ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4052/17 от 30.11.2017 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-4052\17 30 ноября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Голиковой К.А.

При секретаре Павлове А.Э.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КИО Санкт-Петербурга, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» об обязании изъять жилое помещение из оперативного управления, подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление о регистрации прекращении права оперативного управления, обязать внести сведение о жилом помещении в реестр прав на недвижимое имущество (реестр муниципальной собственности), обязании издать распоряжение о предоставлении освободившейся комнаты к занимаемой жилой площади, обязании заключить договор социального найма на квартиру,

У с т а н о в и л :

Истец указывает, что на основании решения Смольнинского районного исполнительного комитета от . ФИО предоставлена комната площадью21 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> (ныне квартира ). Как указывает истец, по данному адресу также зарегистрированы ФИО2 и ФИО3. Как указывает истец, распоряжением от 06.09.2012г. имущественный комплекс ФБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» безвозмездно передает в собственность Санкт-Петербурга, включая нежилые помещения по адресу: <адрес>. Как указывает истец, решением Смольнинского районного суда от 20.01.2010г. установлено, что ФИО1 вселилась в занимаемое жилое помещение на законных основаниях – на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ., и квартира является жилым помещением с жилой площадью и местами общего пользования, м квартиры № и подлежат учету в качестве жилых помещений, в инвентарное дело должны быть внесены соответствующие изменения. Истец указывает, что на основании решения суда в инвентарное дело были внесены изменения, и в июне 2010 года ПИБ Центрального района выдан новый паспорт на квартиру от 30.06.2010г.. Истец также указывает, что решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2010г. отказано в удовлетворении исковых требований ФБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» о признании незаконными действий ГУП «ГУИОН» на внесение изменений в сведения о техническом учете объектов капитального строительства и прекращения кадастрового учета квартиры по вышеуказанному адресу. Истец также указывает, что судебными актами установлен факт использования названных помещений в качестве жилых с 1987 года, а право оперативного управления учреждения в отношении здания, в котором находится квартира, зарегистрировано с 2006 года. Истец также указывает, что здание по вышеуказанному адресу является нежилым зданием с жилыми помещениями. Истец считает, что при передаче в муниципальную собственность жилое помещение по вышеуказанному адресу утратило статус служебного помещения, и к правоотношениям в отношении указанного помещения должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В силу этого, как считает истец, такое жилое помещение может быть приобретено в собственность граждан в порядке приватизации. Как указывает истец, ФИО1 получила ответ КИО СПб о том, что проводятся мероприятия по подготовке к перемещению станции и прекращению права оперативного управления на объект . Однако, как указывает истец, права ФИО1 нарушаются до настоящего времени. В связи с изложенным истец просит обязать Комитет имущественных отношений СПб внести сведения о комнате пл. 21 кв.м по вышеуказанному адресу в качестве самостоятельного объекта недвижимости в Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию Центрального района применить для комнаты площадью 21 кв.м по вышеуказанному адресу правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, то есть издать решение об исключении комнаты из числа служебных, обязать администрацию района заключить договор социального найма с ФИО1 с составом семьи: она, супруг и дочь, - на указанное жилое помещение. В судебном заседании от 26.10.2017г. истец уточнила исковые требования, просит обязать КИО Санкт-Петербурга изъять квартиру по вышеуказанному адресу из оперативного управления ФБГУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция», обязать КИО Санкт-Петербурга внести сведения о квартире в качестве самостоятельного объекта недвижимости в реестра прав на недвижимое имущество, обязать администрацию Центрального района вынести распоряжение о предоставлении комнаты пл. 26 кв.м в квартире по вышеуказанному адресу в дополнение к занимаемой ФИО1 и членам ее семьи, обязании администрации района заключить договор социального найма на комнаты пл. 21 и 26 в вышеуказанной квартире с ФИО1, включив в договор сведения о членах семьи ФИО1 – ФИО3 и ФИО2. Истец ее представитель – ФИО5 (по ходатайству и доверенности от 05.12.2016г.) – в судебное заседание явились, дополнили исковые требования, просят обязать КИО Санкт-Петербурга изъять квартиру по вышеуказанному адресу из оперативного управления ФБГУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция», обязать ФБГУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» подать заявление о регистрации прекращения права оперативного управления на сложносоставное помещение по вышеуказанному адресу в Управление Росреестра по СПб, обязать КИО СПб внести сведения о квартире в качестве самостоятельного объекта недвижимости в реестра прав на недвижимое имущество, обязать администрацию Центрального района вынести распоряжение о предоставлении комнаты пл. 26 кв.м в квартире по вышеуказанному адресу в дополнение к занимаемой ФИО1 и членам ее семьи, обязании администрации района заключить договор социального найма на комнаты пл. 21 и 26 в вышеуказанной квартире с ФИО1, включив в договор сведения о членах семьи ФИО1 – ФИО3 и ФИО2.

Ответчик – СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» - представитель ФИО4 (по доверенности от 28.12.2016г. ) – в судебное заседание явилась, считает исковые требования преждевременными, спорные помещения являются служебными, а также указывает, что в настоящее время производится подбор помещений.

Ответчик – Администрация Центрального района Санкт-Петербурга – представитель ФИО6 (по доверенности от 01.11.2017г. ) – в судебное заседание явилась, возражает против удовлетворения исковых требований, поддерживает позицию КИО СПб, полагает, что в настоящее время нарушение прав истца администрацией района не допущено, помещение не находится в собственности Санкт-Петербурга, а также указывает, что для регистрации прав и прекращения прав требуется совместное заявление КИО и учреждения

Ответчик – КИО Санкт-Петербурга – представитель ФИО7 (по доверенности от 29.12.2016г. ) – в судебное заседание явился, исковые требования не признает, указывает, что до настоящего времени изменения статуса жилого помещения не произошло, а также не имеется отказа учреждения от права оперативного управления в отношении спорного помещения, кроме того, помещение уже числится жилым, считает, что в настоящее время отсутствует нарушение прав истца.

Третьи лица – ФИО2 и ФИО3 – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены через истца, сведений об уважительных причинах неявки в суд и пояснений по иску не представили. Учитывая, что третьи лица не явились в судебное заседание без уважительных причин, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает следующее:

Согласно материалам дела ФИО (после перемены фамилии – Люшненко) выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ. на право занятия служебной жилой площади, а именно: комнаты площадью 20 кв.м в квартире по адресу: г. <адрес> (л.д. 12).

Согласно ответу Филиала СПб ГУП «ГУИОН» ПИБ Центрального района от 20.11.2017г. в период с 1939 г. до 1994 года помещение, в котором располагается занимаемая истцом комната, было учтено в качестве изолятора, используемого под жилые цели (изолятор 2). По состоянию на 1994 год указанное помещение учтено в качестве лечебно-санитарного помещения общей площадью 87,5 кв.м. При этом, комната площадью 21 кв.м, в которой проживает истец, являлась частью помещения . Как указано в ответе ГУП ГУИОН, в 2010 году восстановлены границы помещений № и по данным 1994 года, и в составе строения литера <адрес> учтены квартиры №, . При этом, помещению с общей площадью 87,8 кв.м присвоен номер (л.д. 13). Указанное помещение состоит из двух жилых комнат площадью 21,00 кв.м и 26,00 кв.м (л.д. 13, 15-21).

Решением Калининского районного суда от 21.09.2003г. по делу , решением Калининского районного суда от 24 марта 2010 года по делу , решением Смольнинского районного суда от 20.01.2010г. по делу , решением Смольнинского районного суда от 26 июня 2007 года по делу подтверждена законность вселения истца и членов ее семьи в квартиру (в настоящее время – квартира ) по вышеуказанному адресу и законность проживания в данном жилом помещении. Истец и члены ее семьи: ФИО2 и <данные изъяты> ФИО3, - зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства (л.д. 89).

В процессе рассмотрения дела Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлено, что вышеуказанное помещение использовалось в качестве жилого с 1987 года. Право оперативного управления СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» в отношении указанного жилого помещения было зарегистрировано в 2006 году. В ходе судебного разбирательства также установлено, что 08 февраля 2007 года нежилое здание по адресу: г. СПб, <адрес>, - было включено в Реестр федерального имущества (л.д. 65). Распоряжением ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге № 597-р от 06 сентября 2012 года имущественный комплекс СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция», в том числе и нежилое здание по вышеуказанному адресу, передано из собственности Российской Федерации в собственность Санкт-Петербург (л.д. 69, 70, 71, 144). Акт о приеме-передачи имущественного комплекса в собственность <адрес> оформлен 27 сентября 2012г.. То есть право государственной собственности Санкт-Петербурга на имущественный комплекс возникло. Однако, до настоящего времени право оперативного управления учреждения в отношении указанного имущества не прекращено.

