ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405(2)/13Г от 02.10.2013 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-405(2)\2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2013 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

При секретаре Корчагине П.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Воскресенского района Саратовской области незаконным и возложении обязанности по подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону

установил:

Прокурор Воскресенского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации Воскресенского муниципального района незаконным и возложении обязанности по подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону, в обоснование которого указал, что по итогам проверки соблюдения действующего законодательства при подготовке и повышения качества работы жилищно-коммунального комплекса Саратовской области в осеннее - зимний период 2013-2014 годов, прокуратурой установлено, что администрацией ВМР не приняты меры к своевременной и качественной подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осеннее - зимней период. Так по состоянию на 18 сентября 2013 г. из 62 теплоисточников, подготовлены к эксплуатации 59 объектов. Не готовы к эксплуатации: котельная муниципального образовательного учреждения средней школы (МОУ СОШ) с. Синодское - необходимо замена двух котлов САР ЗЭМ; топочная МОУ ООШ с. Андреевка – требуется замена двух котлов; котельная (топочная) 12-ти квартирного жилого дома в <...> – требуется установить резервный котел.

В целях своевременной подготовки и повышения качества работы жилищно-коммунального комплекса Саратовской области в осенне-зимний период 2013-2014 годов распоряжением Правительства Саратовской области № 99-Пр от 29 апреля 2013 г. утвержден комплекс мер по подготовке к предстоящему отопительному сезону. Пунктом 3 данного распоряжения главам администраций муниципальных образований области рекомендовано: до 15 мая 2013 года разработать, утвердить планы мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, социальной сферы области к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов по формам согласно приложениям N3-6 и представить их в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

Во исполнение распоряжения Правительства области распоряжением администрации Воскресенского муниципального района №98-р от 28.05.2013 г. (с изменениями от 14.06.2013 г. №109-р) (далее - распоряжение администрации IMP) утвержден комплекс мер по подготовке жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, объектов социальной сферы района к работе в осенне-зимний период 2013-2014 г.г.

Согласно распоряжению администрации BMP пробные топки на объектах должны проводится с 01.10.2012 г., до этого же времени должны быть оформлены паспорта готовности предприятий, организаций, учреждений и в целом по району к работе в осенне-зимний периоде 2012-2013 г.г., а планы-графики подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону должны быть завершены до 15.09.2013 г.

Также согласно п.4 распоряжения администрации BMP до 01.09.2013 г. должно было быть обеспечено погашение задолженности за потребленные электро-, теплоэнергию, услуги водоснабжения и водоотведения подведомственными организациями.

С января 2013 г. в Воскресенском районе сложилась критическая ситуация с оплатой теплоэнергии организациями, финансируемыми из бюджета Воскресенского муниципального района, что привело к многомиллионной задолженности теплоснабжающей организации ООО «Воскресенск-сервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Саратов». По состоянию на 20.08.2013 г. ОOO «Воскресенск-сервис» имеет задолженность по оплате природного газа перед ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в сумме 6506 тыс. руб., образовавшуюся за ноябрь-декабрь 2012 г., январь-апрель 2013 г. Проведенной проверкой установлено, что причиной образования задолженности является несвоевременная оплата услуг по поставке тепла со стороны учреждений, финансируемых из местного бюджета. По состоянию на 20.08.2013 г. сумма задолженности бюджетных учреждений (образовательных учреждений, учреждений культуры и кино, администрации района) перед ООО «Воскресенск-сервис» составила 8833 тыс. руб. Несмотря на то, что в бюджете Воскресенского муниципального района на 2013 г. заложены средства на финансирование расходов на ТЭР денежные средства не выделялись в текущем году на оплату услуг за тепло, и соответственно теплоснабжающая организация не имела возможности оплачивать за потребленный газ и электроэнергию. Кроме того, своевременному началу отопительного сезона и подготовке всех 62 теплоисточников к отопительному сезону препятствует наличие задолженности у ООО «Воскресенск-сервис» перед ОАО «Саратовэнерго» за электроэнергию, так как из-за её наличия к настоящему времени подача электроэнергии на объекты теплоснабжения приостановлена, что будет препятствовать их работе с началом отопительного сезона, и не позволит проводить пробные топки.

Сложившаяся ситуация по мнению прокурора, ставит под угрозу несвоевременное начало отопительного сезона 2013 -2014 годов.

В соответствии с п. 4 ч.1ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании решений Советов Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований Воскресенского муниципального района о передаче части полномочий органов местного самоуправления этих сельских поселений органам местного самоуправления Воскресенского муниципального района и соглашений, заключенных между администрациями Воскресенского, Синодского н Елшанского муниципальных образований и администрацией Воскресенского муниципального района, полномочия по решению вопросов местного значения Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципального образования по организации в границах поселения электро-, тепло-, газов- и водоснабжения населения переданы администрации Воскресенского муниципального района.

В связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие администрации ВМР, выразившиеся в несвоевременном принятии мер по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 г. 62 теплоисточников, от которых обеспечивается подача тепла в многоквартирные дома, объекты социальной сферы, административные здания Воскресенского района.

Обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области в срок до 05 октября 2013 г. завершить подготовку к отопительному сезону 2013-2014 г. объектов теплоснабжения:

- котельной муниципального образовательного учреждения средней школы (МОУ СОШ) с. Синодское расположенной по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, с. Синодское, ул. Почтовая- 1А проведя мероприятия, направленные на замену двух котлов САР ЗЭМ, обеспечив функционирование нового отопительного оборудования.

- топочной МОУ ООШ с. Андреевка расположенной по адресу: <...> проведя мероприятия, направленные на замену двух котлов, обеспечив функционирование нового отопительного оборудования.

- котельной (топочная) 12-ти квартирного жилого дома в с. Воскресенское, расположенной по адресу: <...> проведя мероприятия, направленные на установку резервного котла и обеспечение функционирование нового отопительного оборудования.

Обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области с началом отопительного сезона и в течение всего отопительного периода 2013-2014г. обеспечить функционирование теплоэнергетического оборудования котельных и топочных нового отопительного оборудованияобъектов теплоснабжения:

1. котельной №1, расположенной по адресу: <...>.

2.котельной №2, расположенной по адресу: <...>.

3.котельной, расположенной по адресу: <...>.

4.котельной, расположенной по адресу: <...>.

5.котельной, расположенной по адресу: <...>.

6.котельной, расположенной по адресу: <...>.

7.котельной, расположенной по адресу: <...>.

8.котельной, расположенной по адресу: <...>.

9. котельной, расположенной по адресу: <...>.

10.котельной, расположенной по адресу: <...>.

11. котельной, расположенной по адресу: <...>.

12.котельной, расположенной по адресу: <...>.

В судебном заседании помощник прокурора Кирилина Е.В. заявленные требования поддержала, дав пояснения аналогичные, изложенные в заявлении.

Представитель администрации ВМР ФИО1, действующий на основании доверенности № 1926 от 05 октября 2012 г. в судебном заседании заявленные требования признал, решение по делу оставил на усмотрения суда.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В целях своевременной подготовки и повышения качества работы жилищно-коммунального комплекса Саратовской области в осенне-зимний период 2013-2014 годов распоряжением Правительства Саратовской области № 99-Пр от 29 апреля 2013 г. утвержден комплекс мер по подготовке к предстоящему отопительному сезону.

Пунктом 3 данного распоряжения главам администраций муниципальных образований области рекомендовано:

до 15 мая 2013 года разработать, утвердить планы мероприятий по готовке жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, социальной сферы области к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов по формам согласно приложениям N3-6 и представить их в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

до 1 сентября 2013 года обеспечить погашение задолженности за потребленные электро-, теплоэнергию, услуги водоснабжения и водоотведения подведомственными организациями;

до 15 сентября 2013 года обеспечить выполнение планов-графиков подготовки жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, социальной сферы области к работе в осенне-зимней период 2013-2014 годов;

до 1 октября 2013 года обеспечить оформление паспортов готовности предприятий, учреждений, организаций и в целом жилищно-коммунального комплекса и объектов социальной сферы муниципальных образований области к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов;

Во исполнение распоряжения Правительства области распоряжением администрации Воскресенского муниципального района №98-р от 28.05.2013 г. (с изменениями от 14.06.2013 г. №109-р) (далее - распоряжение администрации IMP) утвержден комплекс мер по подготовке жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, объектов социальной сферы района к работе в осенне-зимний период 2013-2014 г.г.

Согласно распоряжению администрации BMP пробные топки на объектах должны проводится с 01.10.2013 г., до этого же времени должны быть оформлены паспорта готовности предприятий, организаций, учреждений и в целом по району к работе в осенне-зимний периоде 2012-2013 г.г., а планы-графики подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону должны быть завершены до 15.09.2013 г.

Также согласно п.4 распоряжения администрации BMP до 01.09.2013 г. должно было быть обеспечено погашение задолженности за потребленные электро-, теплоэнергию, услуги водоснабжения и водоотведения подведомственными организациями.

Данные обстоятельства установлены судом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и не оспариваются сторонами.

Своевременная подготовка коммунального хозяйства к отопительному периоду имеет приоритетное значение в связи с социальной значимостью проблемы, и является одним из основных вопросов местного значения, стоящих перед всеми органами местного самоуправления Воскресенского муниципального района.

Из объяснений помощника прокурора и материалов дела видно, что в нарушение ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Воскресенского муниципального района выше, указанный график мероприятий, по подготовке коммунального хозяйства к отопительному периоду, не выполняется.

Вышеуказанная норма закона находит свое отражение в уставе Воскресенского муниципального района, так в п. 8 ст.3 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области (л.д. 8) указано: что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В силу требований п. 4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N115) надежность системы коммунального теплоснабжения должна обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией и теплоносителями в течение заданного периода, недопущение опасных для людей и окружающей ситуаций.

Надежность системы коммунального теплоснабжения является комплексным свойством и может включать отдельно или в сочетании ряд свойств, основными из которых являются:

безотказность - свойство системы теплоснабжения сохранять работоспособность непрерывно в течение заданного времени или заданной наработки;

долговечность - свойство оборудования и тепловых сетей сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонта;

режимная управляемость - свойство объекта поддерживать нормальный режим посредством управления;

живучесть - свойство системы теплоснабжения противостоять возмущениям, не допуская их каскадного развития с массовым нарушением питания потребителей.

Несвоевременное принятие мер по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Воскресенского муниципального района к отопительному сезону, не проведение капитального ремонта коммунальных сетей способно привести к возникновению чрезвычайной ситуации в муниципальном районе в зимний период.

На основании решений Советов Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований Воскресенского муниципального района о передаче части полномочий органов местного самоуправления этих сельских поселений органам местного самоуправления Воскресенского муниципального района и соглашений, заключенных между администрациями Воскресенского, Синодского н Елшанского муниципальных образований и администрацией Воскресенского муниципального района, полномочия по решению вопросов местного значения Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципального образования по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения переданы администрации Воскресенского муниципального района (л. д. 63- 73).

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из того, что в соответствии с п. 4 ч.1ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами, что часть мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 г., а именно: по замене двух котлов САР ЗЭМ в котельной муниципального образовательного учреждения средней школы (МОУ СОШ) с. Синодское расположенной по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, с. Синодское, ул. Почтовая- 1А.

- по замене двух котлов в топочной МОУ ООШ с. Андреевка расположенной по адресу: <...>.

- по установке резервного котла в котельной (топочная) 12-ти квартирного жилого дома в с. Воскресенское, расположенной по адресу: <...> не выполнены.

Кроме того, имеется задолженность бюджетных организаций перед теплоснабжающей организацией ООО «Воскресенск - Сервис». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании (л.д. 43,44, 61-62).

Таким образом, бездействие администрации Воскресенского муниципального района в части непринятия мер, направленных на своевременную подготовку к отопительному сезону может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в районе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией ВМР не приняты меры к своевременной и качественной подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период.

Таким образом, в результате бездействия администрации ВМР нарушены права неопределенного круга лиц, в связи, с чем заявленные требования: о признании незаконным бездействия администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в несвоевременном принятии мер по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 г., обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области завершить подготовку к отопительному сезону 2013-2014 г. по замене двух котлов САР ЗЭМ в котельной муниципального образовательного учреждения средней школы (МОУ СОШ) с. Синодское расположенной по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, с. Синодское, ул. Почтовая- 1А.

- по замене двух котлов в топочной МОУ ООШ с. Андреевка расположенной по адресу: <...>.

- по установке резервного котла в котельной (топочная) 12-ти квартирного жилого дома в с. Воскресенское, расположенной по адресу: <...> а также с началом отопительного сезона и в течение всего отопительного периода 2013-2014 г. обеспечить функционирования теплоэнергетического оборудования котельных и топочных Воскресенского района, - подлежат удовлетворению,

На основании и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Воскресенского района Саратовской области о признании бездействия администрации Воскресенского района Саратовской области незаконным и возложении обязанности по подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Воскресенского муниципального района, выразившееся в несвоевременном принятии мер по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 г. теплоисточников, от которых обеспечивается подача тепла в многоквартирные дома, объекты социальной сферы, административные здания Воскресенского района.

Обратить к немедленному исполнению решение суда, обязав администрацию Воскресенского муниципального района завершить подготовку к отопительному сезону 2013-2014 г.:

котельной МОУ СОШ с. Синодское, расположенной по адресу: <...>, проведя мероприятия, направленные на замену двух котлов САР ЗЭМ и водоочистителя, обеспечив функционирование нового отопительного оборудования;

котельной (топочной) МОУ ООШ с. Андреевка, расположенной по адресу: <...> проведя мероприятия, направленные на замену двух котлов, обеспечив функционирование нового отопительного оборудования;

котельной (топочной), расположенной по адресу: <...>, проведя мероприятия, направленные на установку и обеспечение функционирования резервного котла.

Обязать администрацию Воскресенского муниципального района с началом отопительного сезона 2013-2014 г. и в течение всего отопительного периода 2013-2014 г. обеспечить функционирование теплоэнергетического оборудования котельных и топочных Воскресенского района, а именно:

котельной № 1 находящейся по адресу: Саратовская область, <...> д. 2А

котельной № 2, находящейся по адресу: саратовская область, <...> д. 2А

котельной, находящейся по адресу: <...>

котельной, находящейся по адресу: <...>

котельной (топочной), находящейся по адресу: <...> д. 7А

котельной, находящейся по адресу: <...> д. 1А

котельной, находящейся по адресу: <...> д. 2К

котельной, находящейся по адресу: <...> д. 13

котельной, находящейся по адресу: <...> д. 37

котельной, находящейся по адресу: <...> д. 12А

котельной с. Ново-Алексеевка расположенной по адресу: <...> Октября, д. 47А

котельной, расположенной по адресу: <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Е.Мидошина