делу № 2-4051(2014)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2014 года
Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Ковалевой Е.И.,
с участием представителя заявителя - помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачева М.С.,
представителя Управления лесами Брянской области - ФИО1,
представителей заинтересованного лица ООО «ДОЦ плюс» - ФИО2 и ФИО3,
представителя заинтересованного лица ООО «Синтезлесэкспорт» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Управлению лесами Брянской области об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением к Управлению лесами Брянской области об оспаривании действий, в котором указывает на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой в марте 2014 года установлено, что в 2008 г. ООО «ДОЦ плюс» разработало концепцию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов».
На основании приказа Минпромторга РФ №19 от 14.07.2008г., по согласованию с Администрацией Брянской области, инвестиционный проект в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В рамках реализации данного проекта, на основании постановления Администрации Брянской области от 04.08.2008 г. №730, ООО «ДОЦ плюс» получило на безаукционной основе по договорам аренды 10 участков государственного лесного фонда.
16.12.2013 г. ООО «ДОЦ плюс» обратилось в Управление лесами с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки (цессии) права аренды 4 лесных участков на территории 3 лесничеств, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Письмом от 17.12.2013 №3338 заместитель начальника Управления лесами ФИО1 согласовал переуступку (цессию) права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
20.12.2013 г. между ООО «ДОЦ плюс» в лице ФИО5 действующего на основании доверенности ФИО3 и ООО «Синтезлесэкспорт» в лице генерального директора И. заключены соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков.
В соответствии с указанными соглашениями, права аренды перешли от ООО «ДОЦ плюс» к ООО «Синтезлесэкспорт» на тех же условиях, а именно без аукциона и 50-процентной ставкой при уплате арендной платы за лесные участки.
Указанное согласование переуступки (цессии) прав аренды лесных участков выданное 17.12.2013 за № 3338 заместителем начальника Управления лесами Брянской области является незаконным.
Эти нарушения, допущенные Управлением лесами нарушили права неопределенного круга лиц – жителей Брянской области, а так же иных лиц, поскольку они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а так же в из использовании, как основу своей жизни и деятельности.
Заявитель просит суд:
признать незаконными действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17.12.2013 за № 3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов;
отменить согласование от 17.12.2013 за № 3338 Управления лесами Брянской области на переуступку (цессию) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Определением суда от 19 июня 2014 года в качестве заинтересованных лиц были привлечены: УЭБиПК УМВД России по Брянской области, ООО «Синтезлесэкспорт», ООО «ДОЦ плюс».
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачев М.С. поддержал заявление.
Представитель Управления лесами Брянской области, действующий по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения заявления, по основаниям изложенным в письменном отзыве, указав на то, что заявление прокурора не подведомственно судам общей юрисдикции, т.к. оно не затрагивает экологические правоотношения, а носит экономический спор, связанный с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление не связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Согласование от 17.12.2013 г. №3338 Управления лесами Брянской области на переуступку (цессию) права аренды лесных участков не наносит вред в области охраны окружающей среды и природопользования, здоровью человека и интересам неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 10 п.п. «г» договора аренды лесного участка ГУ «Трубчевское лесничество» Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств от 04 сентября 2008 г. Арендатор имеет право передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другим лицам. Управлением лесами Брянской области проведено согласование переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского и Знобовского участковых лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество», Щегловского участкового лесничества ГКУ «Навлинское леничество», Негинского и Холмечского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество при реализации инвестиционного проекта ООО «ДОЦ плюс» в уполномоченном в области освоения лесов органе государственной власти субъекта Российской Федерации (постановление правительства Брянской области 3257-п от 23 июня 2014 г.) и в Федеральном агентстве лесного хозяйства (решение №ЮГ-06-27/6988 от 17.06.2014 г). Согласование было утверждено в связи с исполнением своих кредиторских обязательств в виде инвестиций в объёме, превышающем размер израсходованных средств на реализацию приоритетного инвестиционного проекта и выполнением работ по инвестиционному проекту.
