66RS0006-06-2018-003925-09
2-4056/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием истца Зуева А. С., его представителя Танкиевой К. В., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева А. С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании решения незаконным в части, включении периода в специальный стаж, назначении пенсии и возобновлении ее выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Зуев А. С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга (далее - Управление) о признании права на пенсионное обеспечение правомерным с 02.01.2018, восстановлении ее в первоначальном объеме с сентября 2018 года, обязании за причиненный моральный ущерб выплатить компенсацию в 6-кратном размере суммы ежемесячного пенсионного пособия.
Определением суда от 21.11.2018 к производству суда принято заявление истца Зуева А. С. об уточнении исковых требований: признании решения Управления от 28.09.2018 об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода с 13.12.1982 по 25.04.1983, обязании назначить пенсию с момента возникновения права, со 02.01.2018, возобновить ее выплату с 01.09.2018.
Определением суда от 21.11.2018 производство по делу прекращено в части требования Зуева А. С. к Управлению об обязании за причиненный моральный ущерб выплатить компенсацию в 6-кратном размере суммы ежемесячного пенсионного пособия.
В судебном заседании представитель истца Танкиева К. В. заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что в период службы истца по призыву в Советской армии действовало законодательство, согласно которому служба в армии включается в специальный стаж работы, если такая работа непосредственно предшествовала периоду службы либо следовала за ним. В этой связи в специальный стаж истца Управлением был включен полностью период его службы в армии и со 02.01.2018 назначения пенсия. Однако с сентября 2018 года выплата пенсии прекращена, при этом Управление ссылается на отсутствие у истца достаточного стажа для назначения пенсии досрочно, при этом период службы в армии включен в специальный стаж истца не полностью, а в размере, соответствующем выработанному истцом специальному стажу на 01.01.1992. Данное решение Управления незаконно, так как, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, прекращение действия нормативного акта не влияет на права, возникшие до изменения правового регулирования.
Истец Зуев А. С. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в 2015 году получил от Управления извещение о необходимости явиться для сверки сведений о наличии стажа работы по Списку №1. В Управлении заверили, что стажа работы на соответствующих видах работ будет достаточно для выхода на пенсию по достижении возраста 55 лет, в этой связи в 2016 году работу с вредными условиями труда прекратил, 26.12.2017 подал заявление о назначении пенсии, и пенсия была назначена.
Представитель ответчика Белоусова Ю. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что 26.12.2018 истец обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон «О страховых пенсиях»). Оценив представленные документы, Управлением было вынесено решение о назначении Зуеву А. С. досрочной страховой пенсии по старости с момента достижения возраста 55 лет, то есть с 02.01.2018. Данным решением было установлено, что стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет 05 лет 00 месяцев 07 дней.
В сентябре 2018 г. при проверке пенсионного дела Зуева А. С. Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что досрочная страхования пенсия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» назначена необоснованно. В этой связи Управлением вынесено решение об отказе в назначении пенсии от 28.09.2018 < № >, которым установлено, что Зуев А. С. имеет стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию, по состоянию на 26.12.2017 продолжительностью 04 года 07 месяцев 24 дня; с 01.09.2018 выплата пенсии прекращена. При этом не включен в стаж на соответствующих видах работ период прохождения службы по призыву в Советской армии с 13.12.1982 по 25.04.1983, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление от 16.07.2014 №665), по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подп. «а» п. 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее - Положение от 03.08.1972 №590). В абз. третьем подп. «а» п. 1 указанного Постановления указан Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее - Список №1 от 22.08.1956 №1173), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992. Согласно п. 109 Положения от 03.08.1972 №590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР; при этом в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункт «а» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Так как стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, у истца на 01.01.1992 составляет 01 год 07 месяцев 17 дней, следовательно, службы в армии может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ в размере, не превышающем 01 год 07 месяцев 17 дней, поэтому решением Управления от 28.09.2018 в специальный стаж истца включен период его службы в армии с 26.04.1981 по 12.12.1982, то есть указанной продолжительности. В этой связи правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода с 13.12.1982 по 25.04.1983 не имеется. Страховой стаж истца составляет 21 год 06 месяцев 26 дней.
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26.12.2017 Зуев А. С., < дд.мм.гггг > рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из объяснений сторон, Управлением истцу со 02.01.2018 была назначена досрочная страховая пенсия по старости по указанному основанию, однако с 01.09.2018 ее выплата прекращена ввиду принятия Управлением решения < № > от 28.09.2018.
