Дятьковский городской суд Брянской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Дятьковский городской суд Брянской области — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-405/2011г.
г. Дятьково 13 апреля 2011 года
Дятьковский городской суд в составе председательствующего судьи Амеличева С.А., при секретаре Ковалевой Е.Н.., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г. Дятьково, Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к Немеричской сельской администрации Дятьковского района, Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дятьково обратился в суд с иском к Немеричской сельской админитсрации о понуждении к совершению действий указывая, что на территории муниципального образования «Немеричское сельское поселение» находится памятник истории и культуры времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов: «Братская могила 36 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенный на кладбище д.Немеричи.
Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 1 6 сентября 1 982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.79 г. №406.
Однако право собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет.
Согласно данным Дятьковского отдела УФРС по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Однако бездействие Немеричской сельской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования «Немеричское сельское поселение», связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Прокурор г.Дятьково просит суд обязать Немеричскую сельскую администрацию поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия; памятник истории и культуры: «Братская могила 36 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель Немеричской поселковой администрации с иском согласен.
Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом отдела охраны и сохранения ОКН комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, специалиста отдела молодежной политики администрации Дятьковского муниципального района,главы админитсрации Немеричского сельского поселения, старшего помощника прокурора г.Дятьково, был произведен осмотр объекта культурного наследия «Братская могила 36 советских воинов » (д.Немеричи).
При осмотре было выявлено, объект находится в центральной части сельского кладбища. Представляет собой захоронение с монументом вытянутой пирамидальной формы из кирпича, оштукатуренным и окрашенным в синий цвет, размером 3,5м х 1м, х 0,1м, над ним. На монументе с одной из сторон имеется барельеф головы солдата с 3 сторон закреплены мраморные таблички с именами погибших. К монументу с 4 сторон ведут 2 ступени из цемента, выкрашенные в черный цвет.
Объект находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании решения Брянского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №.
Территория памятника требует благоустройства и ухода. Уборка снега с территории памятника не осуществляется, вследствие чего доступ к нему в зимний период времени затруднен,
Техническое состояние объекта удовлетворительное.
Согласно данным Дятъковского отдела УФРС по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект -«Братская могила 36советских воинов» отсутствуют.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности па которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Немеричская сельская администрация до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества - вышеназванного объекта культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «Братская могила 36 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» на учет.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Однако бездействие Немеричской сельской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия,
находящихся в собственности поселений;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.
В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Таким образом, непринятие Немеричской сельской администрацией мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов -«Братская могила 36 советских воинов погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
Кроме того, умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко - культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов -«Братская могила 36 советских воинов погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками»» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда.
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и обязать Немеричскую сельскую администрацию поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия памятник истории и культуры: «Братская могила 36 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Немеричскую сельскую администрацию, Дятьковского района, Брянской области поставить как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия памятник истории и культуры: «Братская могила 36 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней.
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2011 года.
Решение вступило в законную силу 2011 года.
Председательствующий С.А.Амеличева