Представители ООО «ДОЦ плюс» - директор ООО «ДОЦ плюс» ФИО3 и представитель, действующий по доверенности и по устному заявлению ФИО2 в судебном заседании заявление природоохранного прокурора поддержали, указав, на то, что оспариваемым письмом о согласовании переуступки права аренды ООО «ДОЦ плюс» было введено в заблуждение о порядке передачи права аренды и внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект, в связи с чем в настоящее время общество несет значительные убытки.
Представитель ООО «Синтезлесэкспорт», действующая по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявления по основаниям изложенным в письменном отзыве. По существу пояснила, что в нарушение норм закона, прокурор в своем заявлении не указал, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое их право нарушено, а также не содержится ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Зявление подано в защиту интересов конкретного юридического лица - ООО «ДОЦ плюс». Данное дело подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ. Выдача согласия Управления лесами Брянской области № 3338 от 17.12.2013 г., произведена без нарушения Федерального законодательства (Лесной Кодекс РФ), а также договоров аренды лесных участков.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и интересы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальный служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено судом, и следует из материалов дела в 2008 г. ООО «ДОЦ плюс» разработало концепцию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов».
На основании приказа Минпромторга РФ №19 от 14.07.2008г., по согласованию с Администрацией Брянской области, инвестиционный проект в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В рамках реализации данного проекта, на основании постановления Администрации Брянской области от 04.08.2008 г. №730, ООО «ДОЦ плюс» получило на безаукционной основе по договорам аренды 10 участков государственного лесного фонда, а именно:
- на основании договора аренды лесного участка от 04.09.2008 года, дополнительного соглашения от 1.02.2012 к указанному договору, участки государственного лесного фонда площадью <...> кв.м. в Холмовском участковом лесничестве <...> (бывшее Холмовское лесничество) и в кварталах № 2 - 72 (бывшее Знобовское лесничество), расположенных на территории ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество»;
- на основании договора аренды лесного участка от 01.09.2008 года, лесного фонда площадью <...> гектара в Негинском участковом лесничестве <...> расположенные на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;
на основании договора аренды лесного участка от 28.08.2008 года, участки государственного лесного фонда площадью <...> гектара в Холмечском участковом лесничестве <...> расположенные на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;
на основании договора аренды лесного участка от 26.08.2008 года, участки государственного лесного фонда площадью <...> гектар в Щегловском участковом лесничестве (в границах бывшего Алтуховского лесничества) <...> расположенные на территории ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».
16.12.2013 г. ООО «ДОЦ плюс» обратилось в Управление лесами с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки (цессии) права аренды 4 лесных участков на территории 3 лесничеств, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В ответ 17.12.2013 №3338 заместитель начальника Управления лесами ФИО1 согласовал переуступку (цессию) права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В результате данного согласования 20.12.2013 г. и руководствуясь им между ООО «ДОЦ плюс» и ООО «Синтезлесэкспорт» были заключены соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков, что указанно в пунктах 1.1. соглашений. Впоследствии 03.032014 года были заключены дополнительные соглашения к соглашениям об уступке права по договору аренды, по которым было уточнено, что Цедент не уступает Цессионарию право льготной оплаты арендной платы по договору, установленное Постановлением Правительства РФ №419 от 30.06.2007. Цессионарий обязан оплачивать арендную плату, установленную Арендодателем в полном объеме, в соответствии с ст. 73 Лесного Кодекса РФ.
В соответствии с указанными соглашениями, права аренды спорных лесных участков перешли от ООО «ДОЦ плюс» к ООО «Синтезлесэкспорт» на тех же условиях, а именно без аукциона и 50-процентной ставкой при уплате арендной платы за лесные участки Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс».
Как установлено в судебном заседании данные соглашения были исполнены путем использования спорных лесных участков ООО «Синтезлесэкспорт» и прошли государственную регистрацию.
Вместе с тем, в Федеральное агентство лесного хозяйства поступил проект изменений в лесной план Брянской области, который не был согласован письмом от 05.06.2014г., так как передача прав и обязанностей по договору аренды другим лицам не соответствует задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а так же целям предоставления государственных льгот на заключение договора аренды лесных участков.
Согласно п.1 статьи 74 Лесного Кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. (подп.2 п.3 статьи 74 ЛК РФ)
Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. (п.1,2 ст.22 ЛК РФ)
Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (вместе с "Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов") определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - перечень).
Внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно приказа Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов" устанавливает процедуру внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, утвержденные в соответствии с Положением о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов"
Основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения (далее - заинтересованный орган), об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект (далее - заявка).
Заинтересованным органом является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Управление лесами Брянской области.
Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган.
Заявка включает в себя: заявление инвестора о внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект; обоснование необходимости внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект; документы, подтверждающие размер объема израсходованных средств на реализацию приоритетного инвестиционного проекта, и перечень выполненных работ на момент подачи заявки; концепцию приоритетного инвестиционного проекта с внесенными изменениями.
Заявка подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, за исключением случаев, когда инвестиционный проект, в который предполагается внести изменения, был утвержден Федеральным агентством лесного хозяйства. Направление заявок на согласование осуществляет заинтересованный орган. Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения.
Заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней, принимает решение об утверждении заявки или решение об отказе в утверждении заявки.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Согласно п.1.1 Положения об управлении лесами Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 82 (далее Положение) управление лесами Брянской области (далее - управление) является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Управление осуществляет полномочия в области лесных отношений на территории Брянской области по рассмотрению и утверждению заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией приоритетных инвестиционных проектов. (п. 3.21. Положения)
Из анализа вышеназванных норм следует, что ООО «ДОЦ плюс» должно подавать соответствующую заявку в заинтересованный орган исполнительной власти Брянской области, который направляет ее на согласование в Рослесхоз РФ. Рослесхоз РФ приняв решение о согласовании заявки или об его отказе в ее согласовании в течение 10 рабочих дней уведомляет заинтересованный орган. После получения согласия Рослесхоза РФ заинтересованный орган направляет заявку в Минпромторг РФ для получения их согласования. Получив согласование Минпромторга РФ заинтересованный орган расторгает договоры аренды, и лесные участки переходят в распоряжение субъекта Российской Федерации, который распоряжается ими в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон на сегодняшний день заявки ООО «ДОЦ плюс» от Управления лесами Брянской области на согласование изменений в концепцию инвестиционного проекта, в связи с отказом от части лесных участков в Рослесхоз РФ не направлялось.
Таким образом, Управление лесами Брянской области является органом, осуществляющим в установленном порядке, контроль за реализацией приоритетных инвестиционных проектов, в том числе участвующий в вышеуказанной процедуре изменений вносимых в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов.
В силу п.1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Однако, переуступки права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Вместе с тем, само согласование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Управлением лесами Брянской области не соответствует закону и не отвечает задачам, которые исполняет данный орган по контролю за реализацией приоритетных инвестиционных проектов.
Данное согласование легло в основу незаконных действий хозяйствующих субъектов ООО «ДОЦ плюс» и ООО «Синтезлесэкспорт», а также повлекло негативные последствия по несанкционированной передачи лесных участок. Сделки на сегодняшний день не расторгнуты и в суде не оспорены.
В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии с ч. 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Анализ Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 5 Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что лес является частью экологической системы, а государственный экологический надзор включает в себя государственный лесной надзор.
Данный спор возник при реализации прокурором правоохранной функции. В случае расторжения договоров аренды лесные участки переходят в пользования неопределенного круга лиц. Прокурор выступил в защиту экологической системы и иных прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями и посетителями лесного фонда, а также в защиту базовых основ конституционного строя Российской Федерации, не затрагивая прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка представителя Управления лесами Брянской области и представителя ООО «Синтезлесэкспорт» на то, что заявление прокурора направлено не на защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц, государственных и общественных интересов, является не состоятельной.
Прокурор, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27 статьями 1, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предъявил иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, выступив в качестве процессуального истца.
Заявленное прокурором требование в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не входит в перечень требований, содержащийся в ст. 52 АПК РФ, который может быть предъявлен прокурором в интересах других лиц и рассмотрен в порядке арбитражного производства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности согласования Управления лесами Брянской области письмом от 17.12.2013 года за №3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубческое лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В связи с чем, данное согласование подлежит отмене, как нарушающее права и свободы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194-198, 254, 45 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Управлению Лесами Брянской области об оспаривании действий - удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17.12.2013 года за №3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Отменить согласование от 17.12.2013 года за №3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловсовского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Красносолободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество» полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в порядке апелляции через суд Советского района города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.В. Артюхова