Дело № 2-404/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мусаэльянц Е.М., с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области ФИО1, при секретаре судебного заседания Глушко М.М., при подготовке и организации судебного процесса пом. судьи Александровой Е.Д.,
рассмотрев 18 ноября 2019 года в открытом судебном заседании в р.п. Нововаршавка Омской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о включении спорных периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о включении спорных периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование заявления истица указала, что она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости. Истица получила отказ. Отказ истица считает незаконным и необоснованным.
Стаж педагогической деятельности истицы составляет в календарном исчислении составляет около 20 лет в должности учителя и 6 лет в должности педагога - библиотекаря, общий стаж – около 26 лет. Период обучения в Саргатском педагогическом училище подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. А также подлежат включению все периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии. Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, все периоды работы, указанные в трудовой книжке истца. Обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости, взыскать сумму государственной пошлины.
В судебное заседание истица не явилась, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства. В предыдущем судебном заседании ФИО2 доводы иска поддержала по всем изложенным в нем основаниям. Просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в полном объеме, при этом указала на то, что спорные периоды не подлежат включению в льготный стаж работы истицы, на момент вынесения решения об отказе в установлении пенсии, у истицы отсутствовал стаж работы требуемой продолжительности. Просит учесть, что в стаж работы ФИО2 часть периодов работы включена в бесспорном порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, БОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза ФИО3» Русско – Полянского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 г.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подп. «м» п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
При этом согласно подп. «в» п. 3 этого же постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подп. «м» п. 1 настоящего постановления, последовательно применяются:
положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 - в период с 01.01.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 - с 01.01.2002 г.
Абзацем 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. №16/19па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 г., в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п. 1 данного Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (п. 1 ст. 27 и подп. подп. 7-13 п. 1 ст. 28 Закона от 17 декабря 2001 г.).
Согласно абз. 1 п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 10.06.2019 года истица обратилась в ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области №... от 23 июля 2019 года ФИО2 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием у застрахованного лица условия, определяющего право на назначение страховой пенсии по старости предусмотренного Законом РФ № 400 - ФЗ, а именно не менее 25 лет осуществления педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
Согласно представленных документов на дату обращения у ФИО2 имеется педагогического стажа 19 лет 04 месяца 22 дня.
Из стажа для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью были исключены следующие периоды:
Период обучения с 01.09.1983 года по 06.07.1985 года в Саргатском педагогическом училище. Поскольку в соответствии с абз. 5 п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения № 1397 от 17.12.1959 года засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, данному периоду педагогическая деятельность не предшествовала.
Период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж, так как в соответствии с Разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 п.21, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 354 – 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Кроме периодов работы в стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Вышеуказанные периоды таковыми не являются.
Период работы с 01.08.2012 год по 09.06.2019 года в БОУ «Русскополянская школа № 2» в должности заведующей библиотекой, педагога - библиотекаря, так как должности не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
В специальный стаж включены следующие периоды: в должности воспитателя в «Розовский детский дом им. М.А. Руденка» с 15.08.1985 года по 31.08.1986 года. В должности учителя в Логуновской 8 летней школы с 01.09.1986 года по 17.08.1990 года. В должности учителя русского языка и литературы Заливинской средней школы с 22.08.1990 по 31.07.1996 года.В должности учителя Логуновской основной общеобразовательной школы с 01.08.1996 года по 22.10.2003 года, с 02.09.2004 года по 21.11.2005 года.
Поскольку ответчиком в бесспорном порядке включена работа с 15.08.1985 года по 31.08.1986 года, с 01.09.1986 года по 17.08.1990 года, с 22.08.1990 года по 31.07.1996 года, с 01.08.1996 года по 22.10.2003 года, с 02.09.2004 года по 21.11.2005 года, в данной части требования истицы оценке не подлежат поскольку в данной части спор о праве отсутствует.
Относительно иных периодов суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 01 сентября 1983 года по 3 июля 1985 года истица проходила обучение в Саргатском педагогическом училище (диплом №... от ДД.ММ.ГГГГ).
До обучения трудовую деятельность не осуществляла. После обучения с 15.08.1985 года принята воспитателем в Розовскую школу - интернат.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим в период обучения истицы в педагогическом училище (дневное отделение), утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно абз. 5 п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из буквального содержания абзаца 5 пункта 2 указанного Положения, являющегося приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, следует, что для зачета периода обучения в стаж для досрочного назначения пенсии периоду обучения в педагогическом учебном заведении непосредственно должна предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность. При этом педагогическая деятельность должна иметь место до начала обучения. Между тем, в рассматриваемом случае эти условия не выполнены. Поскольку до прохождения обучения у истицы отсутствовала педагогическая деятельность. Указанный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
Относительно периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.10.2003 года по 01.09.2004 года суд приходит к следующему.
Из справки от 05 июня 2019 года Комитета по образованию Администрации Русско – Полянского муниципального района Омской области следует, что ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23 октября 2003 года по 01.09.2004 года (приказ №... от ДД.ММ.ГГГГ, приказ №... от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, утратившего силу, женщине по её заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохранялось место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» в статью 167 были внесены ограничения, согласно которым отпуска по уходу за ребёнком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно разъяснениям Минтруда РФ (п. 21) от 2 мая 1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 1 октября 1999 года) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу вышеназванного Закона РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В последствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.
