Дело № 2-404/2019
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
судьи Корнеевой А.М.
при секретаре Аксеновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Липецкой области к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция Липецкой области обратилась в суд с иском к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение, указав, что 24.08.2018 г. в адрес Государственной жилищной инспекции поступило обращение №№ по вопросу ненадлежащего содержания жилого помещения квартиры №<адрес>, собственником которой является ФИО1 На основании распоряжений руководителя Госжилинспекции № № от 02.10.2018 г. и №№ от 06.11.2018 г. назначалась проверка обращения в отношении собственника помещения. О дате и времени проведения проверок ответчик извещался телеграммой, однако доступ в помещение не представлен.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также объяснила, что доступ в жилое помещение ответчика необходим для проведения обследования общедомового имущества, расположенного в квартире <адрес>.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО УК «Спутник» по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, а также объяснила, что 25.01.2019 года составлен акт о заливе квартиры <адрес> из вышерасположенной квартиры № №, собственником которой является ФИО1, предположительно причиной залива явилась течь системы отопления или других коммуникаций, расположенных в квартире ответчика, но ФИО1 не предоставил доступ в свою квартиру для обследования и установления точной причины залива работникам управляющей компании.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке по адресу, подтвержденному УВМ УМВД России по Липецкой области, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Конверты с судебными извещениями возвращены с отметкой «за истечением срока хранения». Данное обстоятельство суд расценивает как нежелание ответчика получать судебные извещения и приходит к выводу о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
В силу части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании с.4 ст.17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Как следует из содержания ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п.п. 2,3 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п.п. «а» п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме
В силу положений жилищного законодательства РФ, Положения о государственной жилищной инспекции Липецкой области, утвержденного Распоряжением администрации Липецкой области от 08.02.2016 № 43-р, Государственная жилищная инспекция Липецкой области является контрольным исполнительным органом государственной власти Липецкой области.
В соответствии п.п. 2.1 Положения Госжилинспекция выполняет следующие функции: осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:
к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
к формированию фондов капитального ремонта;
к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
к созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
об ограничении изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
Осуществляет деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от 05.09.2013 г. ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.09.2018 г.
24.08.2018 г. в ГЖИ Липецкой области поступило заявление от 20.08.2018 г. за № № от председателя Липецкого городского Совета депутатов по вопросу ненадлежащего содержания жилого помещения №<адрес>. Собственник квартиры содержит квартиру в антисанитарном состоянии, а именно: развел кошек, не делает ремонт, заливает живущих ниже этажами, ползут тараканы.
ГЖИ Липецкой области принято распоряжение (приказ) от 02.10.2018 г. № № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении собственника ФИО1 по <адрес> с целью проверки обращения №№ от 24.08.2018 г. по адресу: <адрес>. Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами со сроком проведения проверки 6 рабочих дней. Приступить к проверке с 05.10.2018 г. по 12.10.2018 г. по обследованию квартиры № № на предмет использования по не назначению квартиры №<адрес>.
О проведении проверки собственник ФИО1 извещен телеграммой о предоставлении доступа в квартиру по адресу: <адрес>, для участия в мероприятии по государственному надзору 05.10.2018 г. в 09 час. 00 мин. и 13.11.2018 г. в 11 час. 00 мин.
05.10.2018 г. на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции Липецкой области № № от 02.10.2018 г. проведена внеплановая, выездная проверка в отношении собственника квартиры № № ФИО1 с 09 час. 00 мин. до 15 час.00 мин. в ходе которой установлено, что собственником квартиры № <адрес> не предоставлен доступ в указанное жилое помещение. О дате и времени проведения проверки владелец указанной квартиры был уведомлен надлежащим образом (Телеграмма №№ от 02.10.2018 г.), о чем составлен акт проверки органом государственного жилищного надзора гражданина № № от 05.10.2018 г.
06.11.2018 г. ГЖИ Липецкой области принято Распоряжение (приказ) № № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении собственника ФИО1 по <адрес> с целью проверки обращения от 24.08.2018 г. по адресу: <адрес>. Предметом проверки явилось обследование квартиры № <адрес>.
О проведении проверки собственник ФИО1 так же извещен телеграммой о необходимости предоставления доступа в квартиру по адресу: <адрес>, для участия в мероприятии по государственному надзору 13.11.2018 г. в 11 час. 00 мин.
13.11.2018 г. на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции Липецкой области № № от 06.11.2018 г. проведена внеплановая, выездная проверка в отношении собственника квартиры № № ФИО1 с 11 час. 00 мин. до 15 час.00 мин., между тем собственником квартиры № <адрес> не предоставил доступ в указанное жилое помещение, о чем составлен акт проверки органом государственного жилищного надзора гражданина № № от 13.11.2018 г.
Согласно акту о заливе от 25.01.2019 года, составленного работниками ООО УК «Спутник», произведено обследование квартиры <адрес> на предмет залива из вышерасположенной квартиры № №. В акте указано, что определить дату, время, причину залива нет возможности; житель квартиры № № не предоставил доступ в квартиру.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, до настоящего времени дата и время обследования принадлежащего ФИО1 жилого помещения не согласованы, что свидетельствует о том, что фактически последний не оспаривает наличия с его стороны действий, свидетельствующих о создании препятствий Госжилинспекции Липецкой области в доступе в принадлежащее ФИО4 жилое помещение для проведения осмотра общедомового имущества и выявления нарушений.
Таким образом, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 25 Конституции, ч.2 ст.3 ЖК РФ проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения.
Проверочные мероприятия направлены на проведение обследования общедомового имущества, расположенного в квартире <адрес>, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние общедомового имущества, расположенного в жилом помещении, и исполнить возложенные на него функции. Кроме того, необходимо обследовать квартиру ответчика при возникшей ситуации, которая напрямую затрагивает права иных проживающих в МКД лиц.
Учитывая наличие объективной необходимости обследования общедомового имущества, расположенного в квартире <адрес> и отсутствие возможности иным способом обеспечить выполнение возложенных на истца функций исковые требования Государственной жилищной инспекции Липецкой области к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ФИО1 предоставить Государственной жилищной инспекции Липецкой области доступ в жилое помещение № №, расположенное в многоквартирном доме № <адрес> для проведения обследования общедомового имущества.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.М. Корнеева
Мотивированное заочное решение суда с учетом ч. 2 ст. 108 ГПК РФ составлено 11.02.2019 г.
Судья А.М. Корнеева