Дело № 2-4053/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий 23 октября 2014 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Ромасюка А.В.
при секретаре Шохиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Полысаевского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении льготы,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО1, <дата>.р., обратился в суд с иском к ответчику к Управлению социальной защиты населения Полысаевского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении льготы.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 обратился к ответчику с заявлением от <дата> по поводу предоставления ему, как ветерану труда, льготы по предоставлению ежемесячной денежной выплаты в размере 120 рублей гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии), которая предусмотрена пунктом 6 части первой статьи 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 года №105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда». При этом указал в заявлении, что одновременно является инвалидам второй группы и ветераном труда, и подобной льготы не получает поскольку она не предусмотрена в Федеральном Законе от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции от 22.08.2004 №122-ФЗ).
В полученном по почте письме от <дата><номер> ответчик уведомил, что истцу отказано в предоставлении льготы по тем основаниям, что актами федерального уровня и регионального уровня (а именно -Кемеровской области) не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставления их одновременно по нескольким основаниям».
Считает отказ ответчика предоставить ежемесячную денежную выплату в размере 120 рублей, как абоненту сети фиксированной телефонной связи незаконным, а истолкование законов не правильным.
Так, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции от 22.08.2004 №122-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом названый закон не устанавливает конкретной льготы по оплате за пользование телефонной связью. Соответственно положения статьи 28-1 закона, на которые ссылается ответчик, не могут охватывать и распространяться на льготы по денежным выплатам относительно частичной компенсации за пользование телефонной связью ветеранами труда, если даже они являются инвалидами. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьёй 28-1 закона, охватывает и заменяет только те льготы в натуральном выражении, которые предусмотрены именно этим законом конкретно для граждан, являющихся инвалидами. Также этот закон не запрещает предоставление иных дополнительных льгот за счёт средств субъектов федерации. Наоборот, в пункте 6 части первой статьи 5 этого закона указывается на право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Кемеровской области от 20 декабря 2004 года №105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» определяет на основании Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда. Он не устанавливает каких-либо ограничений в зависимости от наличия инвалидности у этой категории граждан. Пунктом 6 части первой статьи 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 года №105-03 именно ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляется такая мера социальной поддержки, как «6) ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии)». Никаких ограничений этим законом не установлено. Наоборот, частью 2 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что «ветеранам труда могут предоставляться иные меры социальной поддержки, установленные им в соответствии с другими законами». Да и вступил в силу этот закон с 1 января 2005 года.
То есть, указанные законы регулируют правоотношения с участием различных субъектов (граждан - инвалидов и граждан - ветеранов труда), и по различным основаниям, и с различными целями. А изложенное ответчиком истолкование предписаний этих законов и отказ ответчика предоставить льготу не соответствуют духу указанных законов. Действия ответчика нарушает право истца как ветерана труда на получение ежемесячной выплаты.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2005 года №462-0 указано, что по смыслу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки следует рассматривать объём представлявшихся по ранее действующему законодательству льгот до 1 января 2005 года. Именно минимального стандарта (размера) социальной поддержки.
Поэтому, предоставление дополнительных льгот отдельным категориям граждан за счёт средств бюджетов субъектов федерации никаким образом не противоречит предписаниям Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции от 22.08.2004 №122-ФЗ). Такое предоставление льгот должно рассматриваться как действия по реализации предписаний пункта 6 части первой статьи 5 этого закона.
В связи с изложенным истец просит признать незаконным отказ ответчика (Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа) в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии). А кроме того, просит обязать ответчика Управление социальной защиты населения Полысаевского городского округа предоставить ежемесячную денежную выплату в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии) с момента обращения к ответчику за социальной поддержкой, то есть с апреля 2014 года.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа ФИО2 иск не признала, представила письменный отзыв, согласно которому, ФИО1<дата> обратился в социальный отдел управления социальной защиты населения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством, для инвалидов.
На основании представленных документов, а также в соответствии с заявлением ФИО1, начальником управления социальной защиты населения ФИО3 было принято решение о назначении мер социальной поддержки, предусмотренных для категории - инвалид (меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
С 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены полномочия органов власти всех уровней и их расходные обязательства в сфере предоставления мер социальной поддержки населения. Согласно указанному Закону, социальная поддержка инвалидов является полномочием Российской Федерации.
Меры социальной поддержки инвалидам предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет федерального бюджета.
Законами Кемеровской области от 27.01.2005 № 15-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и от 14.02.2005г. № 25-03 «О социальной поддержки инвалидов» для инвалидов действуют дополнительные меры поддержки за счет средств областного бюджета.
Согласно Федеральному закону от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка ветеранов труда лиц относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Ветеранам труда меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законами Кемеровской области от 20.12.2004 №105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» за счет средств областного бюджета.
Указанными нормативными правовыми актами федерального уровня и регионального уровня (а именно - <адрес>) не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям.
Кроме того, по мнению ответчика, до <дата> согласно части 5 ст. 28 Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей, была установлена 50% скидка за пользование телефоном. С 01.01.2005 в соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 ст. 28 Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» часть 5 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признана утратившая силу.
Также в соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ дополнен ст.28.1 предусматривающий право инвалидов и детей-инвалидов на ежемесячную денежную выплату. Помимо этого п.3 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ оговорено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
На основании вышеизложенного, истцу, получающему меры социальной поддержки по категории «инвалид», не может предоставляться одновременно льготы по категории «ветеран труда» (ежемесячная денежная выплата за услуги фиксированной телефонной связи), так как, согласно законодательства, не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, находит требования истца законными и обоснованными.