Таким образом, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу ЗаконаРоссийской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку истица просит включить период отпуска по уходу за ребенком с 23.10.2003 года, то есть после 06 октября 1992 года, то указанный период отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности включению не подлежит.
Период с 30.11.2005 года по 14.01.2006 года не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку с 21.11.2005 года истица была уволена по уходу за ребенком и с 16.01.2006 года была принята на работу в Русско – Полянскую ЦБС. Принята в качестве библиотекаря 1 категории 10 разряда в отдел обслуживания МУК ЦБС Русско – Полянского района. Так как в промежуток с 30.11.2005 года по 14.01.2006 года истица не осуществляла педагогическую деятельность.
Период работы истицы с 16.01.2006 года по 10.03.2010 года в качестве библиотекаря в МУК «Центральной Библиотечной системы» Русско – Полянского района Омской области не подлежит включению в специальный стаж истицы, поскольку в указанный период работы не действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с пунктом 2 Положения которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в библиотеках в должности библиотекаря, указанный период мог быть включен при условии работы до 01.01.1992 года.
В связи с изложенным, не подлежит включению период работы истицы в должности заведующей библиотекой с 01.08.2012 года по 01.01.2013 года в МКОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2». Сведений о работе истицы в должности педагога в указанный период не имеется.
Из справки уточняющей работу БОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени героя Советского Союза ФИО3» Русско – Полянского муниципального района Омской области следует, что в период с 2013 года по 2015 г.г. истица педагогическую деятельность не осуществляла, педагогическая нагрузка в неделю составила 0, внеурочные занятия - 0.
Относительно периода работы истицы с 2015 учебного года по день обращения истца в ГУ УПФР 10.06.2019 года суд приходит к следующему.
Из справки, уточняющей период работы следует (л.д. 109, 158), что в 2015 – 2016 году педагогическая нагрузка составила - 0 (в 2015 - 2016 внеурочные занятия в 1,4 классах - 4 часа в неделю), в 2016 - 17 году - 0 (внеурочные -0), в 2017 – 2018 году - история, обществознание в 6 А и 6 Б классах 6 часов педагогическая нагрузка (внеурочная деятельность 4 часа), в 2018 – 2019 году учебная нагрузка составляла - 0 (внеурочные занятия в 2018 – 2019 году в 5,6, 7 классах - 5 часов в неделю).
Период работы ФИО2 с 2019 по 2020 год не подлежит оценке, поскольку суд рассматривает требования в которых отказано ГУ УПФР в зачете специального стажа истице, ФИО2 обратилась за назначением пенсии 10.06.2019 года, отказ ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области вынесен за период с 01.08.2012 года по 09.06.2019 года, соответственно ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области период работы за 2019 – 2020 учебный год не оценивался и во внимание не принимался, отказ в данной части не выносился. Поскольку 2019 – 2020 учебный год еще не окончен, суд приходит к выводу о том, что оценка данного периода работы, в отсутствие спора сторон, является преждевременной.
Из анализа нормативных правовых актов в сфере пенсионного обеспечения следует, что должность библиотекаря в образовательных учреждениях подлежала включению в специальный педагогический стаж работы только на основании Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Указанное Постановление утратило силу с 01.10.1993 (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953).
В последующем, действующие на территории Российской Федерации правовые акты, определяющие порядок назначения пенсии на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности, не предусматривали возможности включения работы в должности библиотекаря в специальный педагогический стаж (соответствующие Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067).
Не предусмотрена вышеуказанная должность и действующим с 01.01.2002 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность учителя. Пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрены «школы всех наименований».
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 и действующим в период с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года, предусмотрено наименование должности - учитель; наименование общеобразовательных учреждений - средняя общеобразовательная школа.
В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что у ФИО2 отсутствует соответствующая педагогическая нагрузка.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», утративший силу в связи с ведением в действие Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 года, установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям 1 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений 18 часов в неделю. Пунктом 1 примечания к названному приказу установлено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает не только преподавательскую (учебную) работу, но также педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 года, действующим в настоящее время, установлена такая же норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям 1 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений 18 часов в неделю.
При этом пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, согласно которому работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки не подлежит применению.
Из материалов дела следует, что ФИО2 работает в качестве педагога – библиотекаря БОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза ФИО3» Русско – Полянского муниципального района Омской области, которая расположена в <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу» социальное развитие села до 2012 года, указано что под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абз.2 п.1).
Из Распоряжения Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» следует, что «сельская местность» - совокупность сельских населенных пунктов.
