сумму 126995 руб. 17 коп.

ДД.ММ.ГГГГ семья Т-вых Администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по обязательствам 2013 года в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ по обязательствам ДД.ММ.ГГГГ был изменен.

Сумма социальной выплаты по категории «Молодая семья» была перечислена Министерством ДД.ММ.ГГГГ в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола», которым указанная сумма ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями № и были перечислены на счет получателя ФИО1

В соответствии с разделом 4 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» в редакции от 18.04.2014 г. (далее - Подпрограмма) основными источниками финансирования подпрограммы являются:

средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты;

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к Подпрограмме) социальные выплаты в рамках реализации Подпрограммы выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения
(за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи
организацией на приобретение жилого помещения экономкласса
на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда
на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого
взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один
из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-
строительного, жилищного накопительного кооператива (далее -
кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит
в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного
кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение
жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией
на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения
экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены
договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это
предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов
по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным
займам на приобретение жилого помещения или строительство
индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее -
погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов,
штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по
этим кредитам или займам.

Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк документы, предусмотренные Приложением № 3 к Подпрограмме. Банк проверяет представленные документы и в случае полноты и достоверности представленного пакета документов направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов (договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 г.).

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.

Заявляя данный иск, истец основывает свои требования на п. 18 Положения, в соответствии с которым социальные выплаты не предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, ранее получавшим социальные выплаты или иные меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, учитывая, при этом что финансирование Подпрограммы осуществляется, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Истец указывает, что ФИО1 нарушен п.18 Положения, на основании которого был заключен договор , путем получения мер соцподдержки по двум программам, что недопустимо.

Проверяя доводы истца, суд приходит к выводу, что с момента получения социальной выплаты по категории «Молодая семья» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 утратила право на получение социальных выплат в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 226 и с этого момента считается ранее получавшей социальные выплаты. Следовательно, получение социальных выплат после данной даты является незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО1 была направлена претензия, в которой ответчику было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон (проект соглашения прилагался) и возвратить в течение семи календарных дней после получения претензии сумму неосновательного обогащения в размере 118 501 (сто восемнадцать тысяч пятьсот один) руб. 93 коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Данная претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени сумма неосновательного обогащения не перечислена истцу.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком неосновательно получена денежная сумма в размере 118335 руб. 70 коп. и подлежит взысканию с ответчика в пользу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

Истцом заявлено требование о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством и ФИО1 о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья в связи с существенным нарушением условий договора со стороны ФИО1

В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Существенным нарушением договора со стороны ответчика является получение ФИО1 суммы социальных выплат за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных различными нормативными правовыми актами: подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» и Положением, что прямо запрещено п. 18 Положения.

Таким образом, суд находит требования о расторжении договора подлежащими удовлетворению.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3866 руб. 71 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл удовлетворить.

Расторгнуть договор о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в пользу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл неосновательное обогащение в размере 118335 руб. 70 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 3866 руб. 71 коп. в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Нечаева

В окончательной форме решение принято 18 июля 2016 года.