ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4058/2015 от 04.08.2016 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-542/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2016 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Хмелевской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечения службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему,

У С ТА Н О В И Л:

Енисейский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» с требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему, а также возложении на ответчика обязанности обеспечить службу авиационной безопасности аэропортов «Игарка», «Черемшанка» служебным оружием и патронами к нему в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной Енисейской транспортной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства о транспортной и авиационной безопасности, было установлено, что ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обслуживанию судов, пассажиров и грузов в аэропортах «Черемшанка» и «Игарка»; для указанных целей осуществляет организацию и обеспечение авиационной безопасности. В аэропортах «Черемшанка» и «Игарка» создана и осуществляет постоянную деятельность служба авиационной безопасности (САБ). На САБ возложены полномочия по контролю пропускного режима и досмотровые мероприятия. При этом служебным оружием подразделения службы авиационной безопасности не оснащены. Непринятие мер по обеспечению сотрудников САБ служебным оружием нарушает право пассажиров, работников аэропорта, иных лиц, находящихся и осуществляющих деятельность в аэропортах, на безопасность жизни и здоровья.

В судебном заседании Енисейский транспортный прокурор Максимов М.А. заявленные требования поддержал, в обоснование заявленных требований привел доводы, аналогичные вышеизложенному, суду пояснил, что поскольку сотрудники службы авиационной безопасности не обеспечены служебным оружием, они не могут в полной мере обеспечить возложенные на них законом функции по охране жизни и здоровья лиц, находящихся в аэропорту, а также по защите объектов транспортной инфраструктуры аэропорта.

Представитель ответчика ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» Кузнецов Н.Г., полномочия которого подтверждены представленной доверенностью, в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил, что действующее законодательство РФ об авиационной безопасности не обязывает юридических лиц с особыми уставными задачами обеспечить служебным оружием и специальными средствами сотрудников службы авиационной безопасности, а лишь предоставляет указанным лицам в силу служебных обязанностей право носить, хранить и использовать служебное оружие. При этом аэропорты «Черемшанка» и «Игарка» относятся к третьей категории объектов транспортной инфраструктуры, которые не наделены таким правом.

Представитель третьего лица – Сибирского линейного управления МВД РФ на транспорте – Соболев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Енисейского транспортного прокурора поддержал, суду пояснил, что обязанность оснастить службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему для обеспечения требований авиационной безопасности предусмотрена п. 3 ст. 84 ВК РФ и п. 4-5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 года № 142.

Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Воздушный кодекс РФ в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360).

Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В соответствии с пунктом 9 указанных Федеральных авиационных правил служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Таким образом, Министерство транспорта РФ, реализуя предоставленные ему в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение администрацией аэропорта требований пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, чего не учел суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Статья 10 Федерального закона «Об оружии», определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» является юридическим лицом, имеющим филиал Аэропорт «Игарка», предметом деятельности которого, согласно п. 2.2.1 Устава, является обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов, в том числе, организация и обеспечение авиационной безопасности.

В мае 2015 года Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в аэролпортах «Черемшанка» и «Игарка» законодательства о транспортной и авиационной безопасности.

В ходе данной проверки у заместителя генерального директора по авиационной безопасности ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» отобраны объяснения, согласно которых на САБ возложены полномочия по контролю пропускного режима и досмотровые мероприятия, иные предусмотренные законом САБ функции. Служебным оружием подразделения САБ не оснащены. Ранее служебное оружие имелось, но как и по каким причинам оружие изымалось, информацией не владеет. Разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов предприятие в настоящее время не имеет.

Из объяснений указанного лица, специальная подготовка сотрудников САБ, либо проверка на наличие ограничений для обращения со служебным оружием не проводилась.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» с заявлением в органы МВД России на получение государственных услуг не обращалось; лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение и использование служебного оружия не выдавались; служба авиационной безопасности в аэропортах «Черемшанка» и «Игарка» служебным оружием не оснащена.

Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что охрана территории аэропортов «Черемшанка» и «Игарка» и зданий осуществляется подразделением вневедомственной охраны Минтранса РФ (ФГУП «УВО Минтранса России») на основании соответствующих договоров, кроме того авиационная безопасность в аэропортах обеспечивается Линейными отделами полиции.

В соответствии с договором, заключенным 20.03.2015 года ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Минтранса России», последним осуществляется охрана аэропорта «Черемшанка», а также контроль пропускного и внутриобъектового режимов; договор перезаключен по истечении срока. Аналогичный договор заключен ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» 10.03.2015 года на охрану аэропорта «Игарка».

Согласно справке Сибирского линейного управления МВД РФ на транспорте, в аэропорту «Черемшанка» задействуется наряд подразделения полиции по досмотру (пункт предполетного досмотра).

Между тем, указанные обстоятельства сами по себе не могут быть признаны достаточными для вывода о том, что подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта РФ полностью осуществляет комплекс мер, посредством которых в аэропортах «Черемшанка» и «Игарка» достигается обеспечение авиационной безопасности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Так в соответствии с подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 20 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. № 142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.

При этом в соответствии с пунктами 45 и 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.

Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.

В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897) воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

Доказательств осуществления подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, иными лицами, не являющимися сотрудниками службы авиационной безопасности ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, предполетного досмотра воздушных судов суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что аэропорты «Черемшанка» и «Игарка» относятся к третьей категории объектов транспортной инфраструктуры и САБ таких объектов не наделены правом на приобретение, хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, суд находит несостоятельными, поскольку, как установлено судом, подразделения транспортной безопасности в ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» не созданы. Функции данных подразделений выполняет служба авиационной безопасности, деятельность которой регулируется, в том числе, Федеральными авиационными правилами, в силу пункта 5 которых служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами. Нормами ФАП вопросы оснащения САБ оружием не ставятся в зависимость от категории аэропорта.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, анализируя вышеприведенные нормы правового регулирования, учитывая, что сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, работников, иных лиц, находящихся на территории аэропорта, а также с защитой воздушных судов и объектов авиатранспортной инфраструктуры и такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации; учитывая и то, что в нарушение обязательных для исполнения администрацией аэропорта требований, установленных пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», ответчиком допущено незаконное бездействие, выражающееся в не принятии мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, созданию условий, необходимых для приобретения и хранения служебного оружия в порядке, установленном действующим законодательством, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечения службы авиационной безопасности аэропорта «Черемшанка» и аэропорта «Игарка» служебным оружием и патронами к нему удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», выражающееся в не принятии мер по обеспечению сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта «Черемшанка» и аэропорта «Игарка» служебным оружием.

Обязать ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» обеспечить службы авиационной безопасности аэропорта «Черемшанка» и аэропорта «Игарка» служебным оружием и патронами к нему.

Установить срок для исполнения настоящего решения – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (08.08.2016 года).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко