Дело № 2-4050/2013Решение
Именем Российской Федерации
02 декабря 2013 года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Недельской М.Н.,
при секретаре Захаровой Д.М.,
с участием истца Н. С.Н.,
представителя истца – ФИО1,
представителей ответчика – ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н. С. Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, третье лицо – Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации,
Установил:
Н. С.Н. обратился в суд с иском к ГУ – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, просил признать его членом летного экипажа, непосредственно выполнявшим испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники с правом получения пенсии члена летного экипажа из расчета пенсии по выслуге лет как члену летного экипажа, то есть 1000% социальной пенсии, обязать ответчика назначить истцу пенсию в соответствии с п.п.«а» п.3 Постановления Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384 (ред. от 02.11.2009) "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", произвести перерасчет пенсии за период с 2009 года по день вынесения решения суда, взыскать с ответчика недополученную пенсию с 1989 года по день вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 26.01.1989 г. ему была назначена пенсия по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава. При этом пенсия была рассчитана истцу в соответствии с п.п.«б» п.3 Постановления Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384 (ред. от 02.11.2009) "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" как работнику инженерно-технического состава, совершающему полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний) из расчета 800% от социальной пенсии.
По мнению истца, расчет его пенсии по выслуге лет неверен и не основан на законе, так как он выполнял полеты по испытаниям опытной и серийной авиационной техники и входил в состав летного экипажа в период с 1962 по 1988 год, поэтому имеет право на получение пенсии по выслуге лет из расчета 1000% от социальной пенсии.
Как указал истец, его налет в качестве бортоператора в составе летного экипажа по испытаниям самолетов и вертолетов составляет 1 214 часов и 10 минут при выполнении летных испытаний на опытной и серийной авиационной технике, а выслуга лет – 26 лет в календарном исчислении и 52 года в льготном исчислении.
Истец также ссылается на то, что его рабочим местом является воздушное судно, а должности «техник», «оператор» и «бортоператор» тождественны, так как до введения названия должности «оператор» и «бортоператор» данная категория работников носила название «техник по испытаниям», «техник», входила в состав летного экипажа и выполняла свои должностные обязанности непосредственно на самолетах. Название должности «оператор» было введено в 1977 году. До этого работники данной категории, входившие в состав летного экипажа и выполнявшие свои должностные обязанности непосредственно на самолетах и вертолетах, которые являлись их рабочими местами, носили название «техник» и «техник по КЗА». Название должности «бортоператор» было введено в 1987 году. До этого работники данной категории, входившие в состав летного экипажа и выполнявшие свои должностные обязанности непосредственно на самолетах и вертолетах, которые являлись их рабочими местами, носили название «техник», «техник по КЗА» и «оператор».
В судебном заседании истец Н. С.Н. и его представитель ФИО1 поддержали заявленные требования с учетом изменений по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 предъявленный иск не признали, ссылаясь в письменных и устных возражениях относительно иска на то, что у истца отсутствует право на перерасчет пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с п.1 ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (1000 процентов размера социальной пенсии), так как не представлены документы, подтверждающие выполнение истцом испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов не менее 16 лет 8 месяцев.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что с /дата/ истцу была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" (вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава") при летном стаже 31 год 08 месяцев 25 дней.
Согласно справке о налете часов за период работы в Гос НИИ ГА с /дата/ по /дата/ г., представленной на дату назначения пенсии, Н. С.Н. выполнял полеты по испытаниям опытной и серийной авиационной техники в качестве техника, оператора.
В соответствии с Перечнем должностей летного и летно-испытательного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение № к вышеуказанному Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава), право на пенсию за выслугу лет имеют инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники.
При отнесении к должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет и досрочную трудовую пенсию по старости по указанным выше основаниям, следует руководствоваться подпунктами «а» - «в» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384.
Исчисление периодов работы (деятельности) производится в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 данного Положения.
Как указано в п.п.«а» п.3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, право на пенсию за выслугу лет имеет летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, к которому относятся летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели.
Согласно п.п.«б» п.3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, право на пенсию за выслугу лет имеет инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний), в частности инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований.
Из справки от /дата/ № 80.41-1335 следует, что Н. С.Н. совершал полеты по испытаниям опытной и серийной авиационной техники, входил в состав экипажа.
В представленных истцом копиях приказов начальника летно-испытательного комплекса ГосНИИ ГА от /дата/ № 37, от /дата/ № 90, от /дата/ № и от /дата/ № о назначении экипажей для проведения летных испытаний в списках экипажа значится Н. С.Н. (техник по обслуживанию КЗ А, оператор, оператор КЗ А).
В то же время, в соответствии с главой 2 Руководства по производству испытательных полетов в гражданской авиации, утвержденного Министром гражданской авиации /дата/ г., испытательные полеты выполняются экипажем, состоящим из летного состава и участников испытаний в полете.
К летному составу экипажа относятся лица, имеющие специальную подготовку и Свидетельство на право летной эксплуатации ВС и их оборудования, выполняющие в период непосредственного участия в полетах по программам летных испытаний (исследований) свои обязанности на специально оборудованных местах в соответствии с руководствами по летной эксплуатации, действующими на период проведения испытаний и занимающие следующие должности: ведущий летчик-испытатель (командир ВС), летчик-испытатель, штурман-испытатель, бортинженер-(бортмеханик) - испытатель, бортрадист-испытатель.
К участникам испытаний относятся лица инженерно-технического состава, которые подразделяются на:
- участников испытаний в полете, имеющих действующие Свидетельства установленного образца о допуске к испытательным полетам, которые на основании программы испытаний выполняют свои обязанности в полете в соответствии с полетным заданием на специально оборудованных рабочих местах, но не предусмотренных руководством по летной эксплуатации, действующим на период проведения испытаний;
- участников испытаний на земле.
В состав участников испытаний включаются работники научно-исследовательских учреждений и другие специалисты организаций (предприятий) ГА:
- ведущий инженер по летным испытаниям самолетов;
- помощник ведущего инженера по испытаниям;
- ведущий инженер по силовой установке, системы, объекту;
- инженер по специальности (инженеры-экспериментаторы); -техники по специальности (экспериментаторы);
- операторы;
- инженеры по эксплуатации.
Согласно акту проверки от /дата/ г., в приказах начальника ГосНИИ ГА содержится информация о назначении испытательной бригады для проведения испытаний (исследований). В состав испытательной бригады входят, как правило: ведущий инженер по испытаниям, инженеры и техники по испытаниям (летчик-испытатель, бортрадист-испытатель, ведущий инженер по испытаниям, инженеры и техники по испытаниям).
С 1970 г. по 1986 г. приказы начальника ГосНИИ ГА содержат указание начальнику о назначении своим приказом летного экипажа, инженерно-технического состава для обслуживания самолета вне базы и техников (операторов) контрольно-записывающей аппаратуры.
В приказах не содержится формулировки о назначении «летного экипажа со штатными рабочими местами членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники».
Документы, подтверждающие непосредственное выполнение Н. С.Н. испытательных полетов на штатных рабочих местах члена летного экипажа летательных аппаратов, суду не представлены.
Основанием назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с п.п.«б» п.3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384, является работа в инженерно-техническом составе, совершающем полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования (при наличии летного свидетельства).
В соответствии с п.1 ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
В силу п.4 ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия по выслуге лет лицам из числа летно-испытательного состава устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней.
Право на перерасчет пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с п.1 ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (1000 процентов размера социальной пенсии) у истца отсутствует, так как не представлены документы, подтверждающие выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов не менее 16 лет 8 месяцев.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца не имеется, так как с /дата/ размер его пенсии по выслуге лет определен верно в соответствии с п.2 ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",из расчета 800 процентов размера социальной пенсии.
При таких данных, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске Н. С. Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.Н. Недельская
Решение в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2013 года.
Судья: М.Н. Недельская