Частями 1, 2 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от <дата> N 3061-1), Федеральным законом от <дата> N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» предусмотрено, что Ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются следующие меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 120 рублей гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии).
В судебном заседании установлено, что ФИО1, <дата>.р., инвалид <данные изъяты>, <дата> обратился к ответчику с заявлением (л.д.13) о предоставлении льготы - ежемесячная денежная выплаты в размере 120 рублей гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии), как ветерану труда, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д.14).
Истцу <дата> было отказано в предоставлении льготы со ссылкой на нормы, изложенные в возражениях на исковое заявление, поскольку лицу, получающему меры социальной поддержки по категории «инвалид», не может предоставляться одновременно льготы по категории «ветеран труда» (ежемесячная денежная выплата за услуги фиксированной телефонной связи), так как, согласно законодательства, не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям.
Таким образом, не оспаривая фактические обстоятельства, между сторонами возник спор по поводу толкования и применения законодательства, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки инвалидам и ветеранам труда.
Действительно, ответчик совершенно справедливо отмечает, что лицу, получающему меры социальной поддержки по категории «инвалид», не могут предоставляться одновременно льготы по категории «ветеран труда», так как не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям.
Между тем, суд считает, что ответчик неверно отождествляет понятия «ежемесячная денежная выплата», предусмотренное ч.3 ст.28.1 Федерального закона №181-ФЗ, и «ежемесячная денежная выплата 120 рублей гражданам, являющимся абонентам сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии)», предусмотренное п.6 ч.1 ст.4 Закона Кемеровской области №105-ОЗ.
Несмотря на их тождественную формулировку, это явно омонимы, так как относятся по сути к разным мерам социальной поддержки, то есть не только разные основания у этих льгот (инвалиды и ветераны), но и совершенно разные цели, и природа их в целом.
Так, если в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» смысловую нагрузку несет словосочетание «ежемесячная денежная выплата», то по Закону Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» смысловую нагрузку несет целиком словосочетание «ежемесячная денежная выплата за услуги фиксированной телефонной связи».
Таким образом, суд полагает, что для применения пункта 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо установление тождественности мер социальной поддержки (льгот), которые, в свою очередь, могут назначаться по разным основаниям.
Основания назначения таких мер определяются законодателем традиционно в зависимости от категории граждан. Однако, виды льгот, определяются в зависимости от тех социальных, правовых и экономических благ, которые гарантируются государством отдельным категориям граждан.
Поскольку ежемесячная денежная выплата по пункту 6 части 1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» направлена исключительно на компенсацию затрат на использование сети фиксированной телефонной связи, а ежемесячная денежная выплата по части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеет конкретный целевой характер, а служит формой социальной защиты лиц с нарушением здоровья – материальной основой создания равенства с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, то данные льготы нельзя выбирать в зависимости от основания их назначения. Одновременное использование указанных льгот, при наличии оснований, законодателем не запрещено постольку, поскольку данные льготы не являются однородными.
Иное толкование означало бы невозможность применения иных конкретно направленных целевых льгот наряду с общими, таким как ежемесячная денежная выплата.
Более того, такое толкование согласуется с положениями пунктов 2 и 4 статьи 5 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», согласно которым:
2. Ветеранам труда социальная поддержка обеспечивается в форме предоставления мер социальной поддержки, установленных статьей 4 настоящего Закона, либо в форме ежемесячной денежной выплаты с сохранением мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона.
4. Размер ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктами 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается ежегодно законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и не может быть ниже размера данной выплаты, установленной законом Кемеровской области об областном бюджете предыдущего финансового года соответственно для каждой категории граждан, предусмотренной настоящим Законом.
Данные положения разграничивают понятия ежемесячной денежной выплаты и иных мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона.
Тожественность льготы, предусмотренной частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ежемесячная денежная выплата) содержится в льготе, установленной пунктами 1, 2 и 4 статьи 5 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (ежемесячная денежная выплата). Именно эти льготы не могут применяться одновременно, несмотря на разные основания.
В связи с изложенным, суд находит незаконным отказ ответчика (Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа) в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии).
Согласно статье 6 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» социальная поддержка, предусмотренная настоящим Законом, предоставляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.
На сегодняшний день такой порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии) не определен. Учитывая, что предоставление льгот носит заявительный характер, суд считает, что срок предоставления указанной выше льготы следует исчислять с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением.
Поскольку ФИО1 наряду с мерой социальной поддержки, установленной статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на льготу, предусмотренную пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», то Управление социальной защиты населения Полысаевского городского округа обязано предоставить ему ежемесячную денежную выплату в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии), с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с соответствующим заявлением, то есть с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Полысаевского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении льготы удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ ответчика (Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа) в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии).
Обязать ответчика Управление социальной защиты населения Полысаевского городского округа предоставить с <дата>ФИО1 ежемесячную денежную выплату в размере 120 рублей как ветерану труда, который является абонентом сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись
Верно:
Судья Ромасюк А.В.
Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-4053/2014 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.
Решение суда отменено апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда <дата>, принято новое решение.
В иске ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Полысаевского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки отказать.
Судья А.В. Ромасюк