ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-404/2017 от 25.05.2017 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-404/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 25 мая 2017 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беловой Л.В.,

при секретаре Филатовой О.Н.,

с участием прокурора Мирошниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного производственного отделения о возложении обязанности установить границы охранной зоны линии электропередач,

УСТАНОВИЛ:

Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в Кувандыкский районный суд с вышеназванным исковым заявлением к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного производственного отделения (далее по тексту ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного ПО). В обоснование иска указано, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой по результатам проверки коллективного обращения жителей <адрес> Оренбургской области установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ по заказу ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного ПО на территории Кувандыкского городского округа осуществлено строительство объекта электросетевого хозяйства – реконструкция <данные изъяты> для нужд ПО «Восточные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (далее - объект). Объект принадлежит на праве собственности ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».

В нарушение п.6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 и Приказа Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9, охранная зона объекта собственником в установленном законом порядке не определена, что ставит под угрозу безопасность и права неопределенного круга лиц, и может привести к несчастным случаям при эксплуатации электрической сети напряжения.

На основании ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц прокурор просит обязать ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного ПО в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – реконструированной <данные изъяты> и обеспечить маркировку данной зоны путем установки соответствующих предупреждающих знаков.

В судебном заседании прокурор Мирошникова Е.А. исковые требования просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного ПО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика указал, что в соответствии с разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки от ДД.ММ.ГГГГ находящийся в собственности ПАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго» объект электросетевого хозяйства - <данные изъяты> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение п. 5 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на выполнение кадастровых работ по установлению и описанию границ охранных зон, в том числе, в отношении данного объекта, внесению сведений о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета для нужд Восточного ПО. В соответствии с данным договором срок установления охранных зон для Восточного ПО определен до ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика указывает, что принял все меры по исполнению возложенных на него законодательством обязательств по установлению охранных зон, поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Суд, выслушав прокурора, исследовав документы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Пунктом 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила), определено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

Согласно Приложению к указанным Правилам, к объектам, в отношении которых необходимо установить охранные зоны, относятся: воздушные, подземные, подводные линии электропередач.

В силу п.6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о её границах.

В соответствии с п. 7 Правил охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ произведена реконструкция <данные изъяты> для нужд ПО «Восточные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго». Объект введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки от ДД.ММ.ГГГГ, и находится в собственности ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго». Однако охранная зона в отношении данного объекта электросетевого хозяйства его собственником не установлена, что является нарушением ст.89 Земельного кодекса РФ, пунктов 5,6,7 Правил.

То обстоятельство, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение кадастровых работ по установлению и описанию границ охранных зон, внесение сведений о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета для нужд Восточного ПО, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку на момент рассмотрения дела охранная зона объекта электросетевого хозяйства не установлена.

В соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Согласно п.4.2 Положения о филиале ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, филиал обязан обеспечивать работоспособность и исправность оборудования электрических сетей в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Принимая во внимание, что целью установления охранной зоны является безопасное функционирование и эксплуатация объектов электросетевого хозяйства, на основании ст.45 ГПК РФ, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ исковые требования прокурора следует удовлетворить и возложить на ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Оренбургэнерго» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – реконструированной <данные изъяты> и обеспечить маркировку данной зоны путем установки соответствующих предупреждающих знаков.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры, обратившиеся в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36. Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Иск Кувандыкского межрайонного прокурора суд удовлетворяет, поэтому с ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго», не освобожденного от уплаты госпошлины, в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, определяемая на основании п.3 ч. 1 ст.333.19. Налогового кодекса РФ, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного производственного отделения в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – реконструированной <данные изъяты> и обеспечить маркировку данной зоны путем установки соответствующих предупреждающих знаков.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» Восточного производственного отделения в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Белова

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2017 г.