ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4051 от 02.08.2010 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Тольятти                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2010 года   Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

с участием прокурора Разумовой Е.В.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-4051/10 по иску Прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Кириковой Ю.В. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма,

установил:

Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Кириковой Ю.В. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Представитель истца Разумова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено что Кирикова Ю.В., Дата обезличена года рождения, осталась без попечения родителей. Мать Кириковой Ю.В. умерла в 2001г., отец Кириков В.Н. приговором Риддерского городского суда от 26.05.2005г. осужден к шести годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 09.08.2004г. Распоряжением администрации Шигонского района Самарской области Качурина Р.П. (тетя) назначена опекуном ребенка, после совершеннолетия опека прекращена. Какого-либо жилья за Кириковой Ю.В. закреплено не было. В настоящее время она проживает по адресу: ..., ..., нигде не обучается, работает в ОАО «АвтоВАЗ», слесарем. Распоряжением заместителя мэра от 06.04.2009г. № 2012-р/4 Кирикова Ю.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 26.01.2007г. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Кириковой Ю.В. жилое помещение, расположенное в г.о.Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения.

Истец Кирикова Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Кирикова Ю.В. поставлена на учет 06.04.2010г. и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. На 29.01.2010г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья числится 194 человека. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о.Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, полагает, что в случае удовлетворения исковых требований Кириковой Ю.В. нарушаются права лиц, стоящих в списке очередности первыми. Просит в иске отказать.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ   государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ»   с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2ст. 57 ЖК РФ   жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8   Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ   гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии со ст. 10 ФЗ   «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Судом установлено, что на основании Распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 06.04.2009г. № 2012-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» Кирикова Ю.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 26.01.2007г., что также подтверждается распоряжением № 106 от 12.02.2007г. «О включении в списки очередности граждан, подавших заявления о принятии на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Из свидетельства о рождении следует, что Кирикова Юлия Валерьевна родилась Дата обезличена., отец: Кириков Валерий Николаевич, мать Козлова Татьяна Петровна.

Мать Шикова Татьяна Петровна 23.11.2001г. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.

Отец Кириков Валерий Николаевич от дочери отказался, в родительских правах не восстанавливался, что подтверждается сообщением Администрации м.р.Шигонский Самарской области. Кроме того, приговором Риддерского городского суда от 26.05.2005г. осужден к шести годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Начало срока - Дата обезличенаг., конец срока – Дата обезличенаг.

Согласно распоряжения Номер обезличен от Дата обезличенаг. Кириковой Ю.В. назначен попечитель – ФИО10, проживающая по адресу: Самарская область, Шигонский район, ..., .... Закрепить право на проживание Кириковой Ю.В. по адресу: ..., ....

ФИО11 принадлежит на праве собственности четырехкомнатная квартира по адресу: Самарская область, Шигонский район, ..., ..., ..., ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.1999г.

Согласно справки Администрации ....... от 03.07.2008г. Кирикова Ю.В. зарегистрирована по адресу: Самарская область, Шигонский район, ..., ..., дом Номер обезличен.

Из справки от 27.02.2009г. видно, что Кирикова Ю.В. поступила в 5 класс (приказ № 6 от 28.04.2002г.) в общеобразовательное учреждение ... среднюю общеобразовательную школу и закончила 9 классов (приказ № 14 от 13.06.2006г.).

Согласно справки от 16.03.2009г. Кирикова Ю.В. обучалась в ГОУ СПО Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий, на дневном отделении, с 01.11.2006г. по 24.06.2008г. профессии начального профессионального образования «Мастер отделочных строительных работ». Окончила полный курс.

Кирикова Ю.В. с 18.06.2008г. работает в ОАО «АвтоВАЗ» слесарем механосборочных работ в подразделении опытно-промышленного производства цех сборки автомобиля, что подтверждается справкой № 109 от 11.03.2009г. Стаж работы в ОАО «АвтоВАЗ» с 18.06.2008г.

Из ответа Шигонского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации», УФРС по Самарской области, МП «Инвентаризатор» следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Кириковой Ю.В. отсутствуют, право приватизации не использовал.

Согласно справки Администрации муниципального района ... от 21.01.2009г. Кирикова Ю.В. жилой площади на территории м.р.... не имеет, социальных выплат на приобретение жилья не получала.

Представитель ответчика не оспаривает, что Кирикова Ю.В. с 26.01.2007г. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика также не оспаривает право Кириковой Ю.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности соответствующей категории граждан и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение Кириковой Ю.В. по договору социального найма мэрия не имеет возможности, суд не может принять во внимание, поскольку не подтверждены материалами дела. Поскольку, мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Доводы ответчика о том, что согласно п.1.2 Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, не может быть принята во внимание, поскольку, в соответствии ч.3 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» социальная выплата может предоставляться в соответствии с письменного заявления.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти   управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Кириковой Ю.В. жилой площади должна быть исполнена.

Требования прокурора Автозаводского района об обязании Правительства Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение для истца жилого помещения суд считает преждевременными, поскольку они касаются порядка исполнения решения суда, и в случае необходимости истцом может быть подано заявление об изменении способа и порядка исполнения или о разъяснении решения суда. Кроме того, спорные правоотношения регулируются Бюджетным Кодексом РФ, а физические лица субъектами данных правоотношений не являются. Кроме того, требования о выделении денежных средств предъявлены в интересах мэрии, представителем которой прокурор Автозаводского района г.Тольятти не является. Право выбора предоставления жилого помещения или социальных выплат принадлежит истцу, он изъявил желание получить именно жилое помещение, а не социальные выплаты. Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Требование прокурора Автозаводского района г.Тольятти об обращении решения суда к немедленному исполнению не подлежит удовлетворению. Согласно ст. 211 ГПК РФ решение суда о выделении жилого помещения не относится к случаям обязательного немедленного исполнения. Прокурором не указаны особые обстоятельства в соответствии с которыми замедление в исполнении принятого решения может привести к значительному ущербу для истца или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Кириковой Юлии Валерьевне, Дата обезличена года рождения, жилое помещение, расположенное в городском округе Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2010г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья