ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-404/19 от 26.03.2019 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-404/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2019 года г.Пермь

Свердловский районный суд г. Перми составе:

председательствующего судьи Коневских О.В.,

при секретаре Насртдиновой А.Р.,

с участием представителей истца Зирина С.А., Филимонова В.В., Карпеевой Е.В.,

представителя ответчиков ФАУГИ, ТУ Росимущества в <адрес>Сексяева Д.А.,

представителя ответчика Маньков Л.Г.Чертулова К.В.,

представителя третьего лица Еремченко М.И.Хадиева Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Комплекс-Строй» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества по <адрес>, Маньков Л.Г. о признании результатов аукциона недействительными, признании сделки купли-продажи недействительной, применении последствий недействительности,

у с т а н о в и л:

ООО «Комплекс-Строй» обратилось в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и ООО «Комплекс-Строй» был заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории <адрес> и принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения. По указанному договору истцу в аренду было передано здание склада запчастей, лит.Б по адресу <адрес> общей площадью 319,7кв.м. Договор заключен сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные помещения принадлежали на праве собственности Российской Федерации. Нежилые помещения были переданы ООО «Комплекс - Строй» на основании акта приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды прошел обязательную регистрацию. Истец использует данные помещения по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и ООО «Комплекс - Строй» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому в связи с передачей недвижимого имущества в казну Российской Федерации все права и обязанности арендодателя по Договору переходят к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанное дополнительное соглашение было передано на государственную регистрацию, однако в связи со сменой собственника ДД.ММ.ГГГГ. регистрация была приостановлена, а в последующем было отказано в регистрации дополнительного соглашения. ООО «Комплекс-Строй» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. ДД.ММ.ГГГГ. на основании проведенного аукциона земельный участок и находящееся на нем здание, в котором находятся арендуемые истцом помещения, были реализованы по договору купли-продажи Маньков Л.Г.ДД.ММ.ГГГГ от Маньков Л.Г. поступило уведомление о произошедшей смене собственника объекта недвижимости. Сведения о торгах были опубликованы на сайте Росимущества. Истец не согласен с проведенным аукционом и заключенным на основании его результата договором купли – продажи. На дату проведения аукциона по продаже объектов недвижимости и заключения договора купли - продажи недвижимого имущества действовала норма закона, запрещающая производить отчуждение в любой форме переданного в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства имущества.

С учетом изложенного истец просит признать недействительным результаты проведенного аукциона по продаже земельного участка площадью 725 кв.м, кадастровый номер , с расположенным на нем объекте недвижимого имущества, по адресу: <адрес> электронной форме; применить последствия недействительности аукциона - признать недействительной сделку купли-продажи недвижимого имущества, заключенную между Территориальным управлением Федерального агентства и Маньков Л.Г. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного аукциона по продаже имущества в электронной форме; применить последствия недействительности аукциона - вернуть земельный участок площадью 725 кв.м, кадастровый номер , с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, по адресу: <адрес> собственность Российской Федерации; взыскать с ответчиков сумму расходов по уплате госпошлины в размере -СУММА1-

Представители истца в судебном заседании заявленные требования поддержали, пояснили также, что информация о торгах не была размещена на сайте torgi.gov.ru.

Представитель ответчиков ФАУГИ, ТУ Росимущества в <адрес>Сексяев Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что информация о проведении торгов была размещена на сайте torgi.gov.ru, на сайте Росимущества и АО Российский аукционный дом (л.д.106-107, 164).

Ответчик Маньков Л.Г. в суд не явился, извещен.

Представитель ответчика Маньков Л.Г.Чертулов К.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы письменного отзыва (л.д.108-110).

Третье лицо Еремченко М.И. в суд не явился, извещен.

Представитель третьего лица Еремченко М.И.Хадиев Р.Ф. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.89-91).

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в суд не явился, извещен, ранее направил письменные пояснения (л.д.130-131).

Третье лицо ФИО1 в суд не явился, извещен, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска (л.д.163).

Представитель третьего лица АО Российский аукционный дом в суд не явился, направил письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.200).

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пунктов 1, 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу положений пунктов 1, 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 13 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества регулируются указанным Федеральным законом и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585).

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 860 от 27.08.2012г. "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме" продавец привлекает юридическое лицо из числа юридических лиц, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - организатор), зарегистрированных на территории Российской Федерации, владеющих сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - электронная площадка, сеть "Интернет"), соответствующим требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования сайтом сети "Интернет", на котором будет проводиться продажа в электронной форме, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 N 2488-р утвержден прилагаемый перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, одним из которых является Открытое акционерное общество "Российский аукционный дом".

В соответствии с п.п. «к» п.4 Постановления Правительства РФ № 860 от 27.08.2012г. продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества организует подготовку в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом "О персональных данных" и настоящим Положением.

Согласно п.1, 2 ст.15 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет".

Судом установлено, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под 1-этажное здание склада запчастей (лит.Б), общая площадь 725 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.29). Нежилое помещение общей площадью 319,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации (л.д.21-30).

Из выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства следует, что ООО «Комплекс-Строй» является микропредприятием (л.д.39-40, 52-66).

ДД.ММ.ГГГГ. между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- (Арендодатель) и ООО «Комплекс-Строй» (Арендатор) был заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории <адрес> и принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения по условиям которого Арендодатель передает Арендатору, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> общей площадью 319,7 кв.м. Имущество передано по акту приема-передачи (л.д.9-19).

ДД.ММ.ГГГГ между ТУ ФАУГИ по <адрес> и ООО «Комплекс-Строй» заключено дополнительное соглашение к договору о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, составляющего казну РФ, в соответствии с которым в связи с передачей имущества в казну Российской Федерации (поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче имущества», акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ. от -ОРГАНИЗАЦИЯ2- в казну Российской Федерации), все права и обязанности арендодателя по договору переходят к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (л.д.20-22).

ДД.ММ.ГГГГ. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вынесло распоряжение Об условиях приватизации земельного участка площадью 725 кв.м. кадастровый с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу:. <адрес>. названным распоряжением предписано приватизировать земельный участка и распложенное на нем здание путём проведения продажи в электронной форме единым дотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью 725 кв.м. кадастровый с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: <адрес> состоялся аукцион, победителем аукциона признан Маньков Л.Г. (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ. Маньков Л.Г. направил в адрес истца уведомление о смене собственника нежилого помещения (л.д.27-28).

Обращаясь в суд с иском ООО «Комплекс-Строй» указывает, что аукцион от ДД.ММ.ГГГГ. нарушает его права как арендатора реализованного имущества и проведен с нарушением требований, установленных в ст.18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату проведения торгов 17.10.2017г.) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

В п.1 ст.14 названного Закона в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.

Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов и что субъекты малого и среднего предпринимательства самостоятельны в принятии решений об обращении за поддержкой. Порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, как составная часть порядка оказания поддержки, в соответствии с нормой ч.2 ст.16 Федерального закона устанавливается федеральными региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Основные нормы, на которых основывается устанавливаемый в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства порядок обращения субъектов за оказанием поддержки и порядок рассмотрения таких обращений, закреплены в ст.14 Федерального закона. В частности: согласно норме части 2 указанной статьи субъекты малого и среднего предпринимательства при обращении за оказанием поддержки должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными про-граммами развития субъектов малого и среднего предпринимательства; частью 5 данной статьи определен перечень безусловных оснований для принятия решения об отказе в оказании поддержки; в соответствии с нормой части 6 этой же статьи федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Там же установлено, что каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая стона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о передаче спорных помещений обществу «Комплекс-Строй» в аренду в виде оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что аукцион по продаже названного имущества не нарушает положения ст.18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Кроме того, в силу п.1 ст.617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Таким образом, права истца как арендатора не нарушены.

Также истец указывает, что информация о проведении аукциона не была размещена на сайте torgi.gov.ru.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, на официальном сайте torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов по продаже земельного участка площадью 725 кв.м. с кадастровым номером , с расположенным на нем объектом недвижимого имущества: здание склада запчастей, указаны организатор торгов, дата окончания подачи заявок, начальная цена, наименование и характеристика имущества, вид собственности, размер задатка, срок и порядок его внесения, порядок ознакомления с условиями договора, срок и порядок подписания договора купли-продажи (л.д.217-219).

Предусмотренные законом требования к порядку размещения информации о проведении аукциона не нарушены, вся требуемая законом необходимая информация была размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru, на официальном сайте ТУ Росимущества в <адрес>, а также на сайте -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Таким образом, истец имел возможность своевременно ознакомиться с информацией о проведении аукциона и подать заявку на участие, однако свое право не реализовал, то есть не вступил в гражданские правоотношения с организатором аукциона, его участниками, в связи с чем не является заинтересованным лицом в смысле ст.3 ГПК РФ и ст.449 ГК РФ, которое имеет право требовать защиты своих прав и законных интересов, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении исковых требований ООО «Комплекс-Строй» следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ООО «Комплекс-Строй» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества по <адрес>, Маньков Л.Г. отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - О.В. Коневских

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2019г.