Решением Управления < № > от 28.09.2018 установлено, что по состоянию на 26.12.2017 стаж истца на соответствующих видах работ составил 04 года 07 месяцев 24 дня.
Управление приняло решение об отказе Зуеву А. С. в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 5 лет, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом в специальный страховой стаж включен период службы по призыву в Советской армии с 26.04.1981 по 12.12.1982 и не включен период службы по призыву в Советской армии с13.12.1982 по 25.04.1983, так как при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяется Список №1 от 22.08.1956 №1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992; в соответствии с п. 109 Положения от 03.08.1972 №590, при назначения пенсии на льготных условиях (подпункт «а» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (л. д. 5-8).
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. ч. 2-4 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В абз. 3 подп. «а» п. 1, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Судом установлено и следует из копий трудовой книжки и военного билета Зуева А. С., что истец в периоды с 26.04.1981 по 25.04.1983 проходил военную службу в рядах Советской Армии, с 13.06.1983 был принят на работу подземным учеником горнорабочего на участке №3 шахты Буланаш в Шахтоуправление «Егоршинское» Вахрушевского производственного объединения по добыче угля (Вахрушевуголь) (л. д. 10-11, 12-37).
В специальный стаж истца ответчиком в бесспорном порядке был включен период его работы подземным учеником горнорабочего на участке №3 шахты Буланаш в Шахтоуправление «Егоршинское» Вахрушевского производственного объединения по добыче угля (Вахрушевуголь) с 13.06.1983 по 30.11.1983, всего без учета службы по призыву в Советской армии (с 26.04.1981 по 25.04.1983, что составляет 02 года 00 месяцев 00 дней) в специальный стаж истца ответчиком включено 02 года 07 месяцев 24 дня (л. д. 5-8).
В период службы Зуева А. С. в составе Вооруженных Сил СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 №2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно подп. «к» п. 109 Положения от 03.08.1972 №590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения).
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункт «а» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, поскольку после окончания военной службы Зуев А. С. работал на подземных работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, то, в соответствии с указанным Положением, период прохождения службы подлежит включению в соответствующий специальный стаж истца.
При этом поскольку период военной службы в рядах Советской Армии относится к периоду деятельности истца до 01.01.1992 (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П и от 24.05.2001 №8-П, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 №320-О.
Таким образом, поскольку служба в армии полностью имела место до 01.01.1992, общий и специальный трудовой стаж был выработан истцом до введения в действие нового правового регулирования частично, стаж работы истца с подземными условиями труда составляет 2 года 7 месяцев 24 дня (засчитанный ответчиком в бесспорном порядке), что превышает продолжительность периода службы в армии (2 года 00 месяцев 00 дней), суд приходит к выводу, что спорный период службы истца в рядах Советской Армии с 13.12.1982 по 25.04.1983 ответчик необоснованно не включил истцу в специальный стаж.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении пенсии Зуев А. С., < дд.мм.гггг > рождения, обратился в Управление 26.12.2017 (л. д. 5-8).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 данного Закона, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. В силу ч. 3 указанной статьи Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Подтверждение стажа работы с подземными условиями труда потребовало необходимости обращения истца в суд на защитой нарушенного права.
Зуеву А. С. на < дд.мм.гггг > исполнилось 55 лет, и ему по условиям п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» необходимо иметь специальный стаж 5 лет.
Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Без учета спорных периодов специальный страховой стаж истца на 26.12.2017 составил 04 года 07 месяцев 24 дня, с учетом спорного период 05 лет 00 месяцев 07 дней. Расчет специального стажа:
период службы по призыву в Советской армии с 13.12.1982 по 25.04.1983 - 00 лет 04 месяца 13 дней.
04 года 07 месяцев 24 дня + 00 лет 04 месяца 13 дней = 05 лет 00 месяцев 07 дней.
Принимая во внимание, что на 02.01.2018 Зуеву А.С. исполнилось 55 лет, он имеет страховой стаж более 20 лет, при включении спорного периода требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж истца составляет на указанную дату необходимую продолжительность - 5 лет, в связи с чем требования о назначении пенсии со 02.01.2018 и возобновлении ее выплаты с 01.09.2018 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зуева А. С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании решения незаконным в части, включении периода в специальный стаж, назначении пенсии и возобновлении ее выплаты удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга < № > от 28.09.2018 об отказе в назначении пенсии Зуеву А. С. признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с подземными условиями труда, Зуеву А. С. период службы по призыву в Советской армии с 13.12.1982 по 25.04.1983, назначить ему пенсию со 02.01.2018 и возобновить ее выплату с 01.09.2018.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2018.
Судья