Из Закона Омской области от 15.10.2003 N 467-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения» следует, что городской населенный пункт - населенный пункт, который, исходя из численности населения, социально-экономического и культурно-исторического значения, отнесен в установленном порядке к категории городов, рабочих или дачных поселков (п.5, ст.1), а сельский населенный пункт - населенный пункт (село, поселок, деревня, аул, хутор и иные), который не отнесен к категории городских населенных пунктов (п.6, п.1). Сельский округ - имеющее административный центр территориальное образование Омской области, в состав которого входят один или несколько географически и экономически объединенных сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов (п.6 ст.1);
В соответствии со ст. 1.3 Приказа Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 08.07.2019 N 1-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» территория Омской области общей площадью 141,1 тыс. кв.км, как субъект Российской Федерации, поделена на 424 муниципальных образования; 1 городской округ, 32 муниципальных района, в границах которых расположены 26 городских поселений и 365 сельских поселений. Общая информация о муниципальных образованиях Омской области и входящих в их состав населенных пунктах подготовлена в соответствии с Законом Омской области от 30 июля 2004 года N 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области», Законом Омской области от 15 октября 2003 года N 467-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения» и приведена в приложении N А к настоящим Региональным нормативам.
Из приложения N А Приказа Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 08.07.2019 N 1-п следует, что в состав Русско – Полянского муниципального района Омской области входит Русско – Полянское городское поселение, которое включает в себя р.п. Русская Поляна и станция Русская Поляна.
Таким образом, р.п. Русская Поляна не относится к сельской местности, поэтому к периоду работы ФИО2 не подлежит применению п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
От наименования должности - библиотекарь либо педагог - библиотекарь зависит размер заработной платы, поскольку в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н), имеются должности педагога-библиотекаря и библиотекарей различной квалификации.
Если библиотекарь занимает должность «педагог-библиотекарь», то на него распространяются положения о заработной плате педагогических работников образовательных учреждений общего образования. Если библиотекарь в школе занимает должность библиотекаря, то на него распространяются положения о заработной плате работников культуры.
Педагогам-библиотекарям установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (абз. 10 п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Следует отметить, что ФИО2 протарифицирована как педагог дополнительного образования.
Действующие в настоящее время Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривают включение работы в должности педагога дополнительного образования в специальный стаж при условии ее осуществления в учреждениях дополнительного образования детей. Данные учреждения дополнительного образования перечислены во второй части списка в разделе «наименование учреждений».
Истец в спорный период работает в БОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза ФИО3». Указанное учреждение поименовано в разделе «наименование учреждений» в первой части Списка. В разделе «наименование должностей» первой части Списка должность «педагог дополнительного образования» не поименована.
Дополнительно суд принимает во внимание, что у истца по состоянию на 01.01.2001 г. (если в рассматривать вопрос о включении указанного периода как педагога дополнительного образования) требуемого стажа работы, продолжительностью 16 лет и 08 месяцев не имеется.
Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истца с 01.08.2012 года по 10.06.2019 года не имеется.
Статьей 167 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в период работы истицы в должности воспитателя в «Розовский детский дом им М.А. Руденка» с 15.08.1985 года по 31.08.1986 год, который включен ответчиком в бесспорном порядке, время нахождения истицы на курсах повышения квалификации не зачтено с 09.09.1985 года по 05.11.1985 года.
Из архивной справки от 28.06.2019 года исх. №... Министерства образования Омской области следует, что в архивном фонде казенного образовательного учреждения Омской области для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Розовский детский дом им. М.А. Руденка» в документах по личному (приказы, расчетно - платежные ведомости по начислению заработной платы, личное дело ) за 1985 - 1986 годы значится .... В указанный период работала полный рабочий день с полной педагогической нагрузкой. За исключением следующих периодов курсы повышения квалификации с 09 сентября по 05 ноября 1985 года, приказ №... от 08 сентября 1985 года пункт 1.1 (курсы являлись оплачиваемыми).
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, соответственно с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Аналогичное положение содержали и ст. ст. 112, 196 действовавшего в спорные периоды КЗоТ РСФСР.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, семинаров на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истицы.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.07.2009 года № 11-В09-7, время нахождения на курсах повышения квалификации или на учебе при соблюдении вышеуказанных условий, должно включаться в специальный и льготный трудовой стаж.
Из приведенных выше положений следует, что нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям и не может быть исключено из подсчета стажа.
Судом установлено, что трудовые отношения с истицей во время нахождения на курсах повышения квалификации, не прекращались, за истицей место работы и заработок в указанные периоды сохранялись, направление истицы на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что период с 09.09.1985 года по 05.11.1985 года подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку периоды курсов повышения квалификации, предоставлялись с сохранением средней заработной платы и места работы. Кроме того, поскольку в периоды нахождения на учебе и курсах повышения квалификации, истица работала в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При названных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения ГУ УПФР, поскольку пенсионный орган не вправе был расширительно толковать нормы материального права при оценке представленных истцом документов.
Вместе с тем, без зачета части спорных периодов, на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии, у ФИО2 отсутствует необходимый специальный стаж 25 лет.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», права на указанную пенсию у истца не имеется.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей сумму государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях РФ», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ФИО2 периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1985 года по 05.11.1985 года.
Взыскать с ГУ УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) в пользу ФИО2 сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Е.М. Мусаэльянц
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено
22.11.2019 года
Судья Е.М. Мусаэльянц