Истец просит обязать ответчиков изъять жилое помещение из оперативного управления, подать заявление о прекращении права оперативного управления и внести сведения о жилом помещении в реестр прав на недвижимое имущество, полагая, что передача здания из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербург влечет прекращение права оперативного управления и изменение статуса жилого помещения, в котором проживает истец.

Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, распоряжением КУГИ Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2010г. № 55-р утверждено Положение о порядке формирования предложений о передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга и из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность (далее – Положение). В Положении установлен порядок решения вопросов о прекращении вещных прав в виде права оперативного управления на объекты недвижимости в случае передачи указанных объектов из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга и из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность.

Исходя из содержания п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) и п. 2.5 Положения, передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями или предприятиями, из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга допускается с согласия указанного учреждения или предприятия. При этом, возникает необходимость решения вопроса об изъятии объектов из оперативного управления (п. 2.5 Положения). Однако, правом принятия решения об изъятии имущества из оперативного управления обладает только собственник указанного имущества в лице уполномоченных органов.

Юридические действия, связанные с изъятием имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга или на праве оперативного управления государственным учреждениям Санкт-Петербурга, осуществляет КИО Санкт-Петербурга. Указанные полномочия закреплены за КИО Санкт-Петербурга в пункте 3.20 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015г. № 98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга».

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 не относится к числу собственников спорного имущества, следовательно, у ФИО1 отсутствует право требования изъятия указанного имущества из оперативного управления учреждения.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, до настоящего времени спорное жилое помещения является служебным. Передача служебного жилого помещения из федеральной собственности в государственную собственность не влечет автоматического изменения статуса указанного жилого помещения, и изменение статуса служебного жилого помещения возможно только при наличии согласия собственника указанного помещения.

В силу требований ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства СПб от 26.08.2008г. № 1078, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга находится в компетенции администрации района.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, администрацией Центрального района не принято решение об изменении статуса спорного жилого помещения, и ответчик не дал согласие на совершение указанных действий. При данных обстоятельствах основания для обязания ответчика изменить статус спорного жилого помещения отсутствуют.

Вместе с тем, исходя из представленных материалов, в настоящее время ответчиками проводятся мероприятия по изъятию недвижимого имущества по адресу: г. СПб, <адрес> - из оперативного управления учреждения (письмо от 14.12.2016г., ответ КИО от 19.10.2017г., письмо администрации района от 12.10.2017г. и др.). При этом, поскольку здание, в котором находится спорное жилое помещение, признано ограничено пригодным для эксплуатации, и в нем располагаются производственные помещения, то ответчиками предпринимаются меры к признанию жилого помещения, которое занимает семья ФИО1, непригодным к постоянному проживанию (или переводу жилого помещения в нежилой фонд) с целью дальнейшего переселения жильцов. Данные обстоятельства в дополнение к вышеуказанным свидетельствуют об отсутствии оснований для обязания администрации района заключить договор социального найма спорного жилого помещения с истцами (ст. 15 ЖК РФ, ст. 62 ЖК РФ; ч. 2 ст. 102 ЖК РФ).

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.

Как указано в ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В силу изложенного к спорным правоотношениям не подлежат применению положения ст. 59 ЖК РФ о предоставлении освободившихся комнат в коммунальной квартире в дополнение к занимаемой жилой площади, а значит, не подлежат удовлетворению требования истца о предоставления комнаты площадью 26 кв.м в дополнение к занимаемой служебной комнате площадью 21 кв.м.

Учитывая вышеизложенное суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к КИО Санкт-Петербурга, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» отказать полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КИО Санкт-Петербурга, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» об обязании изъять жилое помещение из оперативного управления, подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление о регистрации прекращении права оперативного управления, обязать внести сведение о жилом помещении в реестр прав на недвижимое имущество (реестр муниципальной собственности), обязании издать распоряжение о предоставлении освободившейся комнаты к занимаемой жилой площади, обязании заключить договор социального найма на квартиру отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья