ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-404/2023 от 04.05.2023 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

УИД 85RS0006-01-2023-000367-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Усть-Ордынский 04 мая 2023 г.

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Филипповой О.П., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Корецкой В.В., представителя ответчика – администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» ФИО1, представителя ответчика – Усть-Ордынского МУП «Каскад» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2—404/2023 по иску прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», Усть-Ордынскому муниципальному унитарному предприятию «Каскад» о возложении обязанности осуществлять мониторинг технического состояния многоквартирных домов,

установил:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Каримов А.А. обратившись с исковым заявлением к администрации МО «Усть-Ордынское», Усть-Ордынскому МУП «Каскад», в обоснование заявленных требований указал следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории п. Усть-Ордынский, не проводится.

В связи с не проведением технического обследования многоквартирных домов в п. Усть-Ордынский прокуратурой района внесено представление главе МО «Усть-Ордынское» 03.09.2021, в ответе на которое 13.10.2021 г. администрацией данный факт подтвержден.

Согласно ответа администрации на запрос прокуратуры от 17.02.2023 № 248 мониторинг и оценка технического состояния многоквартирных домов, расположенных в п. Усть-Ордынский, проводятся лишь по жалобам жителей поселка. Мониторинг многоквартирных домов, находящихся под управлением Усть-Ордынского МУП «Каскад» проводит сама управляющая компания.

Усть-Ордынскому МУП «Каскад» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 г. № 000170. Под управлением МУП «Каскад» находится 54 МКД в п. Усть-Ордынский.

16.02.2023 г. за исх. № 279 Усть-Ордынским МУП «Каскад» сообщено о необходимости проведения оценки технического состояния МКД, т.к. все они находятся в критическом состоянии и подлежат капитальному ремонту. Прокуратурой района по указанному факту 28.02.2023 г. внесено представление управляющей компании, в связи с чем, последней инициирован вопрос перед администрацией МО «Усть-Ордынское».

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасности здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.05.2017 № 356-пп утвержден Порядок осуществления мониторинга технического состояния МКД, расположенных на территории Иркутской области.

Пунктом 3 Порядка обозначены основные задачи мониторинга: постоянный контроль за техническим состоянием многоквартирных домов; актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Иркутской области.

В силу п. 6, 7, 8, 9 Порядка участниками мониторинга являются: ответственные лица по МКД – лицо, осуществляющее осмотр общего имущества МКД в целях оценки его технического состояния. При управлении МКД управляющей организацией ответственным лицом по МКД является данная управляющая организация; орган местного самоуправления сельского поселения; специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта МКД Иркутской области».

Указанные лица обеспечивают внесение соответствующей информации в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» установлено, что работы по капитальному ремонту осуществляются с учетом результатов технического обследования МКД.

На основании изложенного, указывая, что допущенные нарушения влекут ущемление прав жителей МКД п. Усть-Ордынский на комфортные условия проживания и качественные жилищно-коммунальные услуги, длительное не проведение мониторинга технического состояния МКД влечет за собой несвоевременное выявление дефектов, деформаций конструкций и оборудования зданий, которые могут привести к снижению их несущей способности и устойчивости, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, как следствие несоответствие жилых помещений требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушениям жилищных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор просил суд возложить на администрацию МО «Усть-Ордынское», Усть-Ордынский МУП «Каскад» обязанность по осуществлению мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории п. Усть-Ордынский, в срок до 31.12.2023 г.

В судебном заседании помощник прокурора Корецкая В.В. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав свою позицию относительно возложения данной обязанности на администрацию МО «Усть-Ордынское» тем, что не все многоквартирные дома переданы для обслуживания Усть-Ордынскому МУП «Каскад». Из 74 МКД, 54 дома находятся на обслуживании Усть-Ордынского МУП «Каскад», а 20 домов остались вне обслуживания управляющих компаний. В связи с чем. полагала, что в отношении 54 МКД, находящихся на обслуживании Усть-Ордынского МУП «Каскад» обязанность по осуществлению мониторинга должна быть возложена на Усть-Ордынский МУП «Каскад», в отношении остальных 20 домов на администрацию МО «Усть-Ордынское». Кроме того, уточнила резолютивную часть иска, попросив обязать ответчиков осуществлять постоянный мониторинг технического состояния МКД.

Представитель ответчика – администрации МО «Усть-Ордынское» ФИО1 исковые требования признал, пояснив, что обязанность по осуществлению мониторинга за техническим состоянием МКД, не переданных под управление Усть-Ордынскому МУП «Каскад» должна осуществлять администрация поселения. Представитель ответчика – Усть-Ордынского МУП «Каскад» ФИО2 не оспаривая фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования, полагала, что обязанность по осуществлению мониторинга должна быть возложена солидарно с администрацией поселения. В судебных прениях иск признала.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения, к вопросам местного значения поселений относятся: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.05.2017 N 356-пп (ред. от 19.04.2021) "Об установлении Порядка осуществления мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области" установлен соответствующий порядок.

В соответствии с п. 2 и 3 Порядка основными принципами мониторинга являются:

1) законность получения информации о техническом состоянии многоквартирных домов;

2) непрерывность мониторинга;

3) открытость доступа к результатам мониторинга;

4) достоверность и полнота сведений, полученных в результате мониторинга.

Основными задачами мониторинга являются:

1) постоянный контроль за техническим состоянием многоквартирных домов;

2) актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области (далее - региональная программа капитального ремонта);

3) формирование краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.

В соответствии с п. 5 и 6 Порядка мониторинг осуществляется министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее - Министерство) во взаимодействии со службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба).

Участники мониторинга:

1) ответственное лицо по многоквартирному дому - лицо, осуществляющее осмотр общего имущества многоквартирного дома в целях оценки его технического состояния.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом ответственным лицом по многоквартирному дому является указанное товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией ответственным лицом по многоквартирному дому является данная управляющая организация;

2) орган местного самоуправления городского, сельского поселения и городского округа Иркутской области

3) специализированная некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" (далее - Фонд).

В соответствии с п. 9 Порядка ответственное лицо по многоквартирному дому, орган местного самоуправления обеспечивают внесение соответствующей информации в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - Система) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

В нарушение вышеприведенных требований нормативно-правовых актов, мониторинг технического состояния жилых помещений в соответствии с вышеприведенным Порядком, на территории п. Усть-Ордынский не проводится. Указанное следует из ответа администрации МО «Усть-Ордынское» от 17.02.2023 г. № 248, согласно которому мониторинг технического состояния МКД проводится в основном по жалобам жителей данных домов. Мониторинг МКД находящихся под управлением Усть-Ордынского МУП «Каскад» проводит сама управляющая компания. МКД с иным способом управления на территории п. Усть-Ордынский отсутствуют. К ответу приложен реестр МКД МО «Усть-Ордынское». В который включено 74 МКД.

Из информации Усть-Ордынского МУП «Каскад» от 16.02.2023 г. следует, что под управлением Усть-Ордынского МУП «Каскад» находятся 54 МКД.

Из ответа на представление прокурора и писем адресованных Усть-Ордынским МУП «Каскад» администрации МО «Усть-Ордынское» следует, что Усть-Ордынское МУП «Каскад» мониторинг технического состояния МКД не производит.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора о том, что не исполнение соответчиками обязанности по мониторингу технического состояния МКД нарушает права неопределенного круга лиц, обоснованными, исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом, суд находит, что мониторинг технического состояния МКД, переданных под управление Усть-Ордынскому МУП «Каскад» должен осуществляться управляющей организацией. В отношении остальных 20 МКД, не переданных под управление данной управляющей организации, должен осуществляться администрацией МО «Усть-Ордынское».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», Усть-Ордынскому муниципальному унитарному предприятию «Каскад» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское», осуществлять постоянный мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории п. Усть-Ордынский, и не переданных под управление Усть-Ордынскому МУП «Каскад».

Обязать Усть-Ордынское муниципальное унитарное предприятие «Каскад» осуществлять постоянный мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории п. Усть-Ордынский, переданных Усть-Ордынскому муниципальному унитарному предприятию «Каскад» под управление.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья Г.Д.Альхеев

Мотивированное решение составлено 04.05.